На тягачах установлено седельно—сцепное устройство с замковым отверстием в захватах диаметром 50,8 мм. Устройство предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, имеющим стандартный сцепной шкворень.

Седло 10 (рис. 1), на которое опирается полуприцеп, качается в продольной и поперечной плоскостях. В продольной — на осях 15, в поперечной — за счет деформации резины шарниров 11.

Устройство седельно-сцепное: 1 - рукоятка замка захватов; 2 - захваты сцепного механизма; 3 - кулак запорный; 4 - предохранитель саморасцепки; 5, 7 - пружины; 6 - защелка замка захватов; 8 - шплинт - проволока; 9 - пластина стопорная; 10 - седло; 11 - шарнир (сайлент-блок); 12 - масленка; 13 - кронштейн опоры; 14 - палец захвата; 15 - ось шарнира; А - вид на седло снизу

Сцепка седла со шкворнем полуприцепа осуществляется двумя захватами 2 сцепного механизма.

Захваты установлены на пальцах 14 и, вращаясь на них, охватывают шкворень.

Захваты удерживаются в закрытом положении запорным кулаком 3 под действием пружины 5, установленной на штоке запорного кулака.

Когда произошла сцепка, предохранитель 4 саморасцепки занимает вертикальное положение.

Для расцепки поверните в сторону предохранитель саморасцепки и рукояткой 1 отведите запорный кулак 3 в крайнее переднее положение.

Защелка 6, оттягиваемая пружиной 7, фиксирует кулак в переднем положении.

При отъезде тягача шкворень полуприцепа разводит захваты сцепного механизма и выходит из зацепления с ними.

При этом левый захват имеющимся на нем штифтом поворачивает защелку, что дает возможность запорному кулаку переместиться назад до упора в торцы захватов, которые удерживаются в раскрытом положении.

При таком положении механизмов седло подготовлено для автоматической сцепки с полуприцепом.

При сцепке шкворень полуприцепа, перемещаясь, поворачивает захваты и заставляет их сомкнуться.

Запорный кулак, скользя по торцам, входит в паз захватов, закрывая их автоматически.

Седельно—сцепное устройство через кронштейны 13, надрамник и брусья крепятся к раме тягача. Для облегчения сцепки тягача с полуприцепом за седельным устройством установлены салазки наката.

Седельно-сцепное устройство: 1 - рама; 2 - поперечина седельного устройства; 3 - кронштейн седельного устройства; 4 - пластина стопора; 5 - масленка; 6 - седло; 7 - опора; 8 - силиз; 9 - левая губка; 10 - опорная поверхность плиты; 11 - палец губки; 12 - шплинт; 13 - масленка; 14 - шпилька крепления рукоятки; 15 - ось предохранительной планки; 16 - предохранитель саморасцепки; 17 - пружина; 18 - ось собачки запорного кулака; 19 - пружина запорного кулака; 20 - собачка запорного кулака; 21 - запорный кулак; 22 - ось; 23 - рукоятка замка захвата; 24 - правая губка; 25 - шарнир; 26 - кронштейн

Сцепка и расцепка

Перед сцепкой убедитесь в том, что седельное устройство и его крепление исправны, седло и направляющие салазок не загрязнены и на них нет посторонних предметов, при необходимости очистите верхнюю плоскость седла от загрязненной смазки и смажьте тонким слоем свежей.

Полуприцеп надежно затормозите стояночным тормозом и установите на опорном устройстве так, чтобы опорная плоскость полуприцепа находилась от поверхности земли на одном уровне с седлом тягача или несколько ниже его.

Сцепку и расцепку производите на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием.

Схема сцепки и расцепки

При этом продольные оси тягача и полуприцепа должны располагаться по одной прямой.

Порядок сцепки:

  • 1. Отведите в сторону предохранитель саморасцепки и поставьте рукоятку замка захватов в переднее крайнее положение.
  • 2. Подведите тягач задним ходом на малой скорости к полуприцепу так, чтобы шкворень полуприцепа попал между направляющими салазок и вошел в захваты седла до упора. При этом сцепка должна произойти автоматически.
  • 3. Затормозите тягач стояночным тормозом.
  • 4. Убедитесь, что рукоятка замка захватов находится в заднем крайнем положении, а предохранитель саморасцепки опущен вертикально вниз и запирает шток запорного кулака.
  • 5. Поднимите опорное устройство полуприцепа в крайнее верхнее положение и надежно закрепите его.
  • 6. Подсоедините к штепсельной розетке соединительный кабель электропроводки полуприцепа.
  • 7. Подсоедините к соединительной головке полуприцепа соединительный шланг пневматического привода тормозов тягача.
  • 8. Откройте краны пневматического привода тормозов на тягаче и полу — прицепе, поставив их рукоятки параллельно продольной оси крана.
  • 9. Отпустите стояночный тормоз полуприцепа.
  • 10. Продвиньте автопоезд на некоторое расстояние, убедитесь в исправности сцепки, исправной работе тормозов и электрических приборов полуприцепа.

Порядок расцепки:

  • 1. Затормозите полуприцеп стояночным тормозом.
  • 2. Опустите опорное устройство полуприцепа до упора в поверхность дороги, разгрузив несколько рессоры тягача.

При вынужденной расцепке на не — уплотненном грунте под опорное устройство полуприцепа подложите подкладки.

  • 3. Закройте разобщительный кран пневмосистемы тягача и клапан управления, тормозами полуприцепа, поставив их рукоятки перпендикулярно продольной оси крана.
  • Разъедините соединительные головки пневматического привода тормозов и закройте защитные крышки головок.

Соединительную головку со шлангом закрепите на площадке тягача.

  • 4. Выньте вилку соединительного кабеля электропроводки и штепсельной розетки и закрепите кабель на площадке тягача.
  • 5. Отведите в сторону предохранитель саморасцепки седла и переведите рукоятку замка захватов в переднее крайнее положение.
  • 6. Включите первую передачу и на малой скорости подайте тягач вперед до полной расцепки с полуприцепом.

При установке на автомобиль седельного устройства перед затяжкой болтов и стремянок необходимо регулировочными прокладками обеспечить зазор 2 – 3 мм между кронштейнами рамы и надрамника.

Момент затяжки крепления седельного устройства должен быть 10 – 14 кгс/м, для болтов  м14 – 8 ÷ 10 кгс/м.