На тягачах установлено седельно—сцепное устройство с замковым отверстием в захватах диаметром 50,8 мм. Устройство предназначено для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, имеющим стандартный сцепной шкворень.
Седло 10 (рис. 1), на которое опирается полуприцеп, качается в продольной и поперечной плоскостях. В продольной — на осях 15, в поперечной — за счет деформации резины шарниров 11.
Сцепка седла со шкворнем полуприцепа осуществляется двумя захватами 2 сцепного механизма.
Захваты установлены на пальцах 14 и, вращаясь на них, охватывают шкворень.
Захваты удерживаются в закрытом положении запорным кулаком 3 под действием пружины 5, установленной на штоке запорного кулака.
Когда произошла сцепка, предохранитель 4 саморасцепки занимает вертикальное положение.
Для расцепки поверните в сторону предохранитель саморасцепки и рукояткой 1 отведите запорный кулак 3 в крайнее переднее положение.
Защелка 6, оттягиваемая пружиной 7, фиксирует кулак в переднем положении.
При отъезде тягача шкворень полуприцепа разводит захваты сцепного механизма и выходит из зацепления с ними.
При этом левый захват имеющимся на нем штифтом поворачивает защелку, что дает возможность запорному кулаку переместиться назад до упора в торцы захватов, которые удерживаются в раскрытом положении.
При таком положении механизмов седло подготовлено для автоматической сцепки с полуприцепом.
При сцепке шкворень полуприцепа, перемещаясь, поворачивает захваты и заставляет их сомкнуться.
Запорный кулак, скользя по торцам, входит в паз захватов, закрывая их автоматически.
Седельно—сцепное устройство через кронштейны 13, надрамник и брусья крепятся к раме тягача. Для облегчения сцепки тягача с полуприцепом за седельным устройством установлены салазки наката.
Сцепка и расцепка
Перед сцепкой убедитесь в том, что седельное устройство и его крепление исправны, седло и направляющие салазок не загрязнены и на них нет посторонних предметов, при необходимости очистите верхнюю плоскость седла от загрязненной смазки и смажьте тонким слоем свежей.
Полуприцеп надежно затормозите стояночным тормозом и установите на опорном устройстве так, чтобы опорная плоскость полуприцепа находилась от поверхности земли на одном уровне с седлом тягача или несколько ниже его.
Сцепку и расцепку производите на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием.
При этом продольные оси тягача и полуприцепа должны располагаться по одной прямой.
Порядок сцепки:
- 1. Отведите в сторону предохранитель саморасцепки и поставьте рукоятку замка захватов в переднее крайнее положение.
- 2. Подведите тягач задним ходом на малой скорости к полуприцепу так, чтобы шкворень полуприцепа попал между направляющими салазок и вошел в захваты седла до упора. При этом сцепка должна произойти автоматически.
- 3. Затормозите тягач стояночным тормозом.
- 4. Убедитесь, что рукоятка замка захватов находится в заднем крайнем положении, а предохранитель саморасцепки опущен вертикально вниз и запирает шток запорного кулака.
- 5. Поднимите опорное устройство полуприцепа в крайнее верхнее положение и надежно закрепите его.
- 6. Подсоедините к штепсельной розетке соединительный кабель электропроводки полуприцепа.
- 7. Подсоедините к соединительной головке полуприцепа соединительный шланг пневматического привода тормозов тягача.
- 8. Откройте краны пневматического привода тормозов на тягаче и полу — прицепе, поставив их рукоятки параллельно продольной оси крана.
- 9. Отпустите стояночный тормоз полуприцепа.
- 10. Продвиньте автопоезд на некоторое расстояние, убедитесь в исправности сцепки, исправной работе тормозов и электрических приборов полуприцепа.
Порядок расцепки:
- 1. Затормозите полуприцеп стояночным тормозом.
- 2. Опустите опорное устройство полуприцепа до упора в поверхность дороги, разгрузив несколько рессоры тягача.
При вынужденной расцепке на не — уплотненном грунте под опорное устройство полуприцепа подложите подкладки.
- 3. Закройте разобщительный кран пневмосистемы тягача и клапан управления, тормозами полуприцепа, поставив их рукоятки перпендикулярно продольной оси крана.
- Разъедините соединительные головки пневматического привода тормозов и закройте защитные крышки головок.
Соединительную головку со шлангом закрепите на площадке тягача.
- 4. Выньте вилку соединительного кабеля электропроводки и штепсельной розетки и закрепите кабель на площадке тягача.
- 5. Отведите в сторону предохранитель саморасцепки седла и переведите рукоятку замка захватов в переднее крайнее положение.
- 6. Включите первую передачу и на малой скорости подайте тягач вперед до полной расцепки с полуприцепом.
При установке на автомобиль седельного устройства перед затяжкой болтов и стремянок необходимо регулировочными прокладками обеспечить зазор 2 – 3 мм между кронштейнами рамы и надрамника.
Момент затяжки крепления седельного устройства должен быть 10 – 14 кгс/м, для болтов м14 – 8 ÷ 10 кгс/м.