Топливоподкачивающий насос (рис. 1). Поршневого типа, установлен на ТНВД и приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала
В корпусе 1 насоса размещены поршень 2, пружина 3 поршня, упирающаяся одним концом в поршень, другим в пробку 5, всасывающий 25 и нагнетательный 14 клапаны, которые прижаты к седлам 26 пружинами 15.
Полость корпуса насоса, в которой перемещается поршень, соединена каналами с полостями над всасывающим и под нагнетательным клапанами.
Привод поршня осуществляется толкателем 9 через шток 7.
Ролик 13 толкателя вращается на плавающей оси 12, застопоренной от продольного перемещения двумя сухарями 11.
Одновременно сухари, перемещаясь в пазах корпуса 1, предохраняют толкатель от разворота.
Пружина 8, упирающаяся во втулку 6, прижимает толкатель к эксцентрику.
Шток 7 перемещается в направляющей втулке 6, которая завернута на специальном клее в корпусе насоса. Шток и втулка представляют собой прецизионную пару.
На топливоподкачивающем насосе установлен ручной подкачивающий насос.
Уплотнением между корпусом 18 цилиндра насоса и цилиндром 19 служит резиновая прокладка 23, которая при навернутой на цилиндр рукоятке 22 одновременно уплотняет зазор между поршнем 20 и корпусом 18.
Ремонт топливоподкачивающего насоса
Топливоподкачивающий насос (см. рис. 1) разбирают в такой последовательности:
- - вывернуть ручной насос в сборе и пробку клапана;
- - вынуть клапаны и их пружины;
- - вывернуть пробку пружины и вынуть пружину поршня и поршень;
- - снять стопорное кольцо, вынуть толкатель и пружину толкателя.
При разборке и сборке топливоподкачивающего насоса следует помнить, что поршень и корпус подкачивающего насоса, а также поршень и цилиндр ручного насоса представляют собой точно подобранные пары и разукомплектовыванию не подлежат.
Механические поломки деталей и срыв резьбы не допускаются.
Корпус топливоподкачивающего насоса не должен иметь поломок, трещин и повреждения резьбы под болты крепления топливопроводов.
Допустимый зазор между корпусом и поршнем насоса не должен превышать величины 0,18 мм.
Зазор в соединении между корпусом насоса и толкателем не должен превышать 0,2 мм.
Поршень топливного насоса не должен иметь выработки от штока толкателя глубиной более 0,25 мм.
Клапан насоса с торцевой поверхностью седла должен обеспечивать герметичность соединения.
При оценке состояния остальных деталей нужно помнить, что зазор не должен превышать:
- - между осью ролика и толкателем поршня 0,15 мм;
- - между роликом толкателя и осью ролика 0,28 мм;
- - между цилиндром и поршнем ручного насоса 0,05 мм.
Особое внимание необходимо уделять состоянию узла шток-втулка. Зазор в указанном соединении не должен превышать 0,014 мм.
Плотность указанной пары проверяют по времени падения давления от 150-—120 кгс/см2 в результате истечения топлива через зазор между втулкой и штоком.
Испытания следует проводить на профильтрованном летнем дизельном топливе или на его смесях с авиационным или веретенным маслом или тракторным керосином.
Вязкость смеси при температуре 20˚с должна быть 1,4 -1,5 условных градусов. Время падения давления до указанных пределов должно быть не менее 1 мин.
При меньшей плотности пару заменяют.
Сборка топливоподкачивающего насоса производится в последовательности, обратной разборке.
Если заменяют узел прецизионной пары шток-втулка, поверхность резьбы и торец в корпусе насоса нужно тщательно очистить от остатков клея, на котором была установлена удаленная втулка штока.
Новая втулка должна быть установлена в корпусе насоса на клее, составленном на основе эпоксидной смолы.
Для обеспечения прочности и герметичности соединения при помощи клея тщательно очищенные контактирующие поверхности корпуса насоса и втулки штока должны быть предварительно обезжирены бензином или другой жидкостью.
Втулку штока затягивают с приложением момента 1 кгсм.
После затяжки проверяют легкость перемещения штока по втулке.
Если перемещение штока затруднено, нужно слегка ослабить затяжку втулки.