Вентилятор осевого типа, пятилопастный, создает дополнительный поток воздуха через сердцевину радиатора системы охлаждения
Он закреплен на ступице 15 ведомого вала гидромуфты и размещен в кожухе
При вращении вентилятора кожух формирует поток воздуха, направленный через сердцевину радиатора, и тем самым повышает эффективность охлаждения.
Привод вентилятора гидравлический, он состоит из гидромуфты и выключателя режима ее работы.
Гидромуфта привода вентилятора обеспечивает передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к вентилятору и снижение динамических нагрузок, возникающих при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.
Выключатель обеспечивает автоматическое включение или выключение вентилятора.
Гидромуфта устанавливается в передней части двигателя соосно с коленчатым валом в полости, образованной передней крышкой блока и корпусом подшипника.
Ведущий вал в сборе с кожухом, ведущее колесо, вал шкива и шкив генератора, соединенные болтами и вращающиеся в шарикоподшипниках, составляют ведущую часть гидромуфты.
Она приводится во вращение от коленчатого вала двигателя посредством шлицевого вала.
Ведомое колесо в сборе с валом и закрепленной на нем ступицей вентилятора, вращающиеся в шарикоподшипниках, составляют ведомую часть гидромуфты.
Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами. На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес имеются радиальные лопатки, отлитые вместе с колесами.
На ведущем колесе их 33, на ведомом — 32.
Межлопаточное пространство колес образует рабочую полость гидромуфты.
Передача крутящего момента с ведущего колеса гидромуфты на ведомое колесо происходит при заполнении рабочей полости маслом.
При работающем двигателе масло, поступающее из нагнетающей секции масляного насоса через канал выключателя, попадает на лопатки вращающегося ведущего колеса, увлекается им, приобретая при этом кинетическую энергию.
В полости колес устанавливается внутренняя циркуляция масла (показано стрелками).
Частицы масла, ударяясь о лопатки ведомого колеса, отдают ему энергию, обеспечивая вращение ведомых деталей и вентилятора.
Частота вращения ведомого колеса зависит от количества масла, поступающего в полость гидромуфты.
Резкое изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя сопровождается проскальзыванием ведущего колеса гидромуфты относительно ведомого, что снижает динамические нагрузки в приводе.
Выключатель (рис.2. ), который управляет работой гидромуфты привода вентилятора, установлен в передней части двигателя на патрубке так, что его термосиловой датчик 7 находится в потоке жидкости, подаваемой от насоса к правому ряду цилиндров.
Выключатель имеет три фиксированных положения, определяющих режим работы вентилятора.
Автоматический режим — рычаг установлен в положение А.
В случае повышения температуры охлаждающей жидкости, омывающей термосиловой датчик, активная масса, находящаяся в его баллоне, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и шарик 9.
При температуре жидкости 85-90°С шарик 9 открывает масляный канал в корпусе 5.
Масло из главной магистрали двигателя по каналам в корпусе выключателя, блоке и его передней крышке, трубке и каналам в ведущем валу поступает в рабочую полость гидромуфты; при этом крутящий момент от коленчатого вала передается крыльчатке вентилятора.
При температуре охлаждающей жидкости ниже 85°С шарик под действием возвратной пружины перекрывает масляный канал в корпусе и подача масла в гидромуфту прекращается. При этом находящееся в гидромуфте масло через отверстие в кожухе сливается в картер двигателя и вентилятор отключается.
Вентилятор отключен — рычаг установлен в положение О (рис.3), Масло в гидромуфту не подается.
Крыльчатка может вращаться с небольшой частотой под действием сил трения, возникающих при вращении в подшипниках и манжетах гидромуфты.
Вентилятор включен постоянно — рычаг установлен в положение П.
В гидромуфту постоянно подается масло независимо от температуры охлаждающей жидкости, вентилятор вращается постоянно с частотой, приблизительно равной частоте вращения коленчатого вала.
Основной режим работы гидромуфты — автоматический.
При отказе выключателя гидромуфты в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) ее следует включить на постоянный режим (установить рычаг выключателя в положение А) и при первой возможности устранить неисправность выключателя