Общие сведения о техническом обслуживании автомобиля Камаз
В объем технического обслуживания входят контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, регулировочные, электротехнические и монтажно-демонтажные работы, связанные с проверкой и регулировкой отдельных узлов и агрегатов на специальных стендах и оборудовании
Если при техническом обслуживании возникает сомнение в полной исправности отдельной сборочной единицы, то ее проверьте специальным прибором или на стенде.
Техническое обслуживание автомобилей (автопоездов) КамАЗ подразделяется на обслуживание в начальный и основной периоды эксплуатации.
Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации:
- - ежедневное техническое обслуживание;
- - техническое обслуживание после первых 1000 км (сервис А);
- - техническое обслуживание после первых 4000 км (сервис В);
- - сервис 1 после первых 8000 км;
- - сервис 2 после первых 12000 км.
Техническое обслуживание в основной период эксплуатации:
Периодичность технического обслуживания автомобилей
- - ежедневное, техническое обслуживание;
- - сервис 1;
- - сервис 2;
- - сезонное техническое обслуживание (сервис С).
Основным назначением ежедневного обслуживания является общий контроль за состоянием агрегатов и систем, обеспечивающих безопасность движения, и поддержание надлежащего внешнего вида.
В начальный период эксплуатации происходит приработка деталей в агрегатах автомобиля, поэтому при проведении технического обслуживания в этот период с особой тщательностью выполняйте профилактические крепежные и смазочно-очистительные работы.
Техническое обслуживание в начальный период проводится независимо от условий эксплуатации.
В основной период эксплуатации работы по техническому обслуживанию выполняются с периодичностью, соответствующей категории условий эксплуатации
Периодичность технического обслуживания автомобилей в зависимости от характеристик условий эксплуатации:
Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием за пределами пригородной зоны
Автомобильные дороги с асфальтобетонным, цементобетонным и приравненным к ним покрытием в пригородной зоне, улицы небольших городов (с населением до 100 тыс. жителей):
- - сервис 1: 4000 км;
- - сервис 2: 12000 км;
- - сервис С: 24000 км.
Автомобильные дороги с асфальтобетонным и приравненным к ним покрытием в горной местности. Улицы больших городов
Автомобильные дороги со щебеночным или гравийным покрытием
Грунтовые профилированные и лесовозные дороги
- - сервис 1: 3200 км;
- - сервис 2: 9600 км;
- - сервис С: 19200 км.
Автомобильные дороги со щебеночным или гравийным покрытием в горной местности
Непрофилированные дороги и стерня. Карьеры, котлованы и временные подъездные пути
- - сервис 1: 2400 км;
- - сервис 2: 7200 км;
- - сервис С: 14400 км.
Сезонное техническое обслуживание включает в себя дополнительные осенние работы, которые выполняются один раз в год.
Все виды технического обслуживания проводятся в сроки, указанные в сервисной книжке.
Смазывание
Наименование масел, количество и периодичность смазывания указаны в химмотологической карте смазывания автомобиля, а расположение сборочных единиц и агрегатов, требующих периодического пополнения или замены масла, приведено на рисунке 2.
Помните, что применение заменителей существенно снижает долговечность сборочных единиц автомобиля (например, гидроусилителя рулевого механизма — в три-четыре раза) и допускается лишь как временная мера.
При переходе с одного рекомендуемого сорта масла на другой промойте коробку передач смесью из 50 % дизельного топлива и 50 % свежего, предназначенного для последующей заливки масла, прокручивая двигатель в течение 5-10 min при нейтрали в коробке передач.
Химитологическая карта автомобилей Камаз
- Система питания двигателя автомобиля
Основные:
Летом: Топливо дизельное Л-02-40 ГОСТ 305 (при температуре воздуха 0 °С и выше)
Зимой: Топливо дизельное 3-02 минус 35 ГОСТ 305 (при температуре воздуха минус 20 °С и выше); Топливо дизельное 3-02 минус 45 ГОСТ 305 (при температуре воздуха минус 30 °С и выше); Топливо дизельное А-02 ГОСТ 305 (при температуре воздуха минус 50 °С и выше)
Дублирующие:
Летом: Топливо дизельное Л-0540 ГОСТ 305 (при температуре воздуха 0 °С и выше)
Зимой: Топливо дизельное 3-05 минус 35 ГОСТ 305 (при температуре воздуха минус 20 °С и выше); Топливо дизельное 3-05 минус 45 ГОСТ 305 (при температуре воздуха минус 30 °С и выше); Топливо дизельное А-05 ГОСТ 305 (при температуре воздуха минус 50 °С и выше)
- Картер масляный (двигатели: 7403.10, 740.11-240, 740.13-260, 740.0-260, 740.30-260) - автомобилей с колесной формулой 6х6, емкость 36 литров; - автомобилей с колесной формулой 6х4, 8х4, - емкость – 30 литров
Всесезонно: Масло моторное Уфалюб ХД Экстра 15W-40 ТУ 0253-00211493112; ЛУКОЙЛ-Супер SAE 15W-40 CE/SG; ЛУКОЙЛ-Супер SAE 15W-40 CF- 4/SG ЛУКОЙЛ-Супер SAE 5W-40, CF- 4/SG, ТУ 0253-07500148636
Летом: Масло моторное М-10-Д (м) ГОСТ 8581
Зимой: Масло моторное М-8-Д (м) ГОСТ 8581
Зарубежные масла - API CE, CF-4 SAE 15W-40 SAE 5W-40
При ежедневном обслуживании – проверить уровень масла в картере и при необходимости долить
- При ТО-5500 – сменить масло;
- При ТО-2 – сменить масло
- Муфта опережения впрыска топлива (при наличии), смазывается маслом для двигателей. Емкостью 0,140 литров
При ТО-1000 – довести уровень масла до нормы
При ремонте – сменить масло при проверке и регулировке ТНВД на стенде
- Картер коробки передач:
- КП-142(14) – 8,5 литров;
- КП-152(15) – 12 литров;
- КП-161 – 11 литров;
- ZF-9S109 – 8 литров
Всесезонно: Масло ТСп-15К ГОСТ 23652 Масло ТМ3-18 КАМА ТУ 38 301-19-63 (при температуре окружающего воздуха не ниже минус 30 «С)
Всесезонно: Масло “Омскойл К” ТУ 38 301-19-93 (при температуре окружающего воздуха не ниже минус 30 «С); Смесь масла ТСп-15К с 1518% дизельного топлива марки “3” или “А” (при температуре ниже минус 30 «С)
Зарубежные масла: API GL-3, APIGL-4 SAE 80W-90 SAE 85W-90
- При ТО-1000 – довести уровень масла до нормы;
- При ТО-5500 – сменить масло;
- При ТО-2 – довести уровень масла до нормы;
При 100000 км. – Сменить масло
- Картер:
- - переднего моста – 5,8 литра;
- - среднего моста – 7,0 литров;
- - заднего моста – 7,0 литров
Всесезонно: Масло ТСп-15К ГОСТ 23652 Масло ТМ3-18 КАМА ТУ 38 301-19-63 (при температуре окружающего воздуха не ниже минус 30 «С)
Всесезонно: Масло “Омскойл К” ТУ 38 301-19-93 (при температуре окружающего воздуха не ниже минус 30 «С); Смесь масла ТСп-15К с 1518% дизельного топлива марки “3” или “А” (при температуре ниже минус 30 «С)
Зарубежные масла: API GL-3, APIGL-4 SAE 80W-90 SAE 85W-90
- При ТО-1000 – довести уровень масла до нормы;
- При ТО-5500 – сменить масло;
- При ТО-2 – довести уровень масла до нормы;
- При пробеге 50000 км – сменить масло не реже 1 раза в год
- Раздаточная коробка:
- - с коробкой отбора мощности – 5,4 литра;
- - без коробки отбора мощности – 4,5 литра;
Всесезонно: Масло ТСп-15К ГОСТ 23652 Масло ТМ3-18 КАМА ТУ 38 301-19-63 (при температуре окружающего воздуха не ниже минус 30 «С)
Всесезонно: Масло “Омскойл К” ТУ 38 301-19-93 (при температуре окружающего воздуха не ниже минус 30 «С); Смесь масла ТСп-15К с 1518% дизельного топлива марки “3” или “А” (при температуре ниже минус 30 «С)
Зарубежные масла: API GL-3, APIGL-4 SAE 80W-90 SAE 85W-90
- При ТО-1000 – довести уровень масла до нормы;
- При ТО-5500 – сменить масло;
- При ТО-2 – довести уровень масла до нормы;
- При пробеге 50000 км – сменить масло не реже 1 раза в год
- Башмаки балансирной подвески, две точки смазки, емкость 2,0 литра
Масло применяется такое, как и при обслуживании коробки передач
- При ТО-1000 – довести уровень до нормы;
- При ТО-2, СТО – сменить масло при регулировке осевого зазора
- Картер межосевого дифференциала:
Масло применяется тоже, что и при обслуживании коробки передач, емкость 1,2 литра. При СТО сменить масло при разборке и ремонте узла
- Полость шаровых опор переднего моста – две точки смазки, емкость 6,0 литров.
Смесь 50% масла ТСп-15К ГОСТ 23652 с 50% смазки Литол-24 ГОСТ 21150
Разобрать шарнир и заменить смазку
- Верхние подшипники шкворней – две точки смазки емкостью 0,2 литра
Смесь 50% масла ТСп-15К ГОСТ 23652 с 50% смазки Литол-24 ГОСТ 21150
При ТО-10000 и ТО-2 смазать через пресс-масленки
- Трос крана управления делителем передач – масло, применяемое в коробке передач, емкость 0,002 литра
При сервисном техническом обслуживании смазать с помощью масленки
- Шкворни поворотных кулаков – четыре точки смазки
Смазка Лита ТУ 381011308, смазка Литол-24, зарубежная смазка Shell: Aeroshell, Grease 6, 22, емкость 0,072 кг
При ТО-1000, ТО-5500, ТО-1 – смазать через пресс-масленку, сделав не более трех ходов
- Подшипник муфты выключения сцепления – одна точка смазки, 0,015 кг. При ТО-1000, ТО-5500, ТО-2 – смазать через пресс-масленку
- ПГУ - одна точка смазки, 0,06 кг – смазать при ремонте и сборке узла
- Втулка вала вилки выключения сцепления – две точки смазки, такая же смазка, 0,015 кг. При ТО-1000, ТО-5500, ТО-2 – смазать через пресс-масленку
- Направляющая передней крышки (сцепление модели 17) – одна точка смазки
Смазка Лита ТУ 381011308, смазка Литол-24, зарубежная смазка Shell: Aeroshell, Grease 6, 22, емкость 0,015кг
При ТО-1000, ТО-5500, ТО-2 – смазать через пресс-масленку, сделав шприцем не более двух ходов
- Передний подшипник первичного вала – одна точка смазки, 0,015 кг. Смазка такая же – смазать при снятии коробки передач
- Шаровой подшипник рычага переключения передач коробки передач* Смазка такая же – 0,01 кг – смазать при сборке и ремонте узла
- Ось тяги управления коробкой передач* - 0,008 кг – смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
- Шаровой шарнир тяги управления коробкой передач* - 0,01 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
- Шаровые шарниры реактивной тяги* - 0,02 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
- Шаровые соединения дистанционного привода управления коробкой передач* - 0,02 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
- Клапан включения демультипликатора* - 0,02 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
- Фиксатор блокировки включения передач* - 0,005 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
- Опоры тяг дистанционного привода управления коробкой передач* 0,05 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
- Наконечник рычага переключения коробки передач* - 0,03 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
(* Для коробки передач 161 в составе силового агрегата с двигателем 740.20-260, 740.30-260)
- Кран управления делителем передач – одна точка смазки - 0,01 кг – смазка Циатим-221 или смазка Лита ТУ 381011308, зарубежная смазка Shell: Aeroshell, Grease 6, 22 – смазать при сборке и ремонте узла
- Клапан включения делителя передач - 0,02 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
- Механизм переключения делителя передач – две точки смазки - 0,02 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
- Редукционный клапан управления механизмом - 0,01 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
- Воздухораспределитель механизма управления делителем передач, одна точка смазки. Смазка Циатим-221 или смазка Лита ТУ 381011308, зарубежная смазка Shell: Aeroshell, Grease 6,22, Alvania Ep 2 – смазать при сборке и ремонте узла
- Полость сменных шестерен датчика спидометра - 0,015 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
- Тяга управления жалюзи радиатора – одна точка смазки. Смазка Литол-24, Солидолы Ж, зарубежная смазка Shell, Alvania Ep 2 - 0,03 кг – смазать при сборке и ремонте узла
- Тяга ручного управления остановом двигателя – одна точка смазки, 0,03 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
- Шаровые пальцы наконечников тяг привода рычага ТНВД – две точки смазки. Смазка Литол-24 зарубежная смазка Shell, Alvania Ep 2 - 0,015 кг - смазка такая же – смазать при сборке и ремонте узла
- Телескопический толкатель управления подачей топлива – одна точка смазки. Смазка такая же – заложить смазку 0,005 кг
- Кран сливной системы охлаждения – смазка Литол-24, Циатим-221, зарубежная смазка Shell: Aeroshell, Grease 6,22, Alvania Ep
- Шлицевые соединения карданных валов мостов. Смазка такая же – При сборке и ремонте смазать шлицы и заложить смазку в шлицевые соединения
- Шарниры карданных валов по две точки смазки. Смазывать при ТО-1000, ТО-2 при эксплуатации через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки из под кромок уплотнений
- Подшипник ступиц колес передней оси две точки смазки, передняя, вторая ось (КамАЗ-6540) четыре точки смазки. Смазка Литол-24, Циатим-221, зарубежная смазка Shell: Aeroshell, Grease 6,22, Alvania Ep. Заложить смазку при снятой ступице между роликами и сепараторами равномерно по всей полости подшипников
- Подшипник ступиц колес среднего и заднего моста – две точки смазки. Смазка такая же, по 0,8 кг. Заложить смазку при снятой ступице между роликами и сепараторами равномерно по всей полости подшипников
- Держатель запасного колеса (трущиеся поверхности). Смазка Литол-24, Солидолы Ж, зарубежная смазка Shell, Alvania Ep 2 - 0,03 кг – смазать при сборке и ремонте узла
- Шарниры рулевых тяг – четыре точки смазки. Смазка такая же – 0,150 кг. При ТО-1000, ТО-5500, ТО-1 – смазать через пресс-масленки до выдавливании свежей смазки
- Шарниры карданного вала рулевого управления – восемь точек смазки. Смазка Литол-24, Циатим-221, зарубежная смазка Shell: Aeroshell, Grease 6,22, Alvania Ep – смазать при ремонте и сборке узла
- Шлицы карданного вала рулевого управления. Смазать при ремонте и сборке узла. Смазка такая же 0,040 кг.
- Пальцы передних рессор – две точки смазки.
- Рессоры задние и передние (листы), для КамАЗ-6540
- Регулировочные рычаги тормозных механизмов, для КамАЗ-6540
- Втулки валов разжимных кулаков:
- - передний кронштейн;
- - передний кронштейн для КамАЗ-6540
- Втулки валов разжимных кулаков: - задний кронштейн. Смазать через пресс-масленки, до выдавливания свежей смазки
- Ролик колодки тормоза и ось ролика – смазать тонким слоем при сборке и ремонте узла
- Посадочные места оси колодки тормоза - смазать тонким слоем при сборке и ремонте узла
- Трос управления правой и левой заслонкой системы отопления, краном системы отопления - смазать тонким слоем при сборке и ремонте узла
- Оси передних опор кабины – при ТО-1000, ТО-5500, ТО-1 – смазать через пресс-масленку до выдавливания свежей смазки
- Включатель массы – смазать при сборке и ремонте узла
- Рессоры заднего крепления кабины – две точки смазки. Смазка графитная УСс- А, зарубежная - Shell: Alvania HDX 2, Rhodina EP 2. Смазать при разборке и ремонте узла
- Пластины торсиона сиденья водителя – смазать при необходимости
- Подшипник винта торсиона – смазать при ремонте и разборке узла
- Оси роликов и направляющие рычагов сиденья водителя - смазать при ремонте и разборке узла
- Беговые дорожки шариков и роликов направляющих механизмов перемещения сиденья водителя – смазать при необходимости
- Ограничитель открывания дверей – смазать при необходимости
- Запор кабины – смазать при необходимости
- Петля двери кабины - 0,010 кг - Смазать при сборке и ремонте узла
- Стеклоподъемник двери кабины. Смазка Лита ТУ 381011308 или Циатим-201 ГОСТ 6267, Смазка Литол-24 ГОСТ21150, Shell: Aeroshell Grease 6, 22 0,020 кг. Смазать при сборке и ремонте узла
- Замок двери кабины - 0,020 кг - Смазать при необходимости
- Привод замка двери кабины. Смазка Лита ТУ 381011308, Смазка Литол-24 ГОСТ 21150 Shell: Aeroshell Grease 6, 22 Alvania EP 2 - 0,020 кг. Смазать при необходимости
- Ручка наружная двери кабины - 0,005 кг - Смазать при необходимости
- Кран управления отопителем кабины - 0,002 кг - Смазать при ремонте и сборке узла
- Кран сливной системы отопления. Смазка Литол-24 ГОСТ 21150, Смазка Лита ТУ 38 1011308, Shell: Aeroshell Grease 6, - 22 0,002 кг - Смазать при ремонте и сборке узла
- Клеммы аккумуляторных батарей - Смазка Литол-24 ГОСТ 21150, Shell: Alvania EP 2 0,020 кг ТО-2 - Смазать тонким слоем
- Штекерные соединения электрооборудования - Смазка Литол-24 ГОСТ 21150, Смазка ВНИ-ИНП-510 ТУ 38 101910, Shell: Alvania EP 2 Retinax EP 2 - 0,008 кг СТО - Смазать тонким слоем 1 раз в год
- Стартер - Смазка Лита ТУ 38 1011308, Смазка Циатим-201 ГОСТ 6267, Shell: Aeroshell Grease 6, 22 - 0,025 кг СТО (1 раз в 2 года) СТО (1 раз в 2 года) Смазать шлицевой вал привода.
- Подшипник водяного насоса. Смазка Литол-24 ГОСТ 21150, Смазка Лита ТУ 381011308, Shell: Alvania EP 2 - 0,015 кг ТО-2 ТО-2 - Смазать через пресс- масленку
- Оси шарниров платформы 2 Смазка Литол-24 ГОСТ 21150, Солидолы Ж ГОСТ 1033 или Солидолы С ГОСТ 4366 Shell: Alvania EP 2 Retinax EP 2 - 0,036 кг ТО-1. Смазать через пресс- масленку до выдавливания свежей смазки
- Шаровые опоры гидроцилиндра - 0,100 кг - Смазать при ремонте и сборке узла
- Оси крепления гидроцилиндра 0,100 кг - Смазать при ремонте и сборке узла
- Оси крепления платформы – 2 точки смазки. Смазка Литол-24 ГОСТ 21150, Солидолы Ж ГОСТ 1033, Shell: Alvania EP 2, Rhodina RL2 - 0,010 кг. Смазать при ремонте и сборке узла
- Оси крепления рамки- стабилизатора платформы 2 - 0,010 кг - Смазать при ремонте и сборке узла
- Тягово-сцепное устройство - 0,200 кг. Смазать с помощью напорной масленки 1 раз в неделю
- Матрица сцепного устройства - 0.025 кг СТО - Смазать гайку, заполнив до половины крышку матрицы смазкой
- Седельное устройство – 0,170 кг ТО-2 ТО-1000 ТО-1 - Смазать через пресс-масленки
- Опорная поверхность седла - 0.400 кг: ТО-2 ТО-1000 ТО-1 - Смазать равномерным слоем опорную плиту
- Стебель крюка буксирного прибора - 0,039 кг. ТО-1000, ТО-2 - Смазать через пресс- масленку
- Гайка буксирного прибора - 0,025 кг. ТО-1000 ТО-2 - Смазать через пресс-масленку
Оборудование лесовозное технологическое
- Ось коника. Смазка Литол-24 ГОСТ 21150, Солидолы Ж ГОСТ 1033, Shell: Alvania EP 2, Rhodina RL2. ТО-1000, ТО-1 – смазать через пресс-масленку
- Ось стоек коника – две точки смазки. Смазка такая же. Смазать при сборке и при необходимости
- Нижняя плоскость поворотного круга. То же
- Трущиеся поверхности механизма запирающего устройства. То же
- Пальцы буксирной рамки. То же
- Наружные незащищенные лакокрасочным покрытием поверхности технологического оборудования (при хранении на открытых площадках). Смазка пушечная (ПВК) ГОСТ 19537, Солидолы Ж ГОСТ 1033
Лебедка
- Редуктор лебедки. Масло применяемое в коробке передач – 3,900 литра. Смена масла один раз в год
- Ролики направляющие лебедки
- Трос лебедки
- Подшипник вала барабана лебедки в траверсе. Смазка Лигол-24 ГОСТ 21150
- Шарниры карданного вала лебедки. Смазка Литол-24
- Шлицевое соединение карданной передачи
- Амортизаторы передней подвески
- Амортизаторы кабины. Амортизаторная жидкость АЖ-12Т ГОСТ 23008
- Гидроусилитель рулевого управления - для КАМАЗ-6540
- Гидроподъемник кабины и запасного колеса
- Гидросистема механизма подъема платформы: - КАМАЗ-65111 - КАМАЗ-65115 - КАМАЗ-6540. Летом: Индустриальное И-20А ГОСТ 20799 Зимой: Индустриальное И-12А ГОСТ 20799
- Гидропривод выключения сцепления. Тормозная жидкость.
- Система охлаждения двигателя 740.20-260, 740.30-260 - с подогревателем 15.8106; - с ПЖД-30; - с ПЖД-12Б
- Система охлаждения двигателя 7403.10, 740.11-240, 740.13-260 – 33,5 литра – При ежедневном обслуживании - довести уровень до нормы.
- - с подогревателем 15.8106 – 38 литров - Сменить жидкость 1 раз в год. Срок смены ОЖ “Лена” один раз в два года
- - с ПЖД-30; - с ПЖД-12Б - Сменить жидкость 1 раз в год. Срок смены ОЖ “Лена” один раз в два года
Крепежные работы
В перечне операций технического обслуживания предусмотрены крепежные работы, выполнение которых обязательно.
Для контроля выполнения крепежных работ в статье - Моменты затяжки крепежа КамАЗ приведена таблица моментов затяжки резьбовых соединений, затягиваемых при техническом обслуживании.
Особенности выполнения ремонтных работ
Текущий ремонт автомобиля заключается в устранении возникающих неисправностей и повреждений, обнаруживаемых в процессе эксплуатации или технического обслуживания путем ремонтных операций, связанных с частичной или полной разборкой агрегатов, сборочных единиц или их заменой, а также с заменой отдельных деталей (кроме базовых).
Базовой деталью агрегата является наиболее сложная и дорогая деталь (корпус, основание, каркас, блок и т. д.), к которой крепятся все другие детали.
Перед разборкой агрегата (двигателя) или какой-либо находящейся на нем сборочной единицы проверьте общее состояние агрегата (двигателя) с использованием диагностического оборудования и соберите как можно больше данных о нем.
Это поможет определить причину неисправности.
Для более быстрой и тщательной проверки агрегат (двигатель) перед осмотром очистите от грязи и вымойте.
Снимайте, транспортируйте и устанавливайте агрегат (двигатель) при помощи подъемно-транспортных средств, оборудованных приспособлениями, гарантирующими полную безопасность работ.
При выполнении операций ремонта руководствуйтесь следующими общими принципами
Разбирайте и собирайте детали любой сборочной единицы или агрегата на специальном стенде или верстаке, пользуясь специальным инструментом и приспособлениями
Все сборочные единицы и агрегаты собирайте в последовательности, обратной разборке. Поэтому при разборке располагайте детали в определенном порядке.
Детали, соединенные сваркой, клепкой или неподвижными посадками, разбирайте только в тех случаях, когда это вызывается условиями ремонта.
Вывинчивайте шпильки только тогда, когда это необходимо по условиям разборки агрегата или сборочной единицы, при замене шпильки и детали.
Перед затягиванием болтов крепления головок цилиндров (если их снимали) удалите масло или воду из резьбовых отверстий блока.
Не обезличивайте пары деталей, которые устанавливаются на двигатель только комплектно:
- - крышки коренных подшипников с блоком, шатуны с крышками шатунов, плунжерные пары топливного насоса высокого давления, поршень с цилиндром ручного топливоподкачивающего насоса, шток с втулкой штока топливного насоса низкого давления;
- - ведомую и ведущую шестерни, главной передачи редукторов ведущих мостов.
Прокладки осторожно отделяйте от плоскостей прилегания с помощью отвертки; выпрессовывайте детали только с помощью инструментов, при их отсутствии с помощью специальных выколоток или легкими ударами медного (деревянного) молотка.
Для проверки технического состояния все детали после разборки очистите от пыли, накипи, нагара, лаковых отложений, ржавчины, промойте и просушите. Не промывайте детали из алюминиевых и цинковых сплавов в щелочных растворах.
Контроль деталей, начинайте с внешнего осмотра, для выявления дефектов на ответственных деталях пользуйтесь лупами или магнитным дефектоскопом. Детали, прошедшие проверку на магнитном дефектоскопе, размагнитить.
При осмотре выбраковывайте:
- - детали, имеющие значительные задиры, отколы или выкрашивания, следы обгорания;
- - детали с трещинами на рабочих поверхностях и в местах, испытывающих при работе большие нагрузки (например, на коленчатых валах и шатунах трещины недопустимы);
- - крепежные детали, имеющие повреждения резьбы более двух ниток;
- - болты и гайки с изношенными гранями, а также винты с забитыми или сорванными прорезями головок;
- - шплинтовочную проволоку и стопорные шайбы с отгибающимися краями;
- - резиновые детали, потерявшие эластичность;
- - шланги с трещинами и расслоениями;
- - трубопроводы с вмятинами, уменьшающими их сечение, или с трещинами на развальцованных концах;
- - смятые латунные муфты;
- - металлические панели и детали оперения, имеющие на поверхностях вмятины, трещины и пробоины;
- - топливные баки, имеющие места вмятин, течи, нарушения слоя покрытия или окраски.
Перед сборкой подготовьте все детали следующим образом:
- - зачистите забоины и заусенцы на сопрягаемых поверхностях деталей;
- - восстановите резьбу, поврежденную в допустимых пределах;
- - заварите трещины или раковины в ненагруженных местах деталей (например, в стенках водяных рубашек и выпускных газопроводов); после сварки швы зачистите для придания надлежащего внешнего вида детали;
- - плоскости разъема, у которых коробление незначительно превышает допустимое, исправьте шабровкой;
- - проверьте на герметичность водяные и масляные полости деталей и сборочных единиц, а также топливопроводы высокого и низкого давления;
- - удалите антикоррозийное покрытие, применяемое при хранении деталей;
- - детали и сборочные единицы топливного насоса высокого давления, ручного насоса и форсунок промойте чистым летним дизельным топливом, прецизионные детали (плунжерные пары, нагнетательные клапаны и распылители) — бензином.
После промывки обдуйте детали сжатым воздухом.
Не протирайте детали топливной аппаратуры обтирочным материалом.
Перед сборкой уплотнительные прокладки, резьбы в отверстиях под пробки и резьбы в сквозных отверстиях смажьте уплотнительной невысыхающей пастой, а войлочные сальники пропитайте смазкой.
Под готовностью к сборке понимается, что все сборочные единицы, подлежащие восстановлению, восстановлены или заменены новыми и находятся в готовности к сборке.
Во время сборочных работ осмотрите каждый механизм и убедитесь в том, что ничего не было упущено при восстановлении.
Сборку осуществляйте в условиях, гарантирующих чистоту деталей.
При затягивании соединений, уплотняемых резиновыми прокладками, не допускайте больших усилий, иначе прокладки будут разрушены.
Резьбовые соединения при сборке затягивайте, обеспечив крутящие моменты, рекомендуемые в Моменты затяжки крепежа КамАЗ.
При запрессовке подшипников качения инструмент должен упираться в запрессовываемое кольцо.
При установке сальников и манжет пользуйтесь оправками.
После ремонта сборочных единиц и их замены на автомобиле произведите обкатку, чтобы убедиться в исправности всех механизмов и систем и правильности их взаимодействия.