Стартер представляет собой герметичный электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения с электромагнитным тяговым реле и приводом с храповым механизмом свободного хода
Включение стартера дистанционное.
Шестерня привода входит в зацепление с венцом маховика принудительно с помощью электромагнитного тягового реле.
Стартер выполнен для работы в однопроводной схеме, где вторым проводом служит масса двигателя.
На двигателях КамАЗ установлен стартер СТ142Б (рис.1), номинальное напряжение которого 24 В, номинальная мощность 7,7 кВт, ток холостого хода при напряжении 24 В должен быть не более 130 А.
Передаточное число двигатель — стартер равно 11,3.
В крышке помещены на четырех полюсах обмотки возбуждения из медного прямоугольного провода.
Обмотки соединены параллельно-последовательно, в. этом случае сопротивление четырех катушек (на четырех полюсах) равно сопротивлению одной катушки.
Щеткодержатели укреплены на траверсе, которая крепится к крышке четырьмя болтами.
В каждом щеткодержателе находятся две щетки, прижимаемые к коллектору пружинами.
Якорь вращается в трех скользящих подшипниках, вкладыши которых смазываются турбинным маслом 22 (можно применять моторное масло) .
В крышках стартера и промежуточной опоре имеются масляные резервуары с фальцами, закрытыми герметично.
Герметизация стартера осуществляется с помощью уплотнительных колец круглого поперечного сечения.
Выводные болты стартера и тягового реле уплотнены резиновыми шайбами, а якорь тягового реле защищен резиновым сильфоном.
Вал стартера у промежуточной опоры со стороны привода защищен резиновой армированной манжетой.
Крышка со стороны коллектора выполнена без смотровых окон.
При разборке и сборке стартера необходимо тщательно следить за состоянием прокладок и мест их прилегания, с тем чтобы не нарушить герметизацию стартера.
Тяговое реле стартера установлено на его корпусе, при перемещении якоря замыкаются контакты тягового реле тарельчатым диском и шестерня муфты привода принудительно вводится в зацепление с венцом маховика.
Перемещение механизма привода происходит по прямым шлицам вала якоря.
Тяговое реле имеет контакты и две обмотки: втягивающую и удерживающую.
Обмотки намотаны на латунную втулку, причем вначале намотана втягивающая, а затем удерживающая.
Сопротивление удерживающей обмотки больше, чем сопротивление втягивающей. Начала обеих обмоток соединены с выводом, закрепленным на пластмассовой крышке.
Конец втягивающей обмотки соединены с выводным болтом, а конец удерживающей — с корпусом.
Ход якоря тягового реле при включении стартера составляет около 20 мм.
При таком воздушном зазоре необходим большой магнитный поток для перемещения якоря (усилие притяжения пропорционально квадрату магнитного потока).
Поэтому в момент включения стартера магнитный поток создается одновременно втягивающей и удерживающей обмотками, а как только в конце перемещения якоря тягового реле контакты его замкнутся и стартер включится, магнитный поток втягивающей обмотки (ток в обмотке) исчезнет, так как контакты тягового реле при замыкании шунтируют цепь питания и втягивающей обмотки.
На стартере применен храповой механизм привода, показанный на рисунке
Детали привода расположены на направляющей втулке 1, имеющей прямые внутренние шлицы и многозаходную ленточную наружную резьбу.
Втулка вместе с приводом может перемещаться по шлицам вала стартера. На наружной резьбе втулки 1 расположена ведущая полумуфта 8.
Ведомая полумуфта 13 выполнена за одно целое с шестерней и может свободно вращаться на втулке 1 в бронзовых графитизированных подшипниках.
Торцы полумуфт снабжены зубцами и прижимаются один к другому пружиной 7.
Ведомая полумуфта 13 заперта в корпусе 5 замковым кольцом 10. Замковое кольцо 2 удерживает корпус 5 от перемещения на втулке 1.
Для амортизации ударов при включении стартера под пружиной 7 размещены стальная шайба 6 и резиновое кольцо 4.
Для предотвращения изнашивания зубьев храповой муфты и снижения шума в момент, когда двигатель пущен, а стартер еще не выключен, предусмотрен механизм блокировки.
Внутри ведомой полумуфты 13 находятся три пластмассовых сухаря 12 с радиальными отверстиями, в которые входят направляющие штифты 11.
Наружная поверхность сухарей имеет коническую фаску, прилегающую к выточке стального кольца 9, установленного в ведущей полумуфте 8. Кольцо 9 прижимает сухари 12 к направляющей втулке 1.
При передаче крутящего момента маховику двигателя возникает осевое усилие, прижимающее ведущую полумуфту к ведомой.
Как только двигатель будет пущен, произойдет пробуксовка храповой муфты.
Во время пробуксовки ведущая полумуфта 8 отодвигается от ведомой полумуфты 13, сжимая пружину 7.
Вместе с ведущей полумуфтой 8 отодвигается кольцо 9, освобождая сухари 12, которые под действием центробежных сил перемещаются вдоль штифтов 11 и блокируют муфту в расцепленном состоянии.
После выключения стартера ведущая полумуфта 8 под действием пружины 7 прижимается к ведомой полумуфте 13 и кольцо 9 установит сухари 12 в исходное положение.
Замена стартера СТ142Б
Стартер заменяем при следующих неисправностях:
- - короткое замыкание обмоток якоря или обмоток возбуждения;
- - повреждение привода храповичного механизма свободного хода;
- - обгорание или загрязнение коллектора;
- - обрыв цепей стартера или тягового реле;
- - заклинивание якоря (якорь не проворачивается или проворачивается с большим усилием);
- - разрушение или износ зубьев шестерни
Снятие стартера
Выключаем массу автомобиля и поднимаем кабину в первое положение
Отсоединяем от вывода «+» провод красного цвета и провод белого цвета, от вывода тягового реле – провод черного цвета
Отсоединяем от стартера провод массы (черного цвета), вывернув болт на корпусе стартера
Откручиваем гайку и выкручиваем три болта крепления стартера на картере маховика
Поддерживая, стартер за корпус, передвигаем его вперед и снимаем стартер (желательно делать с помощником)
Установка стартера
Устанавливаем стартер на картер маховика, надев его на шпильку
Закручиваем гайку и вкручиваем три болта крепления стартера на картере маховика
Подсоединяем провод массы к стартеру, вкрутив болт в корпус стартера
Подсоединяем остальные провода
Проверяем работу стартера