Коробка передач автомобиля Камаз
Для автомобилей семейства КамАЗ предусмотрена установка коробок передач двух модификаций: пятиступенчатой и десятиступенчатой
Механическая пятиступенчатая коробка передач. Она имеет пять передач для движения вперед и одну для движения назад.
Коробка передач снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач.
Шестерни на всех передачах, кроме первой передачи и заднего хода, косозубые, постоянного зацепления.
Передаточные числа коробки следующие:
- - 1 — 7.82;
- - II — 4,03;
- - III — 2,5;
- - IV—1,53;
- - V— 1,0;
- - ЗХ —7,38.
Смазочная система — комбинированная. Все детали смазываются разбрызгиванием.
Кроме того, к подшипникам шестерен принудительно подается масло от нагнетающего устройства.
Управление коробки передач — механическое с дистанционным приводом.
Коробка передач прикреплена к картеру сцепления шпильками.
Верхние шпильки ввернуты в картер сцепления, нижние — в картер коробки передач.
Она состоит из картера 7 (рис.), первичного 13, вторичного 8 и промежуточного 11 валов с шестернями и подшипниками в сборе, блока 2 шестерен заднего хода, механизма переключения передач, крышек 10, 17, 31, 32 и подшипников.
Картер коробки передач отлит из серого чугуна и служит для монтажа всех валов и подшипников.
Передний и задний торцы картера обработаны и предназначены: передний — для установки картера сцепления, крышки 17 заднего подшипника первичного вала и крышки 10 переднего подшипника промежуточного вала; задний — для установки крышки 31 заднего подшипника вторичного вала и стакана 34 заднего подшипника промежуточного вала.
В переднем и заднем торцах попарно расточены в линию два верхних и два нижних отверстия для установки заднего подшипника первичного вала и заднего подшипника вторичного вала, переднего подшипника и стакана 34 заднего подшипника промежуточного вала.
В заднем торце и в перегородке картера расточены два отверстия для установки оси 25 блока шестерен заднего хода.
Верхний обработанный торец картера закрыт крышкой, являющейся одновременно корпусом механизма переключения передач.
Во внутренней полости картера в передней части левой стенки отлит маслонакопитель, куда при вращении шестерен забрасывается масло и по сверлению в передней стенке картера поступает в полость крышки заднего подшипника первичного вала и на маслонагнетающее кольцо.
В верхней правой части задней стенки выполнен масляный карман, куда масло забрасывается вращением шестерен.
Из масляного кармана масло по сверлению в стенке картера поступает в полость крышки заднего подшипника вторичного вала для смазки червячной пары привода спидометра.
Сбоку картера слева и справа имеются люки для установки коробок отбора мощности.
Люки закрыты крышками. Допустимый отбор мощности по 22,06 кВт с каждого люка.
Снизу картера ввернута пробка 3, а снизу справа — пробка с магнитом.
Над пробкой с магнитом расположено заливное, отверстие, закрытое пробкой с указателем уровня масла.