Автомобили модели 5320 имеют трехместную кабину без спального места, модели 5410 — со спальным местом
На моделях 54112, 53212 по желанию заказчика может устанавливаться кабина, как со спальным местом, так и без него.
На автомобилях-самосвалах моделей 55111 и 55102 кабина без спального места, по желанию заказчика может быть установлено среднее сиденье для пассажира, неподвижное, с откидываемой спинкой.
Кабина имеет подрессоренную подвеску, обеспечивающую надежную изоляцию от воздействия дороги.
Для обслуживания двигателя кабина опрокидывается вперед. В эксплуатационном положении кабину удерживают два запорных устройства рычажного типа.
Двери кабины оборудованы опускающимися стеклами и поворотными форточками. Стекла ветровых окон — безопасные, типа “триплекс”.
Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол — с электроприводом, состоит из электродвигателя с редуктором, тяг и щеток, бачка с электрическим насосом, расположенного в кабине под панелью приборов, трубок, жиклеров и клавиш управления.
Естественная вентиляция, осуществляемая через окна и форточки дверей, вентиляционный люк в крыше, а также система отопления, работающая от систем охлаждения двигателя с принудительной подачей воздуха, к ногам водителя, пассажиров, на ветровые стекла и окна дверей. Это позволяет устанавливать оптимальную температуру в кабине в любое время года, и предохраняют стекла от замерзания.
Кабина оборудована надежной многослойной термошумоизоляцией и мягкой обивкой.
Сиденья водителя и крайнее пассажирское — регулируемые, что обеспечивает оптимальные условия для работы водителя и отдыха сменщика. В кабине установлены ремни безопасности для всех трех мест кабины.
Специальные аэродинамические устройства: боковые обтекатели, обтекатели крыши, установка которых предусмотрена на кабинах, снижают аэродинамическое сопротивление движению автомобиля, повышают топливную экономичность, снижают загрязнение автомобиля при движении по мокрым дорогам.
Кабина автомобиля состоит из следующих основных частей: корпуса, дверей, остекления, сидений, термошумоизоляции и деталей интерьера, оборудования, а также деталей оперения (крыльев, подножек, облицовочной панели и др.) и деталей крепления кабины.
В модернизированных автомобилях в конструкцию кабины внесены перечисленные ниже изменения:
- - увеличена высота крыши кабины;
- - установлены замки дверей роторного типа;
- - установлены три противосолнечных козырька (вместо двух);
- - установлен тросовый стеклоподъемник;
- - установлен комплект сферических зеркал;
- - изменены крюк и рукоятки запоров кабины;
- - инструментальный ящик установлен под сиденьем пассажира;
- - установлена надоконная полка;
- - изменено расположение педали управления подачей топлива и тормозной педали;
- - изменено место подключения системы отопления кабины для комплектаций автомобилей с двигателем КАМАЗ-740.11;
- - установлена оригинальная передняя панель (изменено местоположение фар головною света);
- - установлены оригинальные обтекатели;
- - аннулирована панель мотоотсека на кабине без спального места;
По требованию покупателя может быть установлен аэродинамический козырек и нанесена суперграфика.
Корпус кабины
Корпус кабины является силовой частью кабины и основой для крепления всех узлов и оборудования.
Корпус кабины цельнометаллический, собран на точечной сварке из штампованных панелей, предварительно собранных в сборочные единицы: основание, передок, две боковины, задок и крыша.
Причем, кабины без спального места и со спальным местом максимально унифицированы друг с другом.
У кабины со спальным местом отличается только крыша, и добавляются надставки боковины и средняя панель задка (собственно спальное место).
Все панели кабины изготовлены из тонколистовой стали толщиной от 0,9 до 1,2 мм. Жесткость панелей обеспечена ребрами, выштампованными в панелях, и каркасами панелей.
В месте сопряжения панелей образуются сложные замкнутые сечения бачок каркаса кабины, которые вместе с каркасами самих панелей и панелями создают силовую схему кабины и обеспечивают высокую жесткость и прочность кабины.
Крепление кабины
Кабина крепится к раме в четырех точках с помощью двух передних шарнирных опор и двух задних подрессоренных опор с запорным механизмом.
Передние шарнирные опоры (рис. 1) состоят из нижних кронштейнов 1, закрепленных болтами к первой поперечине рамы, и верхних кронштейнов 5, которые крепятся к поперечной балке пола.
Шарнирное соединение между ними позволяет опрокидывать кабину вперед.
В шарнирное отверстие верхнего кронштейна вставлены два резиновых уплотнительных кольца, которые предотвращают попадание влаги и грязи между трущимися поверхностями и удерживают смазку.
Для смягчения колебаний, передаваемых от рамы к кабине через передние опоры, в верхние кронштейны встроены резиновые подушки.
В нижних кронштейнах переднего крепления кабины закреплены торсионы 12 механизма уравновешивания кабины.
Крепление кабины заднее (рис. 2) объединено с мягкой подвеской кабины и состоит из двух продольных листовых рессор 1, которые крепятся к кронштейнам 13, жестко закрепленным на лонжероне 14 рамы, и двух гидравлических телескопических амортизаторов 11, которые нижней проушиной закреплены на кронштейне, а верхней проушиной — в обойме 9 рессоры.
К обойме рессоры крепится кронштейн 6 запорного механизма, к которому запорное устройство притягивает кабину.
Перемещение кабины вниз ограничивается резиновым буфером 10, который при ходе рессоры более 25 мм упирается в раму.
Амортизатор механизма подрессоривания кабины аналогичен по конструкции амортизаторам передней подвески автомобиля.
При скорости поршня 0,25 м/с контрольные данные усилий сопротивления амортизатора при ходе сжатия 94,2-259 Н (9,6-26,4 кгс), при ходе отбоя — 895-1271 Н (91,2-129,6 кгс).
Механизм опрокидывания кабины (см. рис. 2) служит для облегчения опрокидывания кабины вперед при обслуживании двигателя и должен обеспечивать почти полное уравновешивание кабины в любом наклонном ее положении.
Механизм опрокидывания кабины состоит из двух взаимозаменяемых торсионов 12, которые квадратными концами закреплены в нижних кронштейнах I передних опор, а шлицевыми концами свободно установлены в резиновых втулках 13 противоположных кронштейнов.
На шлицевых концах стяжными болтами 2 закреплены взаимозаменяемые рычаги 7 торсионов, которые верхними концами упираются во втулки 9 опор 8 торсионов.
Торсионы при транспортном положении кабины закручены на угол 53º.
Кабина опрокидывается на 42º и при необходимости (для снятия двигателя) может опрокидываться на 60º. Для этого освободите удлинитель ограничителя подъема кабины.
Некоторые модели автомобилей имеют механизм подъема и опускания кабины (рис. 3) с гидроприводом и ручным управлением.
Механизм состоит из ручного насоса с бачком, фильтрами и поворотными золотниками, снабженными рукоятками, цилиндра подъема и опускания кабины, трубок подвода масла, соединяющих насос и цилиндр.
В качестве рукоятки насоса используется монтажная лопатка для шин или вороток к ключу для колес.
Насос подъема и опускания кабины (рис. 4) плунжерного типа, с бачком, установлен на кронштейне, расположенном на задней части правого переднею крыла автомобиля.
Для ограничения давления в системе предусмотрен шариковый предохранительный клапан, перепускающий масло в бачок при давлении 15 МПа (150 кгс/см 2).
В корпусе насоса имеются отверстия с резьбой, к которым через ввернутые в эти отверстия угольники подсоединяются штуцеры трубок подвода масла, соединенные с цилиндром.
Масло подается к соответствующим штуцерам поворотом рукоятки 13 золотника управления в ту или иную сторону до упора.
Рукоятка золотника 14 имеет регулировочные упоры, которые стопорятся гайками.
Подъем и опускание кабины происходит, если поворачивать рукоятку золотника по стрелкам: стрелка вверх — подъем кабины, вниз — опускание.
Для безопасности при опускании кабины масло из гидросистемы в бачок возвращается через жиклер 16 с фильтром, предотвращающим засорение системы.
Бачок 12 прикреплен винтами к корпусу насоса; на бачке имеются пробка 10 заливной горловины со щупом, предохранительный клапан 11, ограничивающий давление в полости бачка в пределах 20-30 кПа (0,2-0,3 кгс/см 2).
Цилиндр подъема и опускания кабины (рис. 5) снабжен клапанами безопасности (рис. 6).
На цилиндре подъема и опускания кабины клапаны установлены на выходных отверстиях, закрытых пробками.
Клапаны безопасности, представляющие собой обратные дроссельные клапаны, при разрыве шланга или другом повреждении системы, вызывающем быстрое опускание кабины, закрываются, и опускание кабины прекращается.
Клапаны могут закрываться также при слишком резкой подаче масла; в этом случае для открытия клапана рукоятки золотника нужно повернуть в положение, противоположное выполняемой операции (если производилось опускание кабины, то рукоятки установить в положение подъема, а затем в прежнее положение и продолжить опускание).
Подъем кабины. Перед подъемом кабины необходимо затормозить автомобиль стояночной тормозной системой и установить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
Затем надо повернуть рукоятки обоих запоров кабины в крайнее верхнее положение и вывести из зацепления предохранительный крюк правого запора.
Для подъема кабины в первое положение (на угол 41º) следует установить рукоятки на насосе в положение «Подъем кабины» и, качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, поднять кабину.
Для предотвращения случайного опускания кабины нужно закрепить стойки ограничителя шпилькой 17.
Для опускания кабины следует вынуть стопорную шпильку, установить рукоятки на насосе в положение «Опускание кабины» и, качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, опустить кабину.
Для подъема кабины во второе положение (на угол 61º) надо снять передний буфер, поднять переднюю облицовочную панель и опустить кабину в первое положение; расшплинтовать и вынуть палец 15 удлинителя.
Затем гидроподъемником нужно поднять кабину во второе положение.
Ограничитель подъема кабины (рис. 7) расположен с правой стороны кабины.
Нижняя стойка 7 ограничителя вращается в скобе, закрепленной на правом лонжероне рамы.
Верхняя стойка 5 через удлинитель 3 крепится в скобе 2, закрепленной на продольной балке 4 пола кабины.
При поднятой кабине обе стойки создают упор, препятствующий самопроизвольному опусканию кабины.
Для предотвращения случайного складывания ограничителя имеется предохранительный крючок-защелка 6 между нижней и верхней стойками.
При опускании кабины необходимо эту защелку оттянуть и подать ограничитель на себя.
Для кабин с гидроподъемом вместо крючка-защелки используется предохранительная шпилька (рис. 7).
Механизм запорный кабины (рис. 8) фиксирует кабину на задних опорах в транспортном положении и состоит из двух механических запоров с предохранительным крюком на правом запорном устройстве.
Корпус запора крепится к балке задка и продольной балке пола кабины. На оси запора вращается рукоятка запора. Крюк вращается на пальце оси.
При фиксации кабины корпус своим пазом заходит на скобу, приваренную к кронштейну, закрепленному на обойме рессоры, а крюк входит зацепление со скобой.
Конструкция крюка обеспечивает при закрывании запора подтягивание корпуса запора к резиновой подушке на кронштейне скобы.
Предохранительный крюк с помощью пружины защелкивается автоматически за скобу.
Для открывания запора перед опрокидыванием кабины поверните рукоятки обоих запоров из нижнего положения на себя, в верхнее положение, при этом крюк выходит из зацепления со скобой, затем выведите из зацепления предохранительный крюк.