Компрессор поршневого типа, двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия, производительностью 220 л/мин при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин и противодавлении 700 кПа; установлен на переднем торце картера маховика.
Привод компрессора шестеренный от распределительных шестерен; охлаждение головки от системы охлаждения, масло подается из смазочной системы.
Воздух через воздухоочиститель и впускной трубопровод двигателя поступает в цилиндры компрессора через пластинчатые впускные клапаны.
Сжатый поршнями воздух вытесняется в ресиверы через расположенные в головке цилиндров пластинчатые нагнетательные клапаны.
По достижении давления 700-750 кПа регулятор давления сообщает нагнетательную магистраль с атмосферой, прекращающая подачу воздуха в пневмосистему.
При сезонном техническом обслуживании нужно снимать головку компрессора для очистки поршней, клапанов и седел.
Клапаны компрессоров, не обеспечивающие герметичность, необходимо притереть к седлам или заменить.
В регуляторе давления необходимо промыть или заменить фильтрующий элемент, который находится под нижней крышкой.
Нужно быть осторожным при вворачивании крышки, так как резьба конусная и перекосы при ее установке недопустимы.
Они приводят к срыву резьбы, восстановить которую затем невозможно.
Перед установкой резьбу рекомендуется смазать графитовой смазкой во избежание ее «прихватывания».
По мере работы в компрессоре изнашивается цилиндропоршневая группа, нарушается герметичность клапанов.
При этих неисправностях время заполнения пневмосистемы (до гашения контрольных ламп) при частоте вращения коленчатого вала 2200 об/мин превышает установочное 8 мин или компрессор вообще не развивает заданного давления (700-750 кПа).
Кроме того, изнашивание цилиндропоршневой группы приводит к всасыванию масла в пневмосистему.
После заполнения пневмосистемы воздухом в регуляторе давления открывается разгрузочный клапан и масло, попавшее в пневмосистему вместе с воздухом, выбрасывается наружу и оседает на регуляторе и раме. Это внешний признак неисправности компрессора.
Следует отметить, что расход масла через компрессор может увеличиваться из-за засорения воздухоочистителя.
По мере засорения увеличивается разрежение на впуске и компрессор даже при исправной поршневой группе всасывает масляный туман из картера, а затем на выпуске выбрасывает его в пневмопривод.
Негерметичность прокладки головки блока цилиндров компрессора, внутренние трещины в головке или блоке приводят к тому, что жидкость из системы охлаждения всасывается в цилиндры, а затем вместе с воздухом идет в пневмопривод.
Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке падает, а жидкость в нем бурлит.
Это происходит потому, что поршень на такте сжатия продавливает воздух в рубашку охлаждения компрессора, а далее воздух с жидкостью отводится в расширительный бачок.
Есть еще одно опасное последствие рассмотренных неисправностей
Жидкость, попавшая в цилиндры компрессора, через зазоры между цилиндром, поршнем и кольцами просачивается в картер компрессора и из него стекает в масляный картер двигателя.
Поэтому при поиске места попадания охлаждающей жидкости в масло необходимо иметь в виду и компрессор.
Неисправности тормозов в большинстве случаев вызваны неисправностями аппаратов пневматического привода.
Замена компрессора
Компрессор заменяем при следующих неисправностях:
- - износ подшипников коленчатого вала компрессора;
- - износ деталей кривошипно-шатунного и клапанного механизмов, вызывающий увеличение содержания масла в конденсате, сливаемом из ресиверов, и снижение давления воздуха в пневмосистеме при исправном регуляторе давления и герметичной системе;
- - механические повреждения блока цилиндров, картера и головки компрессора, ухудшающих работу компрессора
Снятие компрессора
Поднимаем кабину в первое положение и застопориваем
Снимаем паровоздушную пробку с расширительного бачка и сливаем жидкость из системы охлаждения при открытом кране отопителя
Выпускаем воздух из конденсационного ресивера 18 (рис. 2)
Ключом на 22 мм откручиваем накидные гайки трубопроводов, подходящих к расширительному бачку и отсоединяем трубопроводы
Отсоединяем от расширительного бачка патрубок отвода жидкости
Ключом на 13 мм выкручиваем болты хомутов крепления расширительного бачка и снимаем бачок
Очищаем наружную поверхность компрессора
Ключом на 22 мм окручиваем накидные гайки трубопроводов, подходящих к компрессору, и отсоединяем трубопроводы
Ключом на 10 мм откручиваем гайки крепления фланца трубки подвода охлаждающей жидкости к компрессору, снимаем трубку с фланцем, прокладкой и уплотнительным кольцом
Выкручиваем болты крепления к компрессору всасывающего патрубка, с помощью ключа на 13 мм, и отсоединяем патрубок
Головкой на 17 мм выкручиваем четыре болта крепления компрессора к фланцу картера маховика привода агрегатов
Выводим из зацепления зубчатое колесо компрессора с зубчатым колесом топливного насоса, передвинув компрессор вперед, и снимаем компрессор
Установка компрессора
Вводим зубчатое колесо компрессора в отверстие картера маховика и в зацепление с зубчатым колесом топливного насоса, предварительно проверив наличие и исправность уплотнительной прокладки
Вкручиваем четыре болта крепления компрессора, с помощью головки на 17 мм и воротка
Закрепляем на блоке цилиндров компрессора всасывающий патрубок (ключ на 13 мм)
Проверяем наличие и исправность прокладки фланца и уплотнительные кольца на трубке, устанавливаем и закрепляем фланец крепления трубки подвода охлаждающей жидкости к компрессору
Подсоединяем к компрессору и закрепляем накидными гайками трубопроводы
Устанавливаем на кронштейн расширительный бачок системы охлаждения двигателя и закрепляем его хомутами
Подсоединяем к расширительному бачку и закрепляем патрубок отвода жидкости
Подсоединяем и закрепляем накидными гайками трубопроводы, подходящие к расширительному бачку
Заливаем в систему охлаждения до нормального уровня жидкость и закрываем заливную горловину паровоздушной пробкой
Запускаем двигатель, создаем давление в пневмоприводе тормозных систем. Убеждаемся в исправности компрессора, герметичности воздушных и жидкостных трубопроводов, отсутствие подтекания масла из-под прокладки фланца крепления компрессора
Опускаем кабину
Замена нагнетательного клапана компрессора
Нагнетательный клапан компрессора подлежит замене при следующих неисправностях:
- Износ, коробление клапана и седла клапана.
- Поломка или ослабление пружин клапана.
- Повреждение прокладки пробки клапана.
Внешним признаком указанных неисправностей является падение давления в пневматической системе более 49 кПа (0,5 кrc/cм 2) за 1 мин при исправных остальных деталях компрессора и гepметичных трубопроводах.
Снятие нагнетательного клапана компрессора
Потребуется отвертка, квадратный ключ на 10 мм, ключ на 22, сменная головка на 22 и вороток
Поднимаем кабину в первое положение и застопориваем
Выкручиваем из головки 7 компрессора пробку 1 нагнетательного клапана, снимаем прокладку 2 пробки
Вынимаем пружину 3, нагнетательный клапан 4, выкручиваем и вынимаем седло 5 с прокладкой 6
Выполняем переход 2 для второго клапана
Установка нагнетательного клапана
Устанавливаем прокладку 6 седла, седло 5, нагнетательный клапан 4, пружину 3, прокладку 2 пробки клапана и вкручиваем в гнездо головки компрессора пробку 1 с моментом 58,8 Нм (6гксм)
Примечание. Перед сборкой нужно притереть клапан к седлу клапана
Выполняем переход 4 для второго клапана
Пускаем двигатель и проверяем работу компрессора
Опускаем кабину
Замена впускного клапана компрессора
Впускной клапан заменяем при следующих неисправностях:
- - износ, коробление клапана;
- - наличие раковин на клапане;
- - поломка или ослабление пружин клапана
Признаком неисправности является падение давления в пневмосистеме ниже 530 кПа (5,4 кгс/см 2) при исправном регуляторе давления, других деталей компрессора и герметичных трубопроводах
Снятие впускного клапана компрессора
Поднимаем кабину в первое положение и застопориваем
Снимаем паровоздушную пробку с расширительного бачка и сливаем жидкость из системы охлаждения при открытом кране отопителя
Выпускаем воздух из конденсационного ресивера 18 (рис. 2)
Ключом на 22 мм откручиваем накидные гайки трубопроводов, подходящих к расширительному бачку и отсоединяем трубопроводы
Отсоединяем от расширительного бачка патрубок отвода жидкости
Ключом на 13 мм выкручиваем болты хомутов крепления расширительного бачка и снимаем бачок
Очищаем наружную поверхность компрессора
Отворачиваем накидную гайку и отсоединяем от головки компрессора трубопроводы
Откручиваем гайки 21 шпилек крепления головки цилиндров, снимаем головку 20 и прокладку 22 головки
Примечание. При снятии головки предупредите выпадение из гнезд пружин 19 впускных клапанов 18
Вынимаем впускные клапаны 18 из гнезд блока 15 цилиндров компрессора с помощью отвертки
Установка впускного клапана компрессора
Вкладываем впускные клапаны 18 в гнездо блока цилиндров компрессора
Примечание. Перед сборкой клапан притрите к седлу 16 клапана
Положите прокладку 22 на плоскость разъема блока цилиндров компрессора
Придерживая пружины впускных клапанов в гнездах, устанавливаем головку 20 на блок. Закрепляем головку цилиндров компрессора гайками 21
Гайки крепления головки цилиндров нужно затягивать в порядке указанном на рисунке, попарно в два приема.
Окончательный момент затяжки 11,8-14,7 Нм (1,2-15 кгсм)
Устанавливаем в обратной последовательности детали и проверяем работоспособность компрессора