Особенности конструкции

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией

Насос обеспечивает постоянный поток жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат и радиатор, отдавая тепло окружающему воздуху.

Рубашка охлаждения, насос, термостат и радиатор образуют "большой круг" циркуляции

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-402 и УМЗ-4215: 1 - с одним отопителем; II - с двумя отопителями и электронасосом (для фургонов с двумя рядами сидений и автобусов); 1 - расширительный бачок; 2 - термостат; 3 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 4 - радиатор; 5 - сливная пробка (кран) радиатора; 6 - вентилятор; 7 - ремень привода вентилятора; 8 - ремень привода насоса охлаждающей жидкости; 9 - насос охлаждающей жидкости; 10 - сливной кран блока цилиндров; 12 - электронасос системы отопления; 11,13 - кран отопителя; 14 - радиатор дополнительного отопителя; 15, 16 - радиатор основного отопителя; 17 - основной клапан термостата; 18 - байпасный клапан; А - термостат закрыт; C - термостат открыт

В систему охлаждения включены радиатор отопителя кабины, радиатор дополнительного отопителя (для фургонов с двумя рядами сидений и автобусов), и электронасос, установленный на отводящем шланге системы отопления (для автомобилей с двумя рядами сидений и автобусов).

Количество жидкости, проходящей через радиатор отопителя не зависит от термостата и регулируется только краном отопителя.

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-406 в основном аналогична системе охлаждения двигателя ЗМЗ-402, но имеет отличия заключающиеся в том, что предусмотрен подогрев впускного трубопровода.

Кроме того, на корпусе термостата дополнительно установлены датчик температурного состояния двигателя и датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости.

Система охлаждения двигателя ЗМЗ-406: 1 - система отопления с одним отопителем; II - система отопления с двумя отопителями; 1 - сливной кран системы охлаждения; 2, 3 - краны отопителей; 4 - электронасос системы отопления; 5 - радиатор дополнительного отопителя; 6, 7 - радиаторы отопителей; 8 - блок подогрева впускного трубопровода; 9 - расширительный бачок; 10 - термостат; 11 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 12 - датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости; 13 - радиатор; 14 - сливная пробка радиатора; 15 - вентилятор; 16 - поликлиновой ремень привода вентилятора и насоса; 17 - насос охлаждающей жидкости

Насос охлаждающей жидкости — центробежного типа, размещен в передней части блока цилиндров с приводом от шкива коленчатого вала поликлиновым или клиновым (для ЗМЗ-402 и УМЗ-4215) ремнем.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат, с двумя клапанами: основным и байпасным.

На холодном двигателе основной клапан закрыт, и вся жидкость циркулирует по «малому кругу», возвращаясь сразу в рубашку охлаждения минуя радиатор. Это ускоряет прогрев холодного двигателя.

При температуре 80–84°С (78–82°С для ЗМЗ-402 и УМЗ-4215) основной клапан начинает открываться, пропуская часть жидкости по большому кругу, а байпасный — закрывается.

При температуре 94°С основной клапан открывается полностью, а байпасный закрывается и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя.

Вентилятор — с шестилопастной пластмассовой крыльчаткой. Приводится во вращение от коленчатого вала клиновым или поликлиновым (у ЗМЗ-406) ремнем.

Ось вентилятора у ЗМЗ-402 вращается в двух подшипниках.

У двигателей УМЗ-4215 вентилятор имеет подшипник, такой же, как и у насоса. Подшипники установлены в специальном кронштейне, закрепленном на крышке распределительных шестерен тремя шпильками.

У ЗМЗ-406 крыльчатка вентилятора установлена на шкиве насоса охлаждающей жидкости.

Привод вентилятора двигателя УМЗ имеет натяжной шкив на отдельном кронштейне.

Радиатор — трубчато-ленточный, с боковыми пластмассовыми бачками.

Бачки соединены с остовом радиатора через резиновую уплотнительную прокладку путем обжимки опорной пластины по фланцу бачков.

На бачках и верхней пластине остова радиатора имеются кронштейны для крепления радиатора к кузову.

На левом по ходу автомобиля бачке в нижней части имеется пробка или кран для слива охлаждающей жидкости.

Схема натяжения ремня привода агрегатов: 1 - для автомобилей без гидроусилителя руля; II - для автомобилей с гидроусилителем руля; 1 - шкив коленчатого вала; 2 - натяжной ролик; 3 - болт крепления натяжного ролика; 4 - ремень; 5 - шкив генератора; 6 - болт перемещения натяжного ролика; 7 - шкив водяного насоса; 8 - шкив насоса ГУР (для автомобилей с ГУР)

Расширительный бачок — пластмассовый, соединен шлангом с патрубком нижнего бачка радиатора, трубкой с патрубком термостата и с левым бачком радиатора.

На бачке имеется метка MIN, показывающая нижний допустимый уровень охлаждающей жидкости в бачке. Расширительный бачок закрыт резьбовой пробкой.

Герметичность системы обеспечивается клапаном в пробке расширительного бачка, который поддерживает избыточное давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости повышается до 115°С и уменьшаются ее потери на испарение).

Клапан открывается при понижении давления в системе (на остывающем двигателе).

На двигателе ЗМЗ-406 с левой стороны а на двигателях УМЗ и ЗМЗ-402 с правой расположен кран для слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров.