Для контроля за системами автомобиль оборудован комбинацией приборов, в которой установлены контрольные приборы: указатель напряжения, тахометр, спидометр, указатель температуры двигателя, указатель давления масла, указатель уровня топлива и сигнализаторы

Соединение контактов комбинации приборов показано на электрических схемах, а расположение электрических разъемов на рис. 1.

Расположение разъемов комбинации приборов

Для снятия комбинации приборов предварительно снимите облицовку, отвернув четыре винта.

Затем отверните четыре винта крепления комбинации; разъедините электрические разъемы и снимите комбинацию приборов.

Ремонт комбинации приборов производите блочной заменой неисправных приборов.

Расположение контрольных ламп и ламп подсветки приборов комбинации приборов автомобиля выпуска с 2003 года: 1 - лампа подсветки указателя температуры охлаждающей жидкости; 2 - лампа подсветки тахометра; 3 - контрольная лампа включения правого указателя поворота; 4 - сигнальная лампа «STOP»; 5 - контрольная лампа включения левого указателя поворота; 6 - лампа подсветки спидометра; 7 - лампа подсветки указателя уровня топлива; 8 - лампа подсветки первого жидкокристаллического дисплея, отображающего общий и суточный пробег; 9 - контрольная лампа включения противотуманных фар; 10 - контрольная лампа включения габаритных огней; 11 - контрольная лампа включения дальнего света фар; 12 - лампа подсветки второго жидкокристаллического дисплея, отображающего текущее время или напряжение в электросети

Для замены приборов снимите защитное стекло и на обратной стороне отверните гайки крепления неисправного прибора.

Спидометр

В комбинации приборов установлен электронный спидометр с шаговым электродвигателем.

Спидометр состоит из стрелочного указателя скорости, счетчика пройденного пути и суточного счетчика пройденного пути. Суточный счетчик имеет кнопку сброса показаний.

Спидометр работает в комплекте с электронным датчиком Холла, установленным на коробке передач.

При движении автомобиля датчик приводится во вращение от шестерни вторичного вала коробки передач.

За один оборот вала датчика вырабатываются 6 импульсов электрического тока.

Эти импульсы поступают в микросхему спидометра, преобразуются и поступают на микроамперметр, который указывает скорость автомобиля, и на шаговый электродвигатель, который вращает барабанчики указателей пройденного пути.

Схема проверки спидометра: 1 - разъем штекерный XP3 комбинации приборов; 2 - генератор сигналов Г5-54; 3 - аккумуляторная батарея

Для проверки исправности спидометра необходимо собрать электрическую схему, показанную на pис.3.

Генератором сигналов Г5-54 подайте на выводы № 10 и № 3 разъема ХРЗ импульсы прямоугольной формы, положительной полярности с амплитудой 6+1 В длительностью 200—250 мкс.

Точность показаний скоростного узла в контрольных точках должна укладываться: 60 км/ч — 93,7—100 Гц 100 км/ч — 157,2 — 166,6 Гц

По этому же принципу проверяется точность показаний счетного узла.

При частоте 100 Гц за одну минуту барабанчик «Km/h» должен поворачиваться на 1 цифру.

Погрешность счетного узла не должна превышать +1%.

Схема проверки датчика спидометра: 1 - ключ разъема; 2 - разъем штекерный датчика; 3 - аккумуляторная батарея; R1 - сопротивление МЛТ-0.25-10 кОм; V1 - светодиод АЛ102

Для проверки датчика спидометра соберите электрическую схему, показанную на рис. 4. За один оборот валика датчика светодиод должен вспыхивать 6 раз.

Тахометр

В комбинации приборов установлен электронный тахометр для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Тахометр состоит из миллиамперметра и электронной схемы.

Переменное напряжение с генератора (берется до выпрямительного блока с фазы статора) поступает в усилитель, затем преобразуется в микросхеме и поступает в миллиамперметр, стрелка которого показывает число оборотов.

Чем выше частота вращения генератора, тем больше импульсов переменного тока поступает в электронную часть, тем на больший угол отклоняется стрелка тахометра.

Схема проверки тахометра: 1 - разъем штекерный XP3 комбинации приборов; 2 - аккумуляторная батарея; 3 - генератор сигналов Г5-54

Для проверки тахометра соберите электрическую схему, показанную на рис. 5. С генератора сигналов Г5-54 подавайте на выводы № 1 и № 6 разъема ХРЗ импульсы прямоугольной формы, положительной полярности с амплитудой 12–2 В и длительностью 200—250 мкс.

При частоте 240 Гц тахометр должен показывать 1000+100 мин -1 , а при частоте 960 Гц — 4000 мин -1 .

Указатель уровня топлива

В комбинации приборов установлен электромагнитный указатель уровня топлива, работающий в комплекте с датчиком, установленным в бензиновом баке.

Указатель — это электромагнитный логометр с неподвижными измерительными катушками и подвижным постоянным магнитом.

Магнит укреплен на оси стрелки указателя.

Катушки указателя намотаны под углом в 90° на специальном пластмассовом каркасе.

Каркас с катушками и магнитом помещены в специальный экран для исключения воздействий на них посторонних магнитных полей.

При протекании тока по обеим катушкам создается результирующее магнитное поле.

Постоянный магнит, взаимодействуя с магнитным полем катушек, устанавливается в положении, зависящем от направления этого поля.

Направление результирующего магнитного поля зависит от изменения отношения токов в катушках, которое определяется величиной сопротивления датчика, зависящего в свою очередь от количества топлива в баке.

Схема проверки указателя уровня топлива: 1 - разъем штекерный XP3 комбинации приборов; 2 - аккумуляторная батарея; 3 - разъем штекерный XP1 комбинации приборов; 4 - переключатель; R1 - сопротивление МЛТ-2-230 Ом; R2 - сопротивление 120 Ом; R3 - сопротивление 15 Ом

Для проверки указателя уровня топлива необходимо собрать электрическую схему, показанную на рис. 6.

При включении сопротивления RI, стрелка должна показывать «0», при включении R2 — «1/2», а при включении R3 — полный бак.

Отклонение стрелки от указанных делений не более чем на ширину стрелки.

Исправный датчик указателя уровня топлива должен иметь следующие сопротивления: — при полностью опущенном поплавке 330+15 Ом, а при полностью поднятом — 11+5 Ом.

При промежуточном положении поплавка 70 мм от фланца датчика до нижней части поплавка (замер осуществляется перпендикулярно фланцу) сопротивление должно быть 118+10 Ом.

Указатель температуры

В комбинации приборов установлен электромагнитный указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя логометрического типа.

Прибор состоит из указателя и датчика, установленного в двигателе. Устройство указателя аналогично указателю уровня топлива, а датчик — полупроводниковый терморезистор, резко меняющий свое сопротивление в зависимости от изменений температуры.

Изменение температуры охлаждающей жидкости изменяет сопротивления датчика, что вызывает изменение тока в катушках указателя и результирующее магнитное поле поворачивает постоянный магнит и стрелку в соответствующее положение шкалы.

Исправный датчик при 25° С должен иметь сопротивление 1400—1900 Ом, а при температуре 80° С 200—270 Ом.

Схема проверки указателя температуры охлаждающей жидкости: 1 - разъем XP3 комбинации приборов; 2 - аккумулятор; 3 - разъем штекерный XP1 комбинации приборов; R1 - сопротивление МЛТ2 - 250 Ом

Для проверки указателя температуры охлаждающей жидкости необходимо собрать электрическую схему, показанную на рис. 7.

Стрелка указателя не должна отклоняться от деления 80°С более, чем на ширину стрелки.

Сигнализатор перегрева двигателя

Дополнительно к указателю температуры системы охлаждения автомобиль снабжен сигнализатором перегрева двигателя.

Датчик автоматически включает лампу в комбинации приборов, когда температура охлаждающей жидкости достигает 104—109° С.

Указатель давления в системе смазки двигателя

Для контроля за давлением в системе смазки двигателя применяется электромагнитный указатель логометрического типа.

Прибор состоит из указателя, расположенного в комбинации приборов и датчика 23. 3839.

Устройство указателя аналогично указателю уровня топлива, а датчик представляет собой переменное сопротивление, величина которого изменяется в зависимости от положения мембраны, которая в свою очередь изменяет свое положение от величины давления.

Схема проверки указателя давления масла: 1 - разъем XP3 комбинации приборов; 2 - аккумулятор; 3 - разъем штекерный XP1 комбинации приборов; 4 - переключатель; R1 - сопротивление МЛТ2 - 180 Ом; R2 - сопротивление МЛТ2 - 60 Ом

Для проверки указателя давления масла необходимо собрать электрическую схему, показанную на рис. 8.

При подключении сопротивления R1 указатель должен показывать давление 1,5 кг/см 2 , а при подключении сопротивления R2 — 4,5 кг/см 2 .

Отклонение стрелки от указанных точек не более чем на ширину стрелки.

Исправный датчик должен иметь сопротивление 290—330 Ом при отсутствии давления, при давлении 1,5 кг/см 2 170—200 Ом, а при давлении 4,5 кг/см 2 50—80 Ом.

Контрольная лампа аварийного давления в системе смазки двигателя

Дополнительно к указателю давления смазки в комбинации приборов имеется сигнализатор.

При понижении давления в системе смазки двигателя от 0,4—0,8 кг/см 2 в комбинации приборов загорается сигнализатор.

Сигнализатор работает с датчиком типа ММ111-В.

При отсутствии давления в системе мембрана датчика выгибается в сторону от контактов и лампа загорается, а при наличии давления мембрана выгибается в противоположную сторону, размыкает контакты и лампа гаснет.

Указатель напряжения

Указатель напряжения логометрического типа, с неподвижными обмотками. Устройство указателя напряжения аналогично указателю уровня топлива.

Схема проверки указателя напряжения: 1 - регулируемый источник постоянного тока; 2 - контрольный вольтметр; 3 - разъем штекерный XP3 комбинации приборов

Для проверки указателя напряжения необходимо собрать электрическую схему, показанную на рис. 9.

Для контроля необходимо использовать вольтметр с пределом до 30 В класса I и регулируемый источник постоянного тока (например Б5-48).

Изменяя напряжение источника, по контрольному вольтметру определить точность показаний указателя напряжения комбинации приборов.

Погрешность указателя напряжения в точках 12 и 14 В не должна превышать +0,4 В.