Моноблок — единая неразъёмная конструкция блока цилиндров и головки цилиндров без газового стыка
Такое решение позволяет работать с большим давлением сгорания в цилиндрах двигателя и обеспечивать его высокие энергетические показатели
При этом снижаются напряжения в верхней части цилиндров и исключается деформация седел клапанов, что увеличивает долговечность двигателя.
Насос-форсунки — имеют механический привод и электронно-механическое управление.
Управление подачей топлива осуществляется микропроцессором в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, положения газ-педали и сигналов датчиков, установленных на двигателе.
Преимущество насос-форсунки заключается в высоком давлении впрыска топлива и, как следствие, в его лучшем распылении, что позволило обеспечить более высокие энергетические показатели при меньшей массе по сравнению с аналогичными двигателями, оборудованными топливными насосами высокого давления.
Электронное управление обеспечивает изменение мощностных характеристик двигателя в зависимости от условий движения, а также постоянное диагностирование двигателя.
При возникновении нештатной ситуации или неисправности в его системах уменьшается или прекращается подача топлива.
Пуск двигателя в зимних условиях обеспечивается свечами накаливания, установленными в каждый цилиндр двигателя.
Моноблок — литой, чугунный. И моноблоке располагаются глухие цилиндры двигателя, газовые и воздушные каналы, рубашка охлаждения, каналы системы смазки и каналы, подводящие топливо к насос-форсункам.
В моноблок запрессованы чугунные седла, втулки клапанов и медная вставка насос-форсунок.
Переднее опорное кольцо моноблока установлено в картер двигателя и состоит из наружного алюминиевого кольца и внутреннего стального.
Между собой кольца разделены привулкаиизированной к ним резиной.
Переднее опорное кольцо напрессовано на корпус масляного насоса.
Масляный насос в сборе с передним опорным кольцом установлен на постели коленчатого вала и центрируется относительно него установочными втулками.
При установке на моноблок двигателя переднее опорное кольцо центрируется относительно оси коленчатого вала двумя установочными втулками.
Заднее опорное кольцо моноблока установлено в картер двигателя и состоит 113 двух алюминиевых деталей, разделенных при вулканизированной к ним резиной.
При установке на картер двигателя кольцо центрируется относительно оси коленчатого вала двумя штифтами.
Резиновые элементы переднего и заднего несущих колец служат для уменьшения шума двигателя.
В отверстия заднего кольца корпуса масляного насоса установлены сальники коленчатого вала.
Поршни изготовлены из специального алюминиевого сплава, с залитой вставкой из нерезистового чугуна под верхнее компрессионное кольцо.
На юбку поршня нанесено коллоидно-графитовое покрытие.
Для поддержания нормального температурного режима поршни охлаждаются маслом, подаваемым масляной форсункой (струя масла направляется в полость днища поршня).
Поршневые кольца. На поршне установлены два компрессионных и одно маслосъёмное кольцо.
Палец поршневой — стальной, плавающего типа, перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами.
Шатун — стальной, кованый.
Шатун окончательно обрабатывается в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемы.
На крышке и шатуне нанесены метки спаренности.
В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка, прошитая после запрессовки; в нижнюю головку устанавливаются сталебронзовые вкладыши, фиксируемые усиком.
Коленчатый вал двигателя — стальной, кованый.
Коренные и шатунные шейки для повышения износостойкости азотированы.
Для смазки шатунных подшипников в шейках коленчатого вала выполнены масляные каналы.
На переднем конце коленчатого вала установлены шестерня привода масляного насоса, зубчатый шкив привода распределительного вала и гаситель крутильных колебаний, объединенный со шкивом.
От осевых перемещений коленчатый вал фиксируется четырьмя сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в выточках четвертой коренной опоры и зафиксированными от поворота при помощи радиального выступа на полукольце.
Для уменьшения вибраций двигателя коленчатый вал балансируется.
Вкладыши подшипников коленчатого вала — трехслойные.
Верхние и нижние вкладыши коренных и шатунных подшипников невзаимозаменяемы.
Верхние коренные вкладыши выполнены с проточкой и пазом, нижние вкладыши гладкие.
Шатунные вкладыши для регулировки надпоршневого зазора имеют эксцентриситет.
Гаситель крутильных колебаний коленчатого вала с резиновым элементом, неразборный.
Маховик — литой, чугунный, с напрессованным стальным зубчатым венцом.
Основные данные дли регулировок и контроля
Зазор между рычагами и затылками кулачков выпускных клапанов на холодном двигателе при 15 – 20° С, 0,3-0,34 мм
Зазор между рычами и затылками кулачков впускных клапанов на холодном двигателе при 15-20° С, 0,15-0,19 мм
Давление масла (для контроля, регулировке не подлежит), не менее, к Па (кгс/см 2):
- - на холостом ходу(при температуре масла 80 -90° С) - (1,0)
- - на номинальных оборотах (3800 об/мин) коленчатого вала двигателя - (5,0-7,0)
Оптимальная температура жидкости в системе охлаждения двигателя, °С 85-95
Минимальная частота вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, об/мин. 850
Прогиб* ремня (между шкивами генератора и вентилятора) привода агрегатов при нажатии с усилием (4 кгс), 10 мм
Установочный ход плунжера насос-форсунки, 8,04+0,05 мм (для ГАЗ-560, ГАЗ-5601); 8,4 мм (для ГАЗ-5602)
Ход плунжера насос-форсунки до ВМТ поршня первого цилиндра, 3,2 мм (для ГАЗ-560, ГАЗ-5601) 3,14 мм (для ГАЗ-5602)