Моноблок — единая неразъёмная конструкция блока цилиндров и головки цилиндров без газового стыка

Такое решение позволяет работать с большим давлением сгорания в цилиндрах двигателя и обеспечивать его высокие энергетические показатели

При этом снижаются напряжения в верхней части цилиндров и исключается деформация седел клапанов, что увеличивает долговечность двигателя.

Продольный разрез двигателя: 1 - крышка маслоналивного отверстия; 2 - насос-форсунка; 3 - вал распределительный; 4 - сцепление; 5 - картер двигателя; 6 - пробка сливного отверстия; 7 - насос масляный; 8 - шкив привода вентилятора

Насос-форсунки — имеют механический привод и электронно-механическое управление.

Управление подачей топлива осуществляется микропроцессором в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, положения газ-педали и сигналов датчиков, установленных на двигателе.

Преимущество насос-форсунки заключается в высоком давлении впрыска топлива и, как следствие, в его лучшем распылении, что позволило обеспечить более высокие энергетические показатели при меньшей массе по сравнению с аналогичными двигателями, оборудованными топливными насосами высокого давления.

 Электронное управление обеспечивает изменение мощностных характеристик двигателя в зависимости от условий движения, а также постоянное диагностирование двигателя.

При возникновении нештатной ситуации или неисправности в его системах уменьшается или прекращается подача топлива.

Пуск двигателя в зимних условиях обеспечивается свечами накаливания, установленными в каждый цилиндр двигателя.

Моноблок — литой, чугунный. И моноблоке располагаются глухие цилиндры двигателя, газовые и воздушные каналы, рубашка охлаждения, каналы системы смазки и каналы, подводящие топливо к насос-форсункам.

В моноблок запрессованы чугунные седла, втулки клапанов и медная вставка насос-форсунок.

Переднее опорное кольцо моноблока установлено в картер двигателя и состоит из наружного алюминиевого кольца и внутреннего стального.

Между собой кольца разделены привулкаиизированной к ним резиной.

Переднее опорное кольцо напрессовано на корпус масляного насоса.

Масляный насос в сборе с передним опорным кольцом установлен на постели коленчатого вала и центрируется относительно него установочными втулками.

При установке на моноблок двигателя переднее опорное кольцо центрируется относительно оси коленчатого вала двумя установочными втулками.

Заднее опорное кольцо моноблока установлено в картер двигателя и состоит 113 двух алюминиевых деталей, разделенных при вулканизированной к ним резиной.

При установке на картер двигателя кольцо центрируется относительно оси коленчатого вала двумя штифтами.

Резиновые элементы переднего и заднего несущих колец служат для уменьшения шума двигателя.

В отверстия заднего кольца корпуса масляного насоса установлены сальники коленчатого вала.

Поперечный разрез двигателя: 1 - картер двигателя; 2 - стартер; 3 - выпускной коллектор; 4 - турбокомпрессор; 5 - вал распределительный; 6 - труба впускная; 7 - моноблок ; 8 - датчик аварийного давления масла; 9 - датчик давления масла; 10 - масляный фильтр

Поршни изготовлены из специального алюминиевого сплава, с залитой вставкой из нерезистового чугуна под верхнее компрессионное кольцо.

На юбку поршня нанесено коллоидно-графитовое покрытие.

Для поддержания нормального температурного режима поршни охлаждаются маслом, подаваемым масляной форсункой (струя масла направляется в полость днища поршня).

Поршневые кольца. На поршне установлены два компрессионных и одно маслосъёмное кольцо.

Палец поршневой — стальной, плавающего типа, перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами.

Шатун — стальной, кованый.

Шатун окончательно обрабатывается в сборе с крышкой, поэтому крышки шатунов невзаимозаменяемы.

На крышке и шатуне нанесены метки спаренности.

В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка, прошитая после запрессовки; в нижнюю головку устанавливаются сталебронзовые вкладыши, фиксируемые усиком.

Коленчатый вал двигателя — стальной, кованый.

Коренные и шатунные шейки для повышения износостойкости азотированы.

Для смазки шатунных подшипников в шейках коленчатого вала выполнены масляные каналы.

На переднем конце коленчатого вала установлены шестерня привода масляного насоса, зубчатый шкив привода распределительного вала и гаситель крутильных колебаний, объединенный со шкивом.

От осевых перемещений коленчатый вал фиксируется четырьмя сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в выточках четвертой коренной опоры и зафиксированными от поворота при помощи радиального выступа на полукольце.

Для уменьшения вибраций двигателя коленчатый вал балансируется.

Вкладыши подшипников коленчатого вала — трехслойные.

Верхние и нижние вкладыши коренных и шатунных подшипников невзаимозаменяемы.

Верхние коренные вкладыши выполнены с проточкой и пазом, нижние вкладыши гладкие.

Шатунные вкладыши для регулировки надпоршневого зазора имеют эксцентриситет.

Гаситель крутильных колебаний коленчатого вала с резиновым элементом, неразборный.

Маховик — литой, чугунный, с напрессованным стальным зубчатым венцом.

Основные данные дли регулировок и контроля

Зазор между рычагами и затылками кулачков выпускных клапанов на холодном двигателе при 15 – 20° С,  0,3-0,34 мм

Зазор между рычами и затылками кулачков впускных клапанов на холодном двигателе при 15-20° С,  0,15-0,19 мм

Давление масла (для контроля, регулировке не подлежит), не менее, к Па (кгс/см 2):

  • - на холостом ходу(при температуре масла 80 -90° С) - (1,0)
  • - на номинальных оборотах (3800 об/мин) коленчатого вала двигателя - (5,0-7,0)

Оптимальная температура жидкости в системе охлаждения двигателя, °С 85-95

Минимальная частота вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, об/мин. 850

Прогиб* ремня (между шкивами генератора и вентилятора) привода агрегатов при нажатии с усилием (4 кгс), 10 мм

Установочный ход плунжера насос-форсунки,  8,04+0,05 мм (для ГАЗ-560, ГАЗ-5601); 8,4 мм (для ГАЗ-5602)

Ход плунжера насос-форсунки до ВМТ поршня первого цилиндра,  3,2 мм (для ГАЗ-560, ГАЗ-5601) 3,14 мм (для ГАЗ-5602)