Масляный насос — шестеренчатый, с шестернями внутреннего зацепления и редукционным клапаном
Привод осуществляется от носка коленчатого вала.
Ведущая шестерня (меньшего диаметра) установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала.
Предельный диаметр гнезда под ведомую (большую) шестерню при износе не должен превышать 75,10 мм, минимальная ширина сегмента на корпусе, разделяющего ведущую и ведомую шестерни — 3,40 мм.
Осевой зазор не должен превышать 0,12 мм для ведущей шестерни и 0,15 мм — для ведомой.
Обычно насос снимают при ремонте двигателя, реже при плохой производительности насоса.
Выполнение:
Снимаем датчик положения коленчатого вала, для этого:
Подготавливаем автомобиль и отключаем минусовую клемму аккумулятора
Отсоединяем разъем датчика коленчатого вала
Ключом на 10 отворачиваем болт крепления датчика
Вынимаем датчик из отверстия в приливе на корпусе масляного насоса
- - Снимаем шкив привода генератора (см. Как проверить и заменить ремень ГРМ на двигателе ВАЗ-21114)
- - Снимаем поддон картера
- - Снимаем маслоприемник (см. Как снять и установить маслоприемник двигателя ВАЗ-21114)
Головкой на 10 отворачиваем шесть болтов крепления масляного насоса к блоку цилиндров.
Поддеваем отверткой корпус насоса за приливы
Снимаем масляный насос
Снимаем уплотнительную прокладку масляного насоса
Зажимаем насос в тиски с накладками губок из мягкого металла.
Шестигранником на 8 отворачиваем пробку редукционного клапана
Пробка уплотняется алюминиевым кольцом.
Извлекаем пружину и поршень редукционного клапана
Шестигранником на 5 отворачиваем шесть винтов крепления крышки к корпусу насоса.
Снимаем крышку насоса и извлекаем ведомую и ведущую шестерни.
Промываем детали масляного насоса и проверяем их техническое состояние – диаметр гнезда под ведомую шестерню, ширину сегмента на корпусе, осевые зазоры шестерен.
При сборке насоса смажьте поверхность наружного диаметра сальника моторным маслом и запрессуйте его в крышку 9 до упора.
Осторожно закрепите крышку в тисках, установите шестерни фасками на вершинах зубьев внутрь корпуса 1 и заверните винты крепления корпуса и крышки.
Вставьте редукционный клапан, пружину и заверните пробку клапана, установив под пробку алюминиевое уплотнительное кольцо 7 толщиной (1,5±0,2) мм.
Алюминиевая крышка при проверке ее в зоне прилегания шестерен не должна иметь уступов, поверхность крышки должна быть плоской.
При заметных износах зажмите крышку в точках 2 и профрезеруйте поверхности X и У до размера (13,5±0,3) мм.
Максимальный съем металла не должен превышать 0,2 мм.
Сальник 1 коленчатого вала замените новым и запрессуйте до упора.
При запрессовке сальника усилие должно прикладываться как можно ближе к наружному диаметру сальника.
Рабочие поверхности корпуса насоса не должны иметь царапин.
Предельный диаметр гнезда под ведомую шестерню не должен превышать 75,10 мм.
Минимальная ширина сегмента должна быть не менее 3,40 мм.
Основные размеры новых деталей насоса
Замерьте индикатором максимальные осевые зазоры, которые не должны превышать для ведущей шестерни 0,12 мм, для ведомой – 0,15 мм.
Если зазоры превышают предельные значения, замените шестерни.
Предельные износы шестерен. Если их размеры превышают предельные значения, также замените шестерни.
Перед сборкой насоса обязательно смажьте моторным маслом ведущую и ведомую шестерни, корпус в зоне шестерен, уплотнительное резиновое кольцо трубки маслоприемника и редукционный клапан