Масляный насос — шестеренчатый, с шестернями внутреннего зацепления и редукционным клапаном

Привод осуществляется от носка коленчатого вала.

Ведущая шестерня (меньшего диаметра) установлена на двух лысках на переднем конце коленчатого вала.

Предельный диаметр гнезда под ведомую (большую) шестерню при износе не должен превышать 75,10 мм, минимальная ширина сегмента на корпусе, разделяющего ведущую и ведомую шестерни — 3,40 мм.

Осевой зазор не должен превышать 0,12 мм для ведущей шестерни и 0,15 мм — для ведомой.

Обычно насос снимают при ремонте двигателя, реже при плохой производительности насоса.

Выполнение:

Снимаем датчик положения коленчатого вала, для этого:

Подготавливаем автомобиль и отключаем минусовую клемму аккумулятора

Как отремонтировать маслонасос двигателя ВАЗ-21114

Отсоединяем разъем датчика коленчатого вала

Как отремонтировать маслонасос двигателя ВАЗ-21114

Ключом на 10 отворачиваем болт крепления датчика

Как отремонтировать маслонасос двигателя ВАЗ-21114

Вынимаем датчик из отверстия в приливе на корпусе масляного насоса

Как отремонтировать маслонасос двигателя ВАЗ-21114

Головкой на 10 отворачиваем шесть болтов крепления масляного насоса к блоку цилиндров.

Как отремонтировать маслонасос двигателя ВАЗ-21114

Поддеваем отверткой корпус насоса за приливы

Как отремонтировать маслонасос двигателя ВАЗ-21114

Снимаем масляный насос

Как отремонтировать маслонасос двигателя ВАЗ-21114

Снимаем уплотнительную прокладку масляного насоса

Как отремонтировать маслонасос двигателя ВАЗ-21114

Зажимаем насос в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Шестигранником на 8 отворачиваем пробку редукционного клапана

Как отремонтировать маслонасос двигателя ВАЗ-21114

Пробка уплотняется алюминиевым кольцом.

Как отремонтировать маслонасос двигателя ВАЗ-21114

Извлекаем пружину и поршень редукционного клапана

Как отремонтировать маслонасос двигателя ВАЗ-21114

Шестигранником на 5 отворачиваем шесть винтов крепления крышки к корпусу насоса.

Как отремонтировать маслонасос двигателя ВАЗ-21114

Снимаем крышку насоса и извлекаем ведомую и ведущую шестерни.

Промываем детали масляного насоса и проверяем их техническое состояние – диаметр гнезда под ведомую шестерню, ширину сегмента на корпусе, осевые зазоры шестерен.

Детали масляного насоса: 1 - корпус насоса; 2 - ведомая шестерня; 3 - ведущая шестерня; 4 - редукционный клапан; 5 - пружина редукционного клапана; 6 - пробка; 7 - уплотнительное кольцо; 8 - передний сальник коленчатого вала; 9 - крышка насоса; 10 - резиновое уплотнительное кольцо; 11 - маслоприемник

При сборке насоса смажьте поверхность наружного диаметра сальника моторным маслом и запрессуйте его в крышку 9 до упора.

Осторожно закрепите крышку в тисках, установите шестерни фасками на вершинах зубьев внутрь корпуса 1 и заверните винты крепления корпуса и крышки.

Вставьте редукционный клапан, пружину и заверните пробку клапана, установив под пробку алюминиевое уплотнительное кольцо 7 толщиной (1,5±0,2) мм.

Точки крепления крышки масляного насоса при фрезеровании плоскостей: 1 - сальник коленчатого вала; 2 - точки крепления крышки; 3 - пробка редукционного клапана; X ,Y - плоскости фрезерования

Алюминиевая крышка при проверке ее в зоне прилегания шестерен не должна иметь уступов, поверхность крышки должна быть плоской.

При заметных износах зажмите крышку в точках 2 и профрезеруйте поверхности X и У до размера (13,5±0,3) мм.

Максимальный съем металла не должен превышать 0,2 мм.

Сальник 1 коленчатого вала замените новым и запрессуйте до упора.

При запрессовке сальника усилие должно прикладываться как можно ближе к наружному диаметру сальника.

Предельные износы корпуса масляного насоса

Рабочие поверхности корпуса насоса не должны иметь царапин.

Предельный диаметр гнезда под ведомую шестерню не должен превышать 75,10 мм.

Минимальная ширина сегмента должна быть не менее 3,40 мм.

Основные размеры деталей масляного насоса: 1 - ведомая шестерня; 2 - ведущая шестерня; 3 - корпус

Основные размеры новых деталей насоса

Замер осевых зазоров шестерен масляного насоса: 1 - ведущая шестерня; 2 - ведомая шестерня; S - осевой зазор

Замерьте индикатором максимальные осевые зазоры, которые не должны превышать для ведущей шестерни 0,12 мм, для ведомой – 0,15 мм.

Если зазоры превышают предельные значения, замените шестерни.

Предельные износы шестерен масляного насоса (размеры диаметров по вершинам зубъев даны для справок): а - ведущая шестерня; б - ведомая шестерня

Предельные износы шестерен. Если их размеры превышают предельные значения, также замените шестерни.

Перед сборкой насоса обязательно смажьте моторным маслом ведущую и ведомую шестерни, корпус в зоне шестерен, уплотнительное резиновое кольцо трубки маслоприемника и редукционный клапан