Система выпуска отработавших газов состоит из выпускного коллектора, приемной трубы, каталитического нейтрализатора с дополнительным глушителем и основного глушителя
К фланцу выпускного коллектора на четырех шпильках крепится фланец приемной трубы.
Соединение уплотнено термостойкой металлоармированной прокладкой.
Гайки крепления — латунные или омедненные и зафиксированы от отворачивания стопорными пластинами (одна на две гайки), края которых отогнуты на грани гаек.
В приемную трубу вварена резьбовая втулка под управляющий датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд).
Приемная труба дополнительно прикреплена хомутом к кронштейну коробки передач.
В заднюю часть приемной трубы вварен металлокомпенсатор сильфонного типа, позволяющий силовому агрегату совершать колебания на опорах, не передавая их на систему выпуска.
К заднему фланцу приемной трубы тремя болтами с гайками крепится фланец каталитического нейтрализатора отработавших газов.
Между фланцами установлена уплотнительная прокладка.
Нейтрализатор служит для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода и оксидов азота.
Он состоит из керамических блоков с множеством пор, покрытых так называемыми катализаторами дожига: родием, палладием, платиной.
Проходя через поры нейтрализатора, токсичный оксид углерода (СО) превращается в малотоксичный диоксид (СО2), а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота.
Степень очистки газов в исправном нейтрализаторе достигает 90–95 %.
Для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в частности содержание в них кислорода) должен находиться в строго заданных пределах.
Эту функцию выполняет контроллер, изменяя количество подаваемого топлива в зависимости от показаний управляющего датчика концентрации кислорода.
В трубу, соединяющую нейтрализатор с дополнительным глушителем, вварена втулка под диагностический датчик концентрации кислорода.
Нейтрализатор и датчики весьма чувствительны к соединениям свинца, — отравившись ими, они перестают работать.
Поэтому категорически запрещается эксплуатация автомобиля (даже кратковременная) на этилированном бензине.
Другая причина выхода из строя нейтрализатора — перебои в системе зажигания: несгоревшее топливо догорает в нейтрализаторе, повреждая его блоки.
Это может привести к закупорке выпускной системы и остановке двигателя (или сильной потере мощности).
Основной глушитель расположен в задней части кузова.
Трубы дополнительного и основного глушителей подвешены к кронштейнам кузова на двух резиновых подушках.
Для защиты пола кузова от чрезмерного нагрева над нейтрализатором и дополнительным глушителем установлены защитные экраны.
Обслуживание системы выпуска заключается в осмотре труб и глушителей на предмет коррозии, замене вышедших из строя деталей, подтяжке соединений и периодической замене датчиков.
Снятие приемной трубы
Устанавливаем автомобиль на подъемник или смотровую яму
Поворачиваем руль до упора влево
Снимаем управляющий датчик концентрации кислорода
В моторном отсеке плоской отверткой отгибаем края стопорных пластин гаек крепления приемной трубы к выпускному коллектору
Головкой на 13 откручиваем четыре гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору
Снимаем стопорные пластины со шпилек коллектора
Сдвигаем фланец приемной трубы со шпилек выпускного коллектора
Снимаем уплотнительную прокладку
Подвязываем проволокой трубу дополнительного глушителя к кронштейну крепления раздаточной коробки
Накидным ключом на 13 откручиваем гайки трех болтов крепления фланца трубы к фланцу нейтрализатора
Вынимаем болты крепления фланцев
Разъединяем приемную трубу и нейтрализатор
Извлекаем уплотнительную прокладку фланцев
Ключом на 13 откручиваем гайку болта крепления хомута приемной трубы к кронштейну коробки передач, удерживая болт от проворачивания головкой или ключом на 13
Поворачивая приемную трубу, выводим ее из пространства между стабилизатором поперечной устойчивости и картером сцепления
Снимаем приемную трубу
Устанавливаем приемную трубу в обратной последовательности
Снятие основного глушителя
При невозможности заменить дефектный узел новым можно временно восстановить его работоспособность, наложив металлическую заплатку на поврежденное место и закрепив ее хомутами или проволокой.
Под заплатку рекомендуется подложить лист асбеста.
Кроме того, в магазинах автозапчастей бывают в продаже специальные комплекты для восстановления узлов системы выпуска отработавших газов, с помощью которых можно временно устранить повреждения системы, чтобы доехать до автосервиса или гаража.
Устанавливаем автомобиль на подъемник или смотровую канаву
Ключом на 16 откручиваем гайку стяжного болта хомута крепления труб основного и дополнительного глушителя
Если болт проворачивается, удерживаем его головку трубным ключом
Вынимаем болт из хомута
Плоской отверткой разжимаем хомут
Выводим кронштейн подвески трубы основного глушителя из отверстия подушки.
Проворачивая, основной глушитель на трубе дополнительного, тянем основной глушитель в сторону левого борта автомобиля и снимаем глушитель
В случае тугой посадки труб глушителей наносим удары через деревянную проставку по правому торцу основного глушителя
Для замены подушки подвески глушителя поддеваем ее отверткой и сдвигаем по направляющим кронштейна кузова
Снимаем подушку.
Устанавливаем основной глушитель в обратном порядке.
При установке нужно следить, чтобы элементы выпускной системы не касались кузова при колебаниях.
Снятие каталитического нейтрализатора с дополнительным глушителем
Нейтрализатор и дополнительный глушитель вместе представляют собой неразъемный блок, заменяемый целиком при выходе из строя любого его элемента.
Перебои в работе системы зажигания могут стать причинами выхода нейтрализатора из строя.
Неисправность нейтрализатора может быть одной из причин резкого увеличения содержания СО в отработавших газах.
Перед заменой для более точной проверки работоспособности нейтрализатора обратитесь в специализированную мастерскую.
Нейтрализатор при работе разогревается до очень высокой температуры (свыше 600 °С), поэтому он будет остывать медленнее, чем остальные узлы системы выпуска.
Старайтесь не оставлять автомобиль на площадках с сухой травой и листьями.
Температуры сильно разогретого нейтрализатора может оказаться достаточно, чтобы поджечь их.
Снимаем диагностический датчик концентрации кислорода
Снимаем основной глушитель, как описано выше
Выводим кронштейн подвески трубы дополнительного глушителя из отверстия подушки и опускаем трубу дополнительного глушителя на балку заднего моста
Отсоединяем приемную трубу от каталитического нейтрализатора и снимаем нейтрализатор с дополнительным глушителем, выводя его трубу из пространства над задним мостом
Если необходимо заменяем подушку подвески дополнительного глушителя
Устанавливаем нейтрализатор с дополнительным глушителем в обратной последовательности
Замена термоэкранов
Выхлопная система во время работы двигателя нагревается до высокой температуры.
Поэтому при механическом повреждении или сильной коррозии термоэкранов, установленных между элементами системы и основанием кузова, обязательно замените их.
Помимо снижения уровня комфорта в салоне, неисправность термоэкранов может привести к возгоранию термошумоизоляции пола кузова, так как нейтрализатор отработавших газов нагревается до температуры свыше 600 °С.
Для снятия переднего термоэкрана снимите нейтрализатор и дополнительный глушитель, как описано выше
Выверните три болта, отверните три гайки крепления термоэкрана и снимите его заднюю и переднюю части.
Устанавливайте передний термоэкран в последовательности, обратной снятию.
Для снятия заднего термоэкрана снимите основной глушитель.
Отверните четыре гайки крепления экрана к основанию кузова, два болта крепления усилителя экрана к поперечине кузова и снимите экран.
При необходимости разберите задний термоэкран, отвернув гайки четырех болтов крепления усилителя, и снимите усилитель.
Собирайте и устанавливайте задний термоэкран в обратной последовательности.