Вам потребуются: те же инструменты, что и для замены маслосъемных колпачков, за исключением тех, которые нужны непосредственно для их замены (используются инструменты только для подготовительных операций),
а также дополнительно три емкости для промывочного дизельного топлива вместимостью примерно 2 литра каждая, отрезок закаленной проволоки диаметром 0,5 мм и длиной примерно 10 см.
Подготавливаем автомобиль для работы. Устанавливаем его на подъемник или смотровую канаву.
Снимаем ремень привода ГРМ (смотрим статью замена ремня ГРМ).
Снимаем маслоотделитель системы вентиляции, смотрим в статье - "Как очистить систему вентиляции картера двигателя"
Головкой на 10 откручиваем болт крепления кронштейна направляющей трубки щупа к кронштейну воздухозаборника
Извлекаем трубку со щупом из гнезда поддона двигателя.
Трубка уплотняется резиновым кольцом.
Головкой на 8 отворачиваем два болта крепления рыма
Снимаем рым с кронштейном
Головкой на 8 отворачиваем двадцать четыре болта крепления крышки ГБЦ
Отверткой поддеваем крышку головки блока цилиндров (за приливы на крышке, подложив тряпку)
Снимаем крышку головки блока цилиндров
Вынимаем из головки блока цилиндров две резинометаллические заглушки
Вынимаем вал выпускных клапанов
Извлекаем вал впускных клапанов
Чтобы проверить гидроопоры, снимаем рычаг
Вынимаем гидрокомпенсатор из гнезда головки блока цилиндров
Проверка гидрокомпенсаторов рассмотрена ниже.
Чтобы снять шкив, укладываем распределительный вал.
Надеваем накидной ключ на 18 на гайку крепления шкива.
Вставляем отвертку через отверстие в шкиве.
Опираясь на ступицу шкива лезвием отвертки, стержнем отвертки надавливаем на ключ и поворачиваем его против часовой стрелки.
Шкив при этом не должен вращаться, а гайка будет отворачиваться.
Снимаем шкив с носка распределительного вала
Снимаем сальник. Так же снимаем сальник с другого распределительного вала
Наносим на привалочную поверхность крышки герметик
Устанавливаем крышку головки блока цилиндров и затягиваем болты ее крепления предписанным моментом в последовательности, указанной в таблице.
Последовательность затяжки болтов крышки головки блока цилиндров:
- Затягиваем болты - 22, 23, 20, 13 - момент затяжки 8 Нм (0,8кгс.м);
- Затягиваем болты с первого по 12, с четырнадцатого по 19, 21 и 24 - момент затяжки 15 Нм (1,5 кгс.м);
- Ослабляем болты 22, 23, 20, 13;
- Затягиваем болты 22, 23, 20, 13 - момент затяжки 15 Нм (1,5 кгс.м)
Установив крышку головки блока цилиндров, инструментальной головкой или отрезком трубы подходящего размера запрессовываем новые сальники распределительных валов в гнезда головки блока цилиндров, предварительно нанеся на рабочие кромки сальников тонкий слой моторного масла.
Нумерация болтов крепления крышки ГБЦ
Проверив фазы механизма газораспределения и зафиксировав валы, устанавливаем зубчатые шкивы на носки распределительных валов так, чтобы эмблемы "Renault", нанесенные на спицах шкивов, расположились вертикально вверх (вал выпускных клапанов) и вниз (вал впускных клапанов).
Наживив гайки крепления шкивов, слегка подтягиваем их.
Устанавливаем на шкивы и натягиваем ремень привода ГРМ.
Затягиваем гайки крепления шкивов распределительных валов моментом затяжки 30 Нм и доворачиваем на 84˚.
Проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота и проверяем правильность установки фаз газораспределения.
При необходимости повторяем установку фаз газораспределения.
Проверка и промывка гидрокомпенсаторов клапанов
Гидрокомпенсаторы зазоров в механизме привода клапанов служат для компенсации тепловых расширений элементов привода.
Работа гидрокомпенсатора основана на принципе несжимаемости моторного масла, постоянно заполняющего при работе двигателя внутреннюю полость гидрокомпенсатора и перемещающего его плунжер при появлении зазора в приводе клапана, обеспечивая постоянный контакт ролика нажимного рычага привода клапана с кулачком распределительного вала без зазора.
Благодаря этому отпадает необходимость регулировки клапанов при техническом обслуживании.
Гидрокомпенсаторы представляют собой неразборные компактные устройства, вставленные в гнезда головки блока цилиндров.
Стук клапанов работающего двигателя может быть вызван:
- - попаданием воздуха в надплунжерные полости гидрокомпенсаторов при слишком низком или слишком высоком уровне масла в картере, а также при длительной стоянке автомобиля на уклоне;
- - загрязнением прецизионных поверхностей гидрокомпенсаторов зазоров в механизме привода клапанов шламом из моторного масла низкого качества (или при его несвоевременной замене, а также при повреждении масляного фильтра);
- - износом гидрокомпенсаторов.
Если прокачкой или промывкой не удается восстановить работоспособность гидрокомпенсаторов, замените их, так как их конструкция неразборная.
Первоначально убедитесь в том, что посторонний шум при работе двигателя вызван неисправностью именно гидрокомпенсаторов:
- пустите двигатель. При неисправности гидрокомпенсаторов посторонний шум в зоне крышки головки блока появляется сразу после пуска двигателя и изменяется в соответствии с изменением частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Если шум не появляется сразу после пуска двигателя или не изменяется при изменении частоты вращения коленчатого вала, неисправность вызвана не нарушением работы гидрокомпенсаторов.
Более того, если шум не меняется при изменении частоты вращения коленчатого вала, вероятно, причина постороннего шума не в двигателе;
- при работе двигателя на холостом ход убедитесь, что уровень шума не меняется при изменении нагрузки (например, при переключении селектора автоматической коробки передач из положения "N" в положение "D" при выключении сцепления автомобиля с механической коробкой передач или при включении электропотребителей и кондиционера).
Если уровень шума меняется, причиной может быть соударение деталей вследствие износа вкладышей шатунных и коренных подшипников коленчатого вала, а не неисправность гидрокомпенсаторов;
- - прогрейте двигатель до рабочей температуры. Если шум уменьшился или исчез, возможно, стук гидрокомпенсаторов вызван загрязнением маслом. В этом случае необходимо промыть гидрокомпенсаторы:
- - если шум не исчез, вероятно, в гидрокомпенсаторы попал воздух, и его следует удалить.
При слишком низком уровне масла в картере масляный насос захватывает вместе с маслом воздух; при слишком высоком уровне масла в картере масло взбалтывается и вспенивается противовесами коленчатого вала.
При длительной стоянке автомобиля на уклоне масло вытекает из полостей гидрокомпенсаторов и масляных каналов, а подвод масла к гидрокомпенсаторам после пуска двигателя требует некоторое время, за которое полость гидрокомпенсатора успевает попасть воздух.
Во всех этих случаях при попадании масла с воздухом в надплунжерную полость гидрокомпенсатора воздух внутри полости при открытии клапана будет сжиматься и гидрокомпенсатор будет недожат, что приведет к появлению характерного стука работы клапанного механизма с увеличенными зазорами.
Для удаления воздуха из гидрокомпенсаторов выполните следующее:
проверьте уровень масла в картере двигателя и при необходимости доведите до нормы;
- - пустите двигатель и прогрейте его на холостом ходу в течение 1-3 мин;
- - увеличьте частоту вращения коленчатого вала до 3000 мин -1, затем резко уменьшите до частоты холостого хода и дайте двигателю поработать на холостом ходу;
- - повторите цикл и проверьте, исчез ли шум механизма привода клапанов.
Если гидрокомпенсаторы исправны, шум исчезает через 10-30 циклов;
- - после исчезновения шума повторите для удаления воздуха еще пять раз;
- - дайте двигателю поработать на холостом ходу 1-3 мин и убедитесь, что шум механизма привода клапанов исчез.
Если шум механизма привода клапанов не исчез после удаления воздуха и прогрева двигателя до рабочей температуры, выявите неисправные гидрокомпенсаторы следующим образом.
- 1. Заглушите двигатель и сразу же после остановки установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия, снимите крышку головки блока цилиндров.
- 2. Снимите распределительные валы.
- 3. для проверки работоспособности гидрокомпенсаторов двигателя нажмите на плечо коромысла, опирающегося на гидрокомпенсатор. Если коромысло удается переместить практически без усилия, гидрокомпенсатор неисправен.
- 4. Аналогично проверьте состояние гидрокомпенсаторов остальных цилиндров (порядок работы цилиндров 1—3—4—2).
После определения неисправных гидрокомпенсаторов сначала надо попробовать их промыть следующим образом.
- 1. Снимите коромысла клапанов.
- 2. Извлеките из гнезда головки блока цилиндров неисправный гидрокомпенсатор.
- 3. Приготовьте три одинаковые емкости вместимостью примерно 2 л для промывки гидрокомпенсаторов. Размеры каждой емкости должны быть достаточными для того, чтобы гидрокомпенсатор, опущенный на дно емкости в вертикальном положении, был полностью погружен в жидкость. Заполните емкости чистым дизельным топливом.
- 4. Поместите гидрокомпенсатор в первую емкость и очистите его наружную поверхность.
- 5. Погрузив гидрокомпенсатор в первую емкость наполовину, плунжером вниз, легким нажатием проволоки через отверстие отожмите шарик клапана и, удерживая шарик отжатым, перемещайте плунжер гидрокомпенсатора 5-10 раз до тех пор, пока перемещение плунжера не станет совершенно свободным. Если не удается добиться легкого перемещения плунжера, замените гидрокомпенсатор.
- 6. Извлеките гидрокомпенсатор из емкости и, отжав шарик клапана, перемещайте плунжер до полного вытекания дизельного топлива из гидрокомпенсатора.
- 7. Поместите гидрокомпенсатор во вторую емкость и повторите операцию 5.
- 8. Извлеките гидрокомпенсатор из емкости и слейте из него дизельное топливо, как описано в операции 6.
- 9. Поместите гидрокомпенсатор на дно третьей емкости вертикально, плунжером вверх и отожмите проволокой шарик его клапана.
- 10. Удерживая шарик клапана отжатым, переместите плунжер вниз и затем медленно перемещайте вверх, чтобы надплунжерная полость гидрокомпенсатора заполнилась дизельным топливом.
- 11. Извлеките гидрокомпенсатор из емкости; удерживая его плунжером вверх, с небольшим усилием нажмите на плунжер и убедитесь, что он остался неподвижным.
Одновременно проверьте общую высоту гидрокомпенсатора, сравнив его с новым гидрокомпенсатором.
Если при проверке удалось переместить плунжер гидрокомпенсатора, повторите операции 9 и 10 до полного заполнения полости гидрокомпенсатора дизельным топливом. Если и после этого гидрокомпенсатор не достигнет рабочего состояния или его общая высота меньше высоты нового гидрокомпенсатора, замените его.
До сборки механизма привода клапанов храните заправленные гидрокомпенсаторы только в положении вертикально вверх плунжерами. Избегайте попадания грязи в гидрокомпенсаторы.
Устанавливайте гидрокомпенсаторы на двигатель как можно быстрее после заправки, чтобы исключить возможную потерю дизельного топлива.
- 12. Установите гидрокомпенсаторы и все снятые детали в порядке, обратном снятию.
- 13. Пустите двигатель и дайте ему поработать 1-3 мин на холостом ходу. При необходимости удалите воздух из гидрокомпенсаторов, как описано выше.