Датчик положения коленчатого вала предназначен для формирования сигналов, по которым ЭБУ синхронизирует свою работу с тактами рабочего процесса двигателя
Поэтому часто этот датчик называют датчиком синхронизации.
Действие датчика основано на принципе индукции — при прохождении мимо сердечника датчика зубьев шкива коленчатого вала в цепи датчика возникают импульсы напряжения переменного тока.
Частота появления импульсов соответствует частоте вращения коленчатого вала.
Зубья расположены по окружности шкива (через 6°). Два из них отстоят друг от друга на угловом расстоянии 18°.
Сделано это для формирования в цепи датчика опорных сигналов — своеобразных точек отсчета, относительно которых ЭБУ определяет положение коленчатого вала — верхние мертвые точки в первом/четвертом и втором/третьем цилиндрах.
Работа двигателя с неисправным датчиком положения коленчатого вала невозможна.
Датчик положения коленчатого вала ремонту не подлежит — в случае неисправности он заменяется в сборе.
При отказе датчика происходит полный отказ системы впрыска, двигатель не пускается.
Снятие и установка датчика положения коленчатого вала
Снять датчик коленвала можно сверху, но для наглядности показываем операцию снизу
Выключаем зажигание
Отжимаем фиксатор колодки жгута проводов и отсоединяем колодку от разъема датчика
Для проверки исправности цепи датчика подсоединяем щупы тестера к одному из двух выводов колодки проводов и массе двигателя.
При включенном зажигании и неподвижном коленчатом валу тестер должен зафиксировать напряжение около 2,5 вольт
Такое же напряжение должно быть между другим выводом колодки проводов и массой двигателя
Если напряжение отсутствует, то нужно проверить исправность цепей (обрыв и замыкание на массу) между выводом 1 колодки жгута проводов датчика и выводом «В1» колодки коричневого цвета жгута проводов контроллера, а также между выводом «2» колодки жгута проводов датчика и выводом «А1» колодки жгута проводов контроллера.
При несоответствии значений напряжения и исправных цепях – неисправен контроллер.
Для проверки датчика его необходимо снять.
Для этого головкой на 10 откручиваем болт крепления датчика
Вынимаем датчик из отверстия прилива крышки масляного насоса
Подключаем щупы тестера к выводам датчика, измеряем сопротивление его обмотки
Сопротивление должно быть равным 650-750 Ом
Подключаем тестер в режим измерения напряжения (в режиме вольтметра с пределом измерения до 200 мВ) и несколько раз подносим к торцу датчика стальной стержень
При исправном датчике положения коленчатого вала прибор должен зафиксировать скачки напряжения
Устанавливаем датчик положения коленчатого вала в обратной последовательности.
Набором щупов проверяем зазор между торцом датчика и зубьями шкива коленчатого вала.
Зазор должен быть 1±0,41 мм, он задан конструкцией датчика и не регулируется.
Более точно датчик можно проверить, если снимать с него показания, когда он установлен на двигателе и вращается шкив коленчатого вала.
У исправного датчика напряжение на выводах достигает 0,3 В. Неисправный датчик заменяем.