Автомобиль оборудован двумя тормозными системами — рабочей и стояночной
Рабочая тормозная система предназначена для снижения скорости движения автомобиля, вплоть до его полной остановки и кратковременного удержания автомобиля в неподвижном состоянии.
Рабочая тормозная система двухконтурная, диагональная, с гидравлическим приводом, состоит из главного тормозного цилиндра с вакуумным усилителем, четырех колесных тормозных механизмов и регулятора давления жидкости в задних тормозных механизмах.
Тормозные механизмы передних колес дисковые, вентилируемые, задние — барабанные.
Каждый из контуров автомобиля включает в себя тормозные механизмы двух колес: одного переднего и одного заднего, расположенные на автомобиле по диагонали.
В один контур входят тормозные механизмы переднего правого и заднего левого колее, а во второй — тормозные механизмы переднего левого и заднего правого колее.
При выходе из строя одного из контуров второй контур, хоть и с меньшей эффективностью, обеспечит остановку автомобиля.
Регулятор давления жидкости ограничивает поступление жидкости в задние тормозные механизмы при недостаточной нагрузке на заднюю ось, тем самым, предотвращая блокировку задних колес и занос задней оси автомобиля при резком торможении.
В корпусе регулятора имеется контрольное отверстие, закрытое пластмассовой заглушкой.
Подтекание жидкости из этого отверстия свидетельствует о негерметичности колец регулятора.
Для уменьшения усилия, прикладываемого водителем к педали тормоза, в приводе тормозной системы установлен вакуумный усилитель, работающий за счет разрежения, образующегося во впускном трубопроводе работающего двигателя.
На корпусе главного тормозного цилиндра установлен бачок с тормозной жидкостью.
В крышку банка встроен датчик недостаточного уровня тормозной жидкости.
При опасном падении уровня жидкости в бачке датчик включает контрольную лампу на щитке приборов.
Часть автомобилей оборудована тормозной системой с АБС (антиблокировочная система).
Возможные неисправности тормозной системы и методы устранения
- Причина неисправности
Способ устранения
Увеличенный рабочий ход педали тормоза
- Утечка тормозной жидкости из тормозных цилиндров
Замените вышедшие из строя детали тормозных цилиндров, промойте и просушите колодки, диски и барабаны
- Воздух в тормозной системе
Удалите воздух, прокачав систему, статья - "Прокачка гидравлического привода тормозов"
- Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре
Замените кольца (если цилиндр имеет разборную конструкцию) или замените цилиндр в сборе
- Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов
Замените шланги и прокачайте систему
- Повышенное биение тормозного диска (более 0,15 мм)
Прошлифуйте или замените диск, если его толщина менее 9,5 мм
- Утечка жидкости через уплотнительные кольца толкателя регулятора давления
Замените уплотнительные кольца или регулятор в сборе
Недостаточная эффективность торможения
- Замасливание накладок колодок тормозных механизмов
Промойте и просушите колодки
- Заклинивание поршней в тормозных цилиндрах
Устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените, статья - "Ремонт тормозов передних колес"
- Полный износ накладок тормозных колодок
Замените тормозные колодки
- Перегрев тормозных механизмов
Немедленно остановитесь и дайте остыть тормозным механизмам
- Применение колодок с несоответствующими накладками
Применяйте колодки завода-изготовителя и рекомендуемые накладки
- Потеря герметичности одного из контуров (сопровождается провалом педали тормоза)
Замените поврежденные детали, прокачайте систему
Неполное растормаживание всех колес
- Отсутствует свободный ход педели тормоза
Отрегулируйте свободный ход педали
- Нарушено выступание регулировочного болта штока вакуумного усилителя относительно плоскости крепления главного цилиндра
Отрегулируйте выступание регулировочного болта
- Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.
Промойте и прокачайте всю систему гидропривода, замените резиновые детали
- Заклинивание поршня главного цилиндра
Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр
Притормаживание одного колеса при отпущенной педали
- Излом или ослабление стяжной пружины колодок заднего тормоза,
Замените пружину
- Заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса
Замените рабочий цилиндр
- Разбухание уплотнительных колец рабочего цилиндра из-за попадания в жидкость посторонних примесей
Замените рабочий цилиндр и прокачайте систему гидропривода тормозов, статья - "Как ремонтировать тормоза задних колес"
- Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку
Затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали
- Неправильная регулировка стояночной тормозной системы
Отрегулируйте стояночную тормозную систему
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении
- Заклинивание поршня рабочего цилиндра
Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре
- Закупоривание какой-либо стальной трубки вследствие вмятины или засорения
Замените или прочистите трубку
- Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок
Очистите детали тормозных механизмов
- Неисправен регулятор давления
Отремонтируйте или замените регулятор
- Нарушены углы установки колес
Отрегулируйте углы установки колес
- Разное давление в шинах
Установите нужное давление в шинах
- Не работает один из контуров тормозной системы (сопровождается ухудшением эффективности торможения)
Замените поврежденные детали и прокачайте систему
Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении
- Неисправен вакуумный усилитель
Замените усилитель
- Повреждено или ослабло крепление шланга, соединяющего вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя
Замените шланг или подтяните хомуты его крепления
- Разбухание резиновых уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.
Замените резиновые детали, промойте и прокачайте систему
Писк или вибрации тормозов
- Ослабление стяжной пружины тормозных колодок заднего тормоза
Проверьте и при необходимости замените стяжную пружину
- Появление овальности тормозных барабанов
Расточите барабаны
- Замасливание фрикционных накладок
Зачистите накладки металлической щеткой, применяя теплую воду с моющим средством. Устраните причины попадания жидкости или смазки на тормозные колодки
- Износ накладок или включение в них инородных тел
Замените колодки
- Чрезмерное биение тормозного диска или его неравномерный износ (ощущается по вибрации тормозной педали)
Прошлифуйте или замените диск, если его толщина менее 10,8 мм
Основные данные системы:
- Тип тормозной жидкости DOT 4
- 3аправочный объем гидропривода тормозной системы 0,45 л
- Свободный ход педали тормоза 3- 5 мм
- Количество щелчков храпового устройства стояночного тормоза 2-4
- Минимальная толщина фрикционных накладок тормозных колодок переднего тормозного механизма 1,5 мм
- Минимальная толщина тормозного диска 17,8 мм
- Максимальное биение тормозного диска 0,15 мм
- Максимальный диаметр рабочей поверхности тормозного барабана 201,5 мм
- Минимальная толщина фрикционных накладок тормозных колодок заднего тормозного механизма 1,5 мм
Моменты затяжки резьбовых соединений:
Наименование узлов – Резьба - Момент затяжки Нм (кгс-м)
- Болты крепления колеса М12х1,25 - 65,2-92,6 (6,7-9,5)
- Гайка крепления кронштейна вакуумного усилителя тормозов к кузову М8 - 31-38 (3,2-3,9)
- Гайки крепления вакуумного усилителя тормозов к кронштейну М10 - 26,5-32,3 (2,7-3,3)
- Гайки крепления главного цилиндра тормозов к вакуумному усилителю М10 - 26,5-32,3 (2,7-3,3)
- Наконечник шланга тормозного механизма переднего колеса М10х1,25 - 29,4-33,4 (3,0-3,4)
- Болты крепления тормозного механизма переднего колеса к поворотному кулаку М10х1,25 - 29,1-36 (3,0-3,7)
- Болты крепления рабочего цилиндра переднего тормозного механизма к направляющим пальцам М8 - 31-38 (3,2-3,9)
- Болты крепления рабочего цилиндра переднего тормозного механизма к суппорту - М12х1,25 - 95,9-118,4 (9,8-12,1)
- Штуцеры тормозных трубок М10 - 14,7-18,2 (1,5-1,9)
- Болт крепления рабочего цилиндра заднего тормозного механизма М6 - 3,3-7,7 (0,3-0,8)
- Гайка крепления кронштейна регулятора давления М8 - 10,4-24,2 (1,1-2,5)
- Болт крепления регулятора давления к кронштейну М8 - 10,4-24,2 (1,1-2,5)