Механизм переключения коробки передач КамАЗ
Механизм переключения передач (рис. а) собран в верхней крышке 2 картера коробки передач и состоит из трех штоков включения передач, вилок 3, 5, 6 переключения передач, замкового механизма, трех фиксаторов положения штоков,
предохранителя включения первой передачи и передачи заднего хода, рычага 20 (см. рис. 1 ) и штока.
Внутри крышки имеются приливы для прохождения штоков, а в передней ее части — три вертикальных отверстия для установки фиксаторов штоков и одно горизонтальное отверстие для монтажа шариков замкового механизма.
В передней части крышки справа расположен сапун 12 (рис.1 б) коробки передач.
Для предохранения от случайного включения первой передачи и передачи заднего хода спереди справа выполнено верхнее горизонтальное отверстие, имеющее два диаметра.
В отверстие малого диаметра установлены толкатель 15 предохранителя и предохранитель.
Отверстие большого диаметра имеет резьбу для закрепления стакана 13.
В глухое отверстие стакана установлена пружина 14.
Каждый шток предназначен для включения двух передач: шток 18 для четвертой и пятой передач, шток 17 для второй и третьей передач, шток 20 для первой передачи и передачи заднего хода.
Для фиксации штоков на каждом из них имеются три лунки, куда под действием пружин заходят шарики 7 (рис. 1 в).
Для предотвращения одновременного включения двух передач предназначено замковое устройство, состоящее из штифта 11 и двух пар шариков 10, 19.
Шарики расположены между штоками во втулках, штифт находится в отверстии среднего штока между шариками.
Диаметры шариков и расстояние между штоками выбраны так, что при перемещении любого штока из среднего положения шарики выходят из лунок перемещаемого штока и входят в лунки неподвижных штоков, блокируя их с корпусом.
На каждом штоке установлены вилки переключения соответствующих передач.
Вилки зафиксированы на штоках установочными винтами, которые застопорены шплинтовочной проволокой.
Вилка переключения первой передачи и заднего хода имеет обработанные лапки, которыми она входит в канавку каретки переключения первой передачи и передачи заднего хода.
На концах вилки переключения второй и третьей передач имеются отверстия, в которые установлены сухари; сухари входят в канавку каретки синхронизатора переключения второй и третьей передач.
Концы вилки переключения четвертой и пятой передач заканчиваются обработанной поверхностью, в которой имеются канавки.
В канавки вилки входит кольцо каретки синхронизатора переключения четвертой и пятой передач.
Для перемещения штоков и включения требуемой передачи на штоке первой передачи и передачи заднего хода и на штоке второй и третьей передач установлены головки штоков, зафиксированные установочными винтами; вилка переключения четвертой и пятой передач выполнена заодно с головкой.
В головках штоков и в головке вилки переключения четвертой и пятой передач имеются пазы, которые в нейтральном положении совпадают и обеспечивают беспрепятственное качание рычага в поперечной плоскости относительно осей штоков.
В нейтральном положении рычага переключения коробки передач рычаг 20 (рис. 2) находится в среднем положении и его лапка входит в паз головки штока переключения второй и третьей передач.
При перемещении рычага переключения передач из нейтрального положения вправо и влево рычаг 20 поворачивается относительно оси штока и входит в паз головки штока первой передачи и передачи заднего входа.
При перемещении рычага 4 переключения коробки передач вперед или назад перемещается шток 19, который, в свою очередь, перемещает рычаг 20.
Рычаг 20 перемещает тот шток механизма переключения передач, в пазу головки которого он находится.
Чтобы предотвратить случайное включение первичной передачи и передачи заднего хода, в отверстие головки 23 штока вилки первой передачи и передачи заднего хода установлен толкатель 25 предохранителя, который под действием предохранителя 24 и пружины постоянно упирается в рычаг 20 при нахождении его в нейтральном положении.
Предохранитель 24 входит в отверстие головки и препятствует ее перемещению в продольном направлении.
При включении первой передачи или заднего хода рычаг 20, поворачиваясь, воздействует на толкатель 25 предохранителя, который, в свою очередь, перемещает предохранитель 24, сжимая пружину и выводя его из зацепления с головкой 23.
Рычаг 20 имеет разрезную головку и установлен на штоке 19 с помощью шпонки и стянут стяжным болтом.
Шток 19 с наружной стороны заканчивается фланцем, предназначенным для соединения с фланцем 18 тяги 17 дистанционного привода. Шток перемещается в сферической опоре.
С правой стороны опоры ввернут установочный винт 21, которым фиксируют рычаг 20 в нейтральном положении при регулировочных работах.
В рабочем положении винт должен быть ввернут на 21 мм и законтрен гайкой 22.
Дистанционный привод управления механизмом переключения передач состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага, передней 10 и промежуточной 17 тяг с регулировочным фланцем 18.
Опора 2 рычага установлена на четырех болтах на переднем торце блока двигателя.
Снизу в тело опоры 2 ввернут установочный винт 9, застопоренный контргайкой 8.
Винт 9 предназначен для правильной установки и регулирования привода управления механизмом переключения передач.
В рабочем положении винт должен быть вывернут на 31 мм и законтрен.
Передняя тяга 10 установлена на двух сферических опорах в развале двигателя вдоль левого ряда цилиндров.
Передняя опора тяги размещена в опоре рычага переключения передач, задняя — в картере маховика.
Полости опор заполнены смазкой.
Передняя и задняя опоры конструктивно выполнены одинаково и состоят каждая из двух втулок 13 с внутренними уплотнительными кольцами 12, двух сухарей и распорной пружины 14.
Передняя и задняя части тяги заканчиваются цилиндрическими шейками, на которые на сегментных шпонках установлены: спереди — рычаг 7 наконечника, сзади — рычаг 16 с шаровой головкой для соединения с цилиндрическим отверстием рычага промежуточной тяги.
Промежуточная тяга 17 выполнена заодно с рычагом, в цилиндрическую расточку которого входит шаровая головка рычага 16.
На резьбовую часть тяги навинчен регулировочный фланец 18, с помощью которого четырьмя болтами тяга соединена с фланцем штока 19.
Тяга в сборе со штоком установлена на двух сферических опорах: одна опора тяги расположена на картере сцепления, другая — на коробке передач.
Сферическая опора тяги конструктивно выполнена одинаково с опорами передней тяги,их элементы взаимозаменяемы.