Лебедка автомобиля КамАЗ
Лебедка предназначена для самовытаскивания и подтягивания автомобилей и прицепов через труднопроходимые участки
Она состоит из привода, червячного редуктора, барабана с закрепленным на нем тросом, ленточного тормоза и тросоукладчика.
Лебедка применяется только на автомобилях КамАЗ-4310, трос лебедки может быть выдан как вперед, так и назад.
Рабочая длина троса при выдаче назад 86 м,
- - при выдаче вперед — 79 м;
- - максимальное тяговое усилие при выдаче троса назад 77 кН,
- - при выдаче вперед — 54 кН,
- - с применением блока — 154 и 108 кН соответственно.
Лебедка установлена в задней части рамы на двух поперечинах.
Привод лебедки осуществляется от односкоростной коробки отбора мощности, установленной на раздаточной коробке.
Выходной вал коробки установлен в корпусе стакана подшипников на двух шариковых подшипниках.
На шлицах выходного вала закреплен фланец с отражателем для присоединения карданного вала привода лебедки.
По шлицам переднего конца выходного вала перемещается подвижная муфта включения отбора мощности, входящая в зацепление со шлицами ведущего вала раздаточной коробки.
Стакан подшипников закрыт крышкой, уплотненной прокладкой. Для предотвращения вытекания масла в крышке стакана установлена резиновая манжета с пружиной.
Коробка отбора мощности включается пневматическим механизмом мембранного типа с дистанционным управлением.
Крутящий момент коробки отбора мощности к редуктору передается тремя карданными валами 8, 9, 10 (рис. 1).
На заднем карданном валу для предохранения деталей от перегрузки имеется срезающий предохранительный болт.
Передний карданный вал имеет подвижное шлицевое соединение, которое обеспечивает компенсацию неточности монтажа.
Промежуточный карданный вал установлен на двух опорах одинаковой конструкции.
Механизм редуктора лебедки состоит из глобоидальной пары: червяка 34 и червячного колеса 14 с передаточным числом 31.
Червячное колесо 14 прикреплено к ступице, которая подвижной муфтой 3 соединена с валом 10 барабана. Барабан посажен на вал через шлицевую втулку 1 на шпонке 2.
На червяке редуктора установлен автоматический ленточный тормоз, предназначенный для торможения вала червяка редуктора при выключении сцепления, а также при срезе предохранительного болта вилки карданного вала в случае перегрузок.
Барабан 40 тормозного механизма установлен на конце вала червяка.
Торможение барабана осуществляется лентой 8 тормозного механизма с фрикционными накладками.
Один конец ленты закреплен неподвижно гайками 7 в крышке 38 переднего подшипника, а другой — подвижно в отверстии той же крышки через пружину 4, которая затягивает ленту в направлении, противоположном вращению вала червяка 34 при наматывании троса лебедки на барабан.
Лента под действием силы трения сжимает пружину, что приводит к ослаблению нажатия ленты на барабан тормозного механизма.
При обратном вращении вала червяка под действием силы трения происходит самозатягивание ленты и притормаживание барабана вследствие жесткого крепления второго конца тормозной ленты.
При малой частоте вращения вала червяка усилие торможения, создаваемое автоматическим тормозным механизмом, незначительно и не препятствует разматыванию троса.
В случае среза предохранительного болта при вращении барабана с повышенной частотой действие тормозного механизма становится значительным и способствует самоторможению червячной передачи.
Натяжение тормозной ленты регулируется затяжкой пружины.
При затягивании гайки 7 тормозной момент увеличивается.
Тросоукладчик обеспечивает равномерную плотную укладку троса на барабане.
Корпус 2 тросоукладчика совершает возвратно-поступательное движение вдоль ходового винта 13, укладывая трос по барабану. Труба 15, жестко соединенная с корпусом, и валик являются направляющими.
Ходовой винт с левой и правой нарезками установлен на подшипнике 9 в корпусе 10 привода и двух опорах внутри трубы, приводится во вращение цепной передачей от вала барабана через ведущую и ведомую звездочки 7.
Трос закреплен на барабане лебедки и проходит между двумя роликами 1, установленными на осях 5.
Ход корпуса согласован с вращением барабана так, что за каждый оборот барабана корпус тросоукладчика перемещается на один шаг витка троса.
Лебедка снабжена также нажимным роликом с пружиной, расположенным сверху барабана.
Трос 7 лебедки закреплен на крюке 12 клином 11. Это позволяет снять крюк, выбив клин, и выдать трос назад.
На правом лонжероне рамы установлен клин 3, который служит для закрепления переднего конца троса при самовытаскивании автомобиля назад с помощью блока.
Управление приводом лебедки дистанционное, электропневматическое, осуществляется переключателем, установленным на щитке приборов в кабине с дублирующим выключателем, расположенным там же.
Вал барабана лебедки может отключаться от механизма редуктора поворотом рычага 14, при этом муфта включения выходит из зацепления с червячным колесом редуктора.
Пользуясь лебедкой, необходимо соблюдать следующие правила:
- - разматывать трос вручную, отключив вал барабана лебедки. Допускается принудительное разматывание троса, но при этом надо вручную натягивать трос;
- - перед началом подтягивания на барабане должно быть не менее четырех витков троса;
- - угол отклонения троса от оси автомобиля при подтягивании не должен превышать 15°;
- - при подтягивании следует плавно увеличивать частоту вращения коленчатого вала двигателя. Резкое увеличение частоты вращения не дает повышения усилия тяги на тросе, но может вызвать срез предохранительного болта;
- - при срезе предохранительного болта надо немедленно остановить лебедку, чтобы избежать заедания карданного вала в вилке;
- - не допускается использовать вместо предохранительного болта другие детали, необходимо применять только болт 4310— 4502051 из комплекта запасных частей;
- - во избежание перегрева редуктора нельзя подтягивать трос более трех раз подряд с использованием полной длины и с максимальной или близкой к ней нагрузкой;
- - при движении автомобиля трос лебедки должен быть туго намотан на барабан, нельзя допускать движения автомобиля с отключенным валом барабана лебедки.
Для включения лебедки необходимо выключить сцепление, установить переключатель раздаточной коробки в нейтральное положение, а дублирующий переключатель и переключатель лебедки — в положение «Включено» и плавно включить сцепление.
Для наматывания троса на барабан включают первую передачу в коробке передач. В случае принудительного разматывания троса следует включать передачу заднего хода.
Производя самовытаскивание автомобиля, следует размотать трос, зацепить его за дерево или другую опору, включить лебедку и первую передачу в коробке передач.
Для повышения эффективности самовытаскивания при выдаче троса вперед допускается включать первую (понижающую) передачу в раздаточной коробке, предварительно заблокировав межосевой дифференциал.
При самовытаскивании назад с применением блока необходимо выбить клин, освободить трос от крюка и закрепить его клином на правом лонжероне рамы.
Для достижения наибольшего тягового усилия на крюке рекомендуется проводить подтягивание при максимальном размотанном тросе, но при этом на барабане должно оставаться не менее 3-4 витков.
Для укладки троса зацепляют крюк троса за левый буксирный крюк автомобиля, включают лебедку, первую передачу в коробке передач и натягивают трос.
Для предотвращения случайного включения лебедки в таком положении троса необходимо после укладки троса и выключения лебедки также установить дублирующий выключатель в положение «Выключено».