Автомобили модели 5320 имеют трехместную кабину без спального места, модели 5410 — со спальным местом

На моделях 54112, 53212 по желанию заказчика может устанавливаться кабина, как со спальным местом, так и без него.

На автомобилях-самосвалах моделей 55111 и 55102 кабина без спального места, по желанию заказчика может быть установлено среднее сиденье для пассажира, неподвижное, с откидываемой спинкой.

Кабина имеет подрессоренную подвеску, обе­спечивающую надежную изоляцию от воздей­ствия дороги.

Для обслуживания двигателя кабина опрокидывается вперед. В эксплуатационном поло­жении кабину удерживают два запорных устройства рычажного типа.

Двери кабины оборудованы опускающимися стек­лами и поворотными форточками. Стекла ветровых окон — безопасные, типа “триплекс”.

Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол — с электро­приводом, состоит из электродвигателя с редукто­ром, тяг и щеток, бачка с электрическим насосом, расположенного в кабине под панелью приборов, трубок, жиклеров и клавиш управления.

Естественная вентиляция, осуществляемая через окна и форточки дверей, вентиляционный люк в крыше, а также система отопления, работающая от систем охлаждения двигателя с принудительной подачей воздуха, к ногам водителя, пассажиров, на ветровые стекла и окна дверей. Это позволяет устанав­ливать оптимальную температуру в кабине в любое время года, и предохраняют стекла от замерзания.

Кабина оборудована надежной многослойной тер­мошумоизоляцией и мягкой обивкой.

Сиденья во­дителя и крайнее пассажирское — регулируемые, что обеспечивает оптимальные условия для работы во­дителя и отдыха сменщика. В кабине установлены ремни безопасности для всех трех мест кабины.

Специальные аэродинамические устройства: боковые обтекатели, обтекатели крыши, установка которых предусмотрена на кабинах, снижают аэродинамическое сопротивление движению автомобиля, повышают топ­ливную экономичность, снижают загрязнение автомо­биля при движении по мокрым дорогам.

Кабина автомобиля состоит из следующих основных частей: корпуса, дверей, остекления, сидений, термошумоизоляции и деталей интерьера, оборудования, а также деталей оперения (крыльев, подножек, облицо­вочной панели и др.) и деталей крепления кабины.

В модернизированных автомобилях в конструкцию кабины внесены перечисленные ниже изменения:

  • - увеличена высота крыши кабины;
  • - установлены замки дверей роторного типа;
  • - установлены три противосолнечных козырька (вместо двух);
  • - установлен тросовый стеклоподъемник;
  • - установлен комплект сферических зеркал;
  • - изменены крюк и рукоятки запоров кабины;
  • - инструментальный ящик установлен под сиде­ньем пассажира;
  • - установлена надоконная полка;
  • - изменено расположение педали управления подачей топлива и тормозной педали;
  • - изменено место подключения системы отопле­ния кабины для комплектаций автомобилей с двигателем КАМАЗ-740.11;
  • - установлена оригинальная передняя панель (изменено местоположение фар головною света);
  • - установлены оригинальные обтекатели;
  • - аннулирована панель мотоотсека на кабине без спального места;

По требованию покупателя может быть установ­лен аэродинамический козырек и нанесена суперграфика.

Корпус кабины

Корпус кабины является силовой частью кабины и основой для крепления всех узлов и оборудования.

Корпус кабины цельнометаллический, собран на точечной сварке из штампованных панелей, пред­варительно собранных в сборочные единицы: осно­вание, передок, две боковины, задок и крыша.

При­чем, кабины без спального места и со спальным местом максимально унифицированы друг с другом.

У кабины со спальным местом отличается только крыша, и добавляются надставки боковины и сред­няя панель задка (собственно спальное место).

Все панели кабины изготовлены из тонколистовой стали толщиной от 0,9 до 1,2 мм. Жесткость панелей обеспечена ребрами, выштампованными в панелях, и каркасами панелей.

В месте сопряжения панелей образуются сложные замкнутые сечения бачок каркаса кабины, которые вместе с каркасами самих панелей и панелями созда­ют силовую схему кабины и обеспечивают высокую жесткость и прочность кабины.

Крепление кабины

Кабина крепится к раме в четырех точках с помо­щью двух передних шарнирных опор и двух задних подрессоренных опор с запорным механизмом.

 Конструкция кабины автомобиля КАМАЗ

Передние шарнирные опоры (рис. 1) состоят из нижних кронштейнов 1, закрепленных болтами к первой поперечине рамы, и верхних кронштейнов 5, которые крепятся к поперечной балке пола.

Шар­нирное соединение между ними позволяет опроки­дывать кабину вперед.

В шарнирное отверстие вер­хнего кронштейна вставлены два резиновых уплот­нительных кольца, которые предотвращают попада­ние влаги и грязи между трущимися поверхностями и удерживают смазку.

Для смягчения колебаний, передаваемых от рамы к кабине через передние опоры, в верхние кронштей­ны встроены резиновые подушки.

В нижних кронш­тейнах переднего крепления кабины закреплены торсионы 12 механизма уравновешивания кабины.

 Конструкция кабины автомобиля КАМАЗ

Крепление кабины заднее (рис. 2) объединено с мягкой подвеской кабины и состоит из двух про­дольных листовых рессор 1, которые крепятся к кронштейнам 13, жестко закрепленным на лонже­роне 14 рамы, и двух гидравлических телескопи­ческих амортизаторов 11, которые нижней про­ушиной закреплены на кронштейне, а верхней про­ушиной — в обойме 9 рессоры.

К обойме рессоры крепится кронштейн 6 запорного механизма, к ко­торому запорное устройство притягивает кабину.

Перемещение кабины вниз ограничивается рези­новым буфером 10, который при ходе рессоры более 25 мм упирается в раму.

Амортизатор механизма подрессоривания кабины аналогичен по конструкции амортизаторам пере­дней подвески автомобиля.

При скорости поршня 0,25 м/с контрольные данные усилий сопротивления амортизатора при ходе сжатия 94,2-259 Н (9,6-26,4 кгс), при ходе отбоя — 895-1271 Н (91,2-129,6 кгс).

Механизм опрокидывания кабины (см. рис. 2) служит для облегчения опрокидывания кабины впе­ред при обслуживании двигателя и должен обеспе­чивать почти полное уравновешивание кабины в любом наклонном ее положении.

Механизм опрокидывания кабины состоит из двух взаимозаменяемых торсионов 12, которые квадрат­ными концами закреплены в нижних кронштейнах I передних опор, а шлицевыми концами свободно установлены в резиновых втулках 13 противополож­ных кронштейнов.

На шлицевых концах стяжными болтами 2 закреплены взаимозаменяемые рычаги 7 торсионов, которые верхними концами упираются во втулки 9 опор 8 торсионов.

Торсионы при транспортном положении кабины закручены на угол 53º.

Кабина опрокидывается на 42º и при необходимо­сти (для снятия двигателя) может опрокидываться на 60º. Для этого освободите удлинитель ограничи­теля подъема кабины.

Некоторые модели автомобилей имеют механизм подъема и опускания кабины (рис. 3) с гидропри­водом и ручным управлением.

 Конструкция кабины автомобиля КАМАЗ

Механизм состоит из ручного насоса с бачком, фильтрами и поворотными золотниками, снабженными рукоятками, цилиндра подъема и опускания кабины, трубок подвода масла, соединяющих насос и цилиндр.

В качестве рукоятки насоса используется монтажная лопатка для шин или вороток к ключу для колес.

Насос подъема и опускания кабины (рис. 4) плунжерного типа, с бачком, установлен на кронш­тейне, расположенном на задней части правого пе­реднею крыла автомобиля.

 Конструкция кабины автомобиля КАМАЗ

Для ограничения давления в системе предусмот­рен шариковый предохранительный клапан, пере­пускающий масло в бачок при давлении 15 МПа (150 кгс/см 2).

В корпусе насоса имеются отверстия с резьбой, к которым через ввернутые в эти отверстия угольники подсоединяются штуцеры трубок подво­да масла, соединенные с цилиндром.

Масло подает­ся к соответствующим штуцерам поворотом рукоят­ки 13 золотника управления в ту или иную сторону до упора.

Рукоятка золотника 14 имеет регулировоч­ные упоры, которые стопорятся гайками.

Подъем и опускание кабины происходит, если поворачивать рукоятку золотника по стрелкам: стрелка вверх — подъем кабины, вниз — опускание.

Для безопасно­сти при опускании кабины масло из гидросистемы в бачок возвращается через жиклер 16 с фильтром, предотвращающим засорение системы.

Бачок 12 прикреплен винтами к корпусу насоса; на бачке имеются пробка 10 заливной горловины со щупом, предохранительный клапан 11, ограничива­ющий давление в полости бачка в пределах 20-30 кПа (0,2-0,3 кгс/см 2).

Цилиндр подъема и опускания кабины (рис. 5) снабжен клапанами безопасности (рис. 6).

 Конструкция кабины автомобиля КАМАЗКонструкция кабины автомобиля КАМАЗ

На цилиндре подъема и опускания кабины клапаны установлены на выходных отверстиях, закрытых пробками.

Клапаны безопасности, представляющие собой обратные дроссельные клапаны, при разрыве шланга или другом повреждении системы, вызыва­ющем быстрое опускание кабины, закрываются, и опускание кабины прекращается.

Клапаны могут закрываться также при слишком резкой подаче мас­ла; в этом случае для открытия клапана рукоятки золотника нужно повернуть в положение, противо­положное выполняемой операции (если производи­лось опускание кабины, то рукоятки установить в положение подъема, а затем в прежнее положение и продолжить опускание).

Подъем кабины. Перед подъемом кабины необхо­димо затормозить автомобиль стояночной тормоз­ной системой и установить рычаг переключения передач в нейтральное положение.

Затем надо по­вернуть рукоятки обоих запоров кабины в крайнее верхнее положение и вывести из зацепления предох­ранительный крюк правого запора.

Для подъема кабины в первое положение (на угол 41º) следует установить рукоятки на насосе в поло­жение «Подъем кабины» и, качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, поднять кабину.

Для предот­вращения случайного опускания кабины нужно зак­репить стойки ограничителя шпилькой 17.

Для опускания кабины следует вынуть стопорную шпильку, установить рукоятки на насосе в положе­ние «Опускание кабины» и, качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, опустить кабину.

Для подъема кабины во второе положение (на угол 61º) надо снять передний буфер, поднять пере­днюю облицовочную панель и опустить кабину в первое положение; расшплинтовать и вынуть палец 15 удлинителя.

Затем гидроподъемником нужно под­нять кабину во второе положение.

Ограничитель подъема кабины (рис. 7) расположен с правой стороны кабины.

 Конструкция кабины автомобиля КАМАЗ

Нижняя стойка 7 ограничи­теля вращается в скобе, закрепленной на правом лонжероне рамы.

Верхняя стойка 5 через удлинитель 3 крепится в скобе 2, закрепленной на продольной балке 4 пола кабины.

При поднятой кабине обе стойки создают упор, препятствующий самопроизвольному опусканию кабины.

Для предотвращения случайного складывания ограничителя имеется предохранитель­ный крючок-защелка 6 между нижней и верхней стойками.

При опускании кабины необходимо эту защелку оттянуть и подать ограничитель на себя.

Для кабин с гидроподъемом вместо крючка-за­щелки используется предохранительная шпилька (рис. 7).

Механизм запорный кабины (рис. 8) фиксирует кабину на задних опорах в транспортном положении и состоит из двух механических запоров с предохра­нительным крюком на правом запорном устройстве.

 Конструкция кабины автомобиля КАМАЗ

Корпус запора крепится к балке задка и продоль­ной балке пола кабины. На оси запора вращается рукоятка запора. Крюк вращается на пальце оси.

При фиксации кабины корпус своим пазом заходит на скобу, приваренную к кронштейну, закрепленно­му на обойме рессоры, а крюк входит зацепление со скобой.

Конструкция крюка обеспечивает при зак­рывании запора подтягивание корпуса запора к резиновой подушке на кронштейне скобы.

Предох­ранительный крюк с помощью пружины защелкива­ется автоматически за скобу.

Для открывания запора перед опрокидыванием кабины поверните рукоятки обоих запоров из ниж­него положения на себя, в верхнее положение, при этом крюк выходит из зацепления со скобой, затем выведите из зацепления предохранительный крюк.