Карданная передача автомобиля КамАЗ
Карданная передача служит для передачи крутящего момента от вала коробки передач или раздаточной коробки к валу ведущего моста автомобиля при изменяющихся углах и расстояниях между ними.
На трехосных автомобилях КамАЗ крутящий момент к промежуточному и заднему ведущим мостам подводится одним общим валом
От промежуточного моста, который является проходным, крутящий момент на задний мост передается дополнительным карданным валом.
Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента к отдельным агрегатам и механизмам (соединение коробки передач с раздаточной коробкой, привод лебедки, соединение вала и левой колонки с рулевым механизмом).
На автомобилях повышенной проходимости с ведущим передним мостом в приводе передних управляемых колес применены карданные шарниры равных угловых скоростей.
Устройство карданной передачи. Карданная передача состоит из валов и карданных шарниров.
Все шарниры кардан-вой передачи состоят из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки и крестовины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках.
Уплотнение игольчатых подшипников осуществляется двумя сальниками и сальником радиального уплотнения, встроенным в обойму подшипника, и двухкромочным сальником торцового уплотнения.
При равномерном вращении ведущей вилки ведомая вращается неравномерно.
За один оборот карданного вала ведомая вилка при вращении дважды обгоняет ведущую и дважды отстает от нее.
Вследствие этого возникают дополнительные нагрузки на детали главной передачи, дифференциала, полуосей и колес, увеличивается их изнашивание.
Чтобы устранить неравномерное вращение ведомого вала, применяют карданную передачу, в которой на обоих концах вала устанавливают карданные шарниры.
При установке вилок обоих карданных шарниров на валу в одной плоскости неравномерность вращения, создаваемая первым карданным шарниром, будет выравниваться вторым шарниром.
Для уменьшения вибрации выполняют динамическую балансировку карданного вала в сборе с карданными шарнирами.
Дисбаланс устраняют приваркой балансировочных пластин или их установкой под стопорную пластину болтов крепления крышек карданных шарниров.
Карданная передача автомобилей КамАЗ-4310 и КамАЗ-43105, имеющих колесную формулу 6Х 6 с последовательным сквозным приводом задних мостов, показана на рис. 1.
Она состоит из четырех карданных валов и основного вала 2 между коробкой передач и раздаточной коробкой, вала 3 привода промежуточного моста и вала 1 привода переднего моста.
Промежуточный мост имеет сквозной вал главной передачи, который через карданный вал 4 передает крутящий момент заднему ведущему мосту.
В конструкции карданных валов (рис. 1) применено подвижное шлицевое соединение, обеспечивающее необходимое изменение рабочей длины вала при движении автомобиля.
Для защиты шлицевого соединения от попадания грязи и удержания смазки карданные валы в местах соединения герметизированы.
Смазка удерживается во внутренней полости от вытекания заглушкой, завальцованной в шлицевой втулке, а также резиновыми и войлочными кольцами 10 и 8, которые поджимаются гайкой 6 сальника.
Карданные валы собирают так, чтобы их неподвижные и скользящие вилки располагались в одной плоскости.
Для этой цели на шлицевых втулках карданных валов и на скользящих вилках выбиты стрелки. Необходимо, чтобы эти стрелки были совмещены.
Балансировка карданных валов переднего, промежуточного и задних мостов осуществляется приваркой балансировочных пластин.
Основной карданный вал балансируется подкладыванием балансировочных пластин под стопорную пластину болтов крепления опорной пластины на вилках.
В приводе к передним ведущим управляемым колесам передних мостов автомобилей КамАЗ-4310 и КамАЗ-43105 применены карданные шарниры кулачкового типа.
Они передают крутящие моменты от главной передачи передним колесам, обеспечивают равенство угловых скоростей полуосевых шестерен главной передачи передних колес при их повороте на значительный угол.
Шарнир состоит из двух кулаков 1 и 5 (рис. 2) с вкладышами 2, 4 и диска 3.
Диск входит в пазы вкладышей, которые, в свою очередь, устанавливаются цилиндрическими поверхностями в вилки кулаков.
Благодаря такому соединению шарнир работает подобно двум сочлененным шарнирам неравных угловых скоростей.
В одной плоскости вилки поворачиваются относительно вкладышей, а в другой — вместе ними относительно центрального диска.