Генератор служит источ­ником электроэнергии на автомобиле при работающем двигателе. Основными частя­ми генератора являются статор и ротор

На зубцах статора с внутренней сторо­ны его установлено 18 катушек, изготов­ленных из медного изолированного прово­да и соединенных последовательно по шесть штук в три группы.

Группы соедине­ны по схеме «звезда», три вывода от кото­рой идут к выпрямительному блоку.

Генераторная установка Г273В: 1 - подпиточный резистор; 2 - регулятор напряжения; 3 - щеткодержатель; 4 - ротор; 5 - статор; 6 - крышка; 7 - вентилятор; 8 - шкив; 9 - вал ротора; 10 - крышка; 11 - контактное кольцо

Ротор представляет собой стальной вал, на рифленую поверхность которого напрессованы два шестиконечных сталь­ных магнитопровода.

Между ними на стальной втулке установлена обмотка возбуждения из медного изолированного провода.

На валу ротора имеются два мед­ных контактных кольца, изолированных от вала и между собой. К ним припаяны концы обмотки возбуждения.

К контакт­ным кольцам прижимаются пружинами медно-графитовые щетки.

Генераторная установка Г273В: 1 - шкив; 2 - вентилятор; 3 - крышка со стороны привода; 4 - статор; 5 - ротор; 6 - вал ротора; 7 - блок выпрямительный; 8 - крышка со стороны контактных колец; 9 - кольцо контактное; 10 - крышка подшипника; 11 - резистор подпиточный; 12 - регулятор напряжения Я120М; 13 - щеткодержатель; 14 - переключатель сезонной регулировки; а - разрез; с - регулятор напряжения

При включении массы аккумуляторных батарей и выклю­чателя приборов и стартера в положе­ние «1» или «2» ток от аккумуляторной батареи проходит через щетки и контакт­ные кольца в обмотку возбуждения.

Вок­руг винтов обмотки возбуждения образует­ся магнитный поток, направляемый магнитопроводами ротора.

При вращении ротора вместе с ним вращается и магнит­ный поток, который пересекает обмотки катушек статора.

В них образуется пере­менный ток (если цепь замкнута), идущий в выпрямительный блок.

В этом блоке он преобразуется в постоянный ток, который идет ко всем потребителям.

Щеткодержатель генераторной уста­новки Г 273В  имеет встроенный малогабаритный регулятор напряжения Я120М, представляющий собой схему в интегральном исполнении. Она служит для поддержания в заданных пределах напряжения, вырабатываемого генера­тором.

На регуляторе имеется четыре вывода.

Этими выводами регулятор устанавлива­ется в щеткодержатель так, чтобы выводы, помеченные буквами Ш, Д, В и Р, легли на токопроводящие шины.

Токопроводящая клемма «В» регулятора напряжения выведена наружу и к ней присоединяется провод, питающий цепь регулирования напряжения генератора.

В щеткодержателе также установлено подпиточное сопротивление, служащее для обеспечения надежного возбуждения гене­ратора на частоте вращения холостого хода двигателя.

На корпусе щеткодержателя помещен винт 10 регулятора посезонного регулиро­вания напряжения. Винт имеет два поло­жения: «Л» — лето, «3» — зима.

При уста­новке винта в положение «3» напряжение, поддерживаемое регулятором, на 1,5-3,0 В выше, чем при летнем регулировании, что необходимо для улучшения зарядки ак­кумуляторных батарей при увеличении их внутреннего сопротивления в зимних усло­виях.

Щеткодержатель: 1, 13 - фиксирующие выступы, 2 - винт крепления подпиточного сопротивления; 3 - подпиточное сопротивление; 4 - щеткодержатель; 5 - щетка; 6 - токоподводящая шина от щетки к клемме "Д" регулятора (вывод "О" регулятора); 7 - винт токоподводящей клеммы "В" щеткодержателя; 10 - винт посезонной регулировки напряжения; 11 - токоподводящая шина клеммы "Р" щеткодержателя; 12 - токоподводящая шина клеммы "Ш" щеткодержателя; 14 - интегральный регулятор напряжения

Генератор переменного то­ка Г 288 с электромагнитным возбужде­нием тоже представляет собой трехфазную двадцатиполюсную электрическую машину со встроенным выпрямителем.

На генераторе имеются следующие выводы: «+» —для подключения аккуму­ляторных батарей и нагрузки, «—» — для подключения к массе автомобиля, «Ш» — для соединения с выводом «ВК» выклю­чателя приборов и стартера и выво­дом «Ш» регулятора напряжения.

Встроенный в щеткодержатель генератора регулятор напряжения собран по интегральной схеме и служит для автоматического поддержания напряжения генератора в заданных пределах, необходимых для обеспечения зарядного режима аккумуляторной батареи и работы потребителей.

На регуляторе напряжения установлен переключатель посезонной регулировки (см. рис. 2).

Уровень регулируемого напряжения генератора в положении переключателя Л (лето) должен находиться в пределах 27-28 V, в положении 3 (зима) — 28,8-30,2 V.

Генератор расположен в верхней передней части двигателя и прикреплен двумя лапами к кронштейну, а третьей — к натяжной планке, приводится во вращение двумя клиновыми ремнями.

Натяжение ремней осуществляется перемещением генератора. Передаточное число привода генератора 2,41.

На генераторе имеются следующие выводы:

  • "+" — для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки;
  • "-" — для подключения к массе автомобиля;
  • В — для соединения с выводом ВК выключателя приборов и стартера;
  • — штекер на корпусе для вывода фазы.

Генератор Г273А

Продольный разрез генератора Г273А: 1 - шкив; 2 - вентилятор; 3 - крышка со стороны привода; 4 - подшипник; 5 - регулятор напряжения с щеткодержателем; 6 - ротор; 7 - статор; 8 - выпрямительный блок; 9 - крышка со стороны контактных колец; 10 - крышка подшипника
Схема включения генератора Г273А в цепь электроснабжения автомобиля: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - выключатель массы; 3 - кнопка дистанционного выключателя "массы"; 4 - выключатель ЭФУ; 5 - контактор; 6 - реле отключения обмотки возбуждения генератора; 7 - генератор; 8 - предохранитель; 9 - выключатель приборов и стартера
Детали генераторной установки Г273А: 1 - шкив; 2 - вентилятор; 3 - крышка со стороны привода; 4 - шарикоподшипник; 5 - регулятор напряжения с щеткодержателем; 6 - ротор; 7 - статор; 8 - выпрямительный блок; 9 - крышка со стороны контактных колец; 10 - крышка подшипника

Генератор подлежит замене:

  • - при износе или разрушении подшипников вала;
  • - обломе крышек в случае повреждения обмоток, а также при пробое выпрямительного блока

Признаки неисправностей:

  • - посторонние шумы в работе генератора или заклинивание вала;
  • - отсутствие зарядного тока при работе двигателя с частотой вращения коленчатого вала более 600 мин -1 при исправных регуляторе напряжения, аккумулятора, цепях генератора и нормальном натяжении приводных ремней
Установка генератора на двигателе: 1 - регулировочная планка; 2 - генераторная установка; 3 - приводной ремень; 4 - регулировочный болт

Снятие генератора

Отключаем аккумуляторные батареи автомобиля

Поднимаем кабину в первое положение

Отсоединяем штекерную колодку и электрические провода от выводов генератора

Выкручиваем на 1-2 оборота стяжной болт разрезной опоры кронштейна генератора и ослабляем гайку шпильки

Выкручиваем болт крепления натяжной планки и ослабляем болт крепления натяжной планки к генератору

Повернув генератор вниз, ослабляем приводные ремни

Выводим ремни из ручьев шкива и снимаем генератор, отвернув гайку шпильки и вывернув стяжной болт

Установка генератора

Устанавливаем генератор на кронштейн, надеваем на шпильку пружинную шайбу, накручиваем от руки гайку и вкручиваем стяжной болт

Устанавливаем в ручьи шкива приводные ремни

Вкручиваем, не затягивая, болты крепления натяжной планки

Переместив генератор вверх, натягиваем ремни

Затягиваем болты крепления натяжной планки, затягиваем гайку шпильки крепления генератора к кронштейну и стяжной болт разрезной опоры

Правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 39,2 Н (4 кгс) должен иметь прогиб 15-22 мм

Подсоединяем провода к выводам генератора и штекерную колодку

Опускаем кабину

Аккумуляторы

Аккумуляторная батарея: 1 - выключатель массы; 2 - блок батареи; 3 - крышка аккумуляторного ящика

Аккумуляторные батареи свинцово-кислотные напряжением 12 В и емкостью по 190 А- ч.

Две батареи соединены между собой последовательно и обеспечивают напряжение 24 В.

Каждая батарея состоит из шести аккумуляторов, соединенных между собой межэлементны­ми соединениями с медными вставками для уменьшения внутреннего сопротив­ления.

Марка аккумуляторных батарей автомобилей КамАЗ — 6СТ-190Т (6СТ-190А).

Такие батареи изготовляют несколько заводов. Товарный знак завода-изготовителя наносится на межэлементном соединении между третьим и четвертым аккумуляторами.

Замена аккумуляторных батарей

Аккумуляторные батареи снимаем для замены и подзарядки или при проведении ремонта

Снятие аккумуляторных батарей

Отключаем аккумуляторные батареи автомобиля

Открываем защелки крепления крышки ящика аккумуляторных батарей и снимаем крышку

Ослабляем гайки стяжек крепления прижимных рамок батарей, снимаем рамку

Снимаем крышки батарей

Выкручиваем болт крепления защитных планок и снимаем планки

Откручиваем гайки болтов крепления наконечников электрических проводов к выводам батарей и отсоединяем провода

Снимаем аккумуляторные батареи с автомобиля (снимаем с помощником)

Установка аккумуляторных батарей

Устанавливаем аккумуляторные батареи в ящик

Подсоединяем наконечники проводов к выводам аккумуляторных батарей и закрепляем их болтами с гайками

Аккумуляторные батареи соединяются между собой последовательно

Отрицательный вывод подсоединяем через выключатель аккумуляторных батарей

Выводы покрываем смазкой ВТВ-1

Устанавливаем и закрепляем защитные планки

Устанавливаем крышки батарей и закрепляем их прижимными рамками

Устанавливаем и закрепляем крышку ящика аккумуляторных батарей

Включаем аккумуляторные батареи и проверяем работу аккумуляторных батарей, запустив двигатель