Генератор служит источником электроэнергии на автомобиле при работающем двигателе. Основными частями генератора являются статор и ротор
На зубцах статора с внутренней стороны его установлено 18 катушек, изготовленных из медного изолированного провода и соединенных последовательно по шесть штук в три группы.
Группы соединены по схеме «звезда», три вывода от которой идут к выпрямительному блоку.
Ротор представляет собой стальной вал, на рифленую поверхность которого напрессованы два шестиконечных стальных магнитопровода.
Между ними на стальной втулке установлена обмотка возбуждения из медного изолированного провода.
На валу ротора имеются два медных контактных кольца, изолированных от вала и между собой. К ним припаяны концы обмотки возбуждения.
К контактным кольцам прижимаются пружинами медно-графитовые щетки.
При включении массы аккумуляторных батарей и выключателя приборов и стартера в положение «1» или «2» ток от аккумуляторной батареи проходит через щетки и контактные кольца в обмотку возбуждения.
Вокруг винтов обмотки возбуждения образуется магнитный поток, направляемый магнитопроводами ротора.
При вращении ротора вместе с ним вращается и магнитный поток, который пересекает обмотки катушек статора.
В них образуется переменный ток (если цепь замкнута), идущий в выпрямительный блок.
В этом блоке он преобразуется в постоянный ток, который идет ко всем потребителям.
Щеткодержатель генераторной установки Г 273В имеет встроенный малогабаритный регулятор напряжения Я120М, представляющий собой схему в интегральном исполнении. Она служит для поддержания в заданных пределах напряжения, вырабатываемого генератором.
На регуляторе имеется четыре вывода.
Этими выводами регулятор устанавливается в щеткодержатель так, чтобы выводы, помеченные буквами Ш, Д, В и Р, легли на токопроводящие шины.
Токопроводящая клемма «В» регулятора напряжения выведена наружу и к ней присоединяется провод, питающий цепь регулирования напряжения генератора.
В щеткодержателе также установлено подпиточное сопротивление, служащее для обеспечения надежного возбуждения генератора на частоте вращения холостого хода двигателя.
На корпусе щеткодержателя помещен винт 10 регулятора посезонного регулирования напряжения. Винт имеет два положения: «Л» — лето, «3» — зима.
При установке винта в положение «3» напряжение, поддерживаемое регулятором, на 1,5-3,0 В выше, чем при летнем регулировании, что необходимо для улучшения зарядки аккумуляторных батарей при увеличении их внутреннего сопротивления в зимних условиях.
Генератор переменного тока Г 288 с электромагнитным возбуждением тоже представляет собой трехфазную двадцатиполюсную электрическую машину со встроенным выпрямителем.
На генераторе имеются следующие выводы: «+» —для подключения аккумуляторных батарей и нагрузки, «—» — для подключения к массе автомобиля, «Ш» — для соединения с выводом «ВК» выключателя приборов и стартера и выводом «Ш» регулятора напряжения.
Встроенный в щеткодержатель генератора регулятор напряжения собран по интегральной схеме и служит для автоматического поддержания напряжения генератора в заданных пределах, необходимых для обеспечения зарядного режима аккумуляторной батареи и работы потребителей.
На регуляторе напряжения установлен переключатель посезонной регулировки (см. рис. 2).
Уровень регулируемого напряжения генератора в положении переключателя Л (лето) должен находиться в пределах 27-28 V, в положении 3 (зима) — 28,8-30,2 V.
Генератор расположен в верхней передней части двигателя и прикреплен двумя лапами к кронштейну, а третьей — к натяжной планке, приводится во вращение двумя клиновыми ремнями.
Натяжение ремней осуществляется перемещением генератора. Передаточное число привода генератора 2,41.
На генераторе имеются следующие выводы:
- "+" — для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки;
- "-" — для подключения к массе автомобиля;
- В — для соединения с выводом ВК выключателя приборов и стартера;
- — штекер на корпусе для вывода фазы.
Генератор Г273А
Генератор подлежит замене:
- - при износе или разрушении подшипников вала;
- - обломе крышек в случае повреждения обмоток, а также при пробое выпрямительного блока
Признаки неисправностей:
- - посторонние шумы в работе генератора или заклинивание вала;
- - отсутствие зарядного тока при работе двигателя с частотой вращения коленчатого вала более 600 мин -1 при исправных регуляторе напряжения, аккумулятора, цепях генератора и нормальном натяжении приводных ремней
Снятие генератора
Отключаем аккумуляторные батареи автомобиля
Поднимаем кабину в первое положение
Отсоединяем штекерную колодку и электрические провода от выводов генератора
Выкручиваем на 1-2 оборота стяжной болт разрезной опоры кронштейна генератора и ослабляем гайку шпильки
Выкручиваем болт крепления натяжной планки и ослабляем болт крепления натяжной планки к генератору
Повернув генератор вниз, ослабляем приводные ремни
Выводим ремни из ручьев шкива и снимаем генератор, отвернув гайку шпильки и вывернув стяжной болт
Установка генератора
Устанавливаем генератор на кронштейн, надеваем на шпильку пружинную шайбу, накручиваем от руки гайку и вкручиваем стяжной болт
Устанавливаем в ручьи шкива приводные ремни
Вкручиваем, не затягивая, болты крепления натяжной планки
Переместив генератор вверх, натягиваем ремни
Затягиваем болты крепления натяжной планки, затягиваем гайку шпильки крепления генератора к кронштейну и стяжной болт разрезной опоры
Правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 39,2 Н (4 кгс) должен иметь прогиб 15-22 мм
Подсоединяем провода к выводам генератора и штекерную колодку
Опускаем кабину
Аккумуляторы
Аккумуляторные батареи свинцово-кислотные напряжением 12 В и емкостью по 190 А- ч.
Две батареи соединены между собой последовательно и обеспечивают напряжение 24 В.
Каждая батарея состоит из шести аккумуляторов, соединенных между собой межэлементными соединениями с медными вставками для уменьшения внутреннего сопротивления.
Марка аккумуляторных батарей автомобилей КамАЗ — 6СТ-190Т (6СТ-190А).
Такие батареи изготовляют несколько заводов. Товарный знак завода-изготовителя наносится на межэлементном соединении между третьим и четвертым аккумуляторами.
Замена аккумуляторных батарей
Аккумуляторные батареи снимаем для замены и подзарядки или при проведении ремонта
Снятие аккумуляторных батарей
Отключаем аккумуляторные батареи автомобиля
Открываем защелки крепления крышки ящика аккумуляторных батарей и снимаем крышку
Ослабляем гайки стяжек крепления прижимных рамок батарей, снимаем рамку
Снимаем крышки батарей
Выкручиваем болт крепления защитных планок и снимаем планки
Откручиваем гайки болтов крепления наконечников электрических проводов к выводам батарей и отсоединяем провода
Снимаем аккумуляторные батареи с автомобиля (снимаем с помощником)
Установка аккумуляторных батарей
Устанавливаем аккумуляторные батареи в ящик
Подсоединяем наконечники проводов к выводам аккумуляторных батарей и закрепляем их болтами с гайками
Аккумуляторные батареи соединяются между собой последовательно
Отрицательный вывод подсоединяем через выключатель аккумуляторных батарей
Выводы покрываем смазкой ВТВ-1
Устанавливаем и закрепляем защитные планки
Устанавливаем крышки батарей и закрепляем их прижимными рамками
Устанавливаем и закрепляем крышку ящика аккумуляторных батарей
Включаем аккумуляторные батареи и проверяем работу аккумуляторных батарей, запустив двигатель