Лебедка автомобиля КамАЗ

Лебедка предназначена для самовы­таскивания и подтягивания автомобилей и прицепов через труднопроходимые участ­ки

Она состоит из привода, червячного редуктора, барабана с закрепленным на нем тросом, ленточного тормоза и тросоукладчика.

Лебедка и ее привод: 1 - передние направляющие ролики; 2 - первый и второй опорные ролики; 3 - клин; 4 - клиновой кронштейн заделки троса; 5 - третий опорный ролик; 6 - задний направляющий ролик; 7 - трос; 8 - задний карданный вал; 9 - промежуточный карданный вал; 10 - передний карданный вал; 11 - клин коуша; 12 - крюк; 13 - крышка; 14 - рычаг отключения вала барабана; 15 - барабан лебедки; 16 - редуктор; 17 - ведомая; 18 - тросоукладчик

Лебедка применяется только на авто­мобилях КамАЗ-4310, трос лебедки может быть выдан как вперед, так и назад.

Рабо­чая длина троса при выдаче назад 86 м,

  • - при выдаче вперед — 79 м;
  • - максимальное тяговое усилие при выдаче троса назад 77 кН,
  • - при выдаче вперед — 54 кН,
  • - с применением блока — 154 и 108 кН соответ­ственно.

Лебедка установлена в задней части рамы на двух поперечинах.

Привод лебедки осуществляется от односкоростной коробки отбора мощ­ности, установленной на раздаточной ко­робке.

Выходной вал коробки установлен в корпусе стакана подшипников на двух шариковых подшипниках.

На шлицах вы­ходного вала закреплен фланец с отража­телем для присоединения карданного вала привода лебедки.

По шлицам переднего конца выходного вала перемещается под­вижная муфта включения отбора мощнос­ти, входящая в зацепление со шлицами ведущего вала раздаточной коробки.

Ста­кан подшипников закрыт крышкой, уплот­ненной прокладкой. Для предотвращения вытекания масла в крышке стакана уста­новлена резиновая манжета с пружиной.

Коробка отбора мощности включается пневматическим механизмом мембранного типа с дистанционным управлением.

Крутящий момент коробки отбора мощ­ности к редуктору передается тремя кар­данными валами 8, 9, 10 (рис. 1).

На заднем карданном валу для предохранения деталей от перегрузки имеется срезающий предохранительный болт.

Передний кар­данный вал имеет подвижное шлицевое соединение, которое обеспечивает компен­сацию неточности монтажа.

Промежуточ­ный карданный вал установлен на двух опорах одинаковой конструкции.

Редуктор лебедки: 1 - шлицевая втулка; 2, 43 - шпонки; 3 - муфта включения; 4, 23, 24 - пружины; 5 - крышка пружины; 6, 7, 41 - гайки; 8 - лента тормозного механизма; 9, 42 - упорные шайбы; 10 - вал барабана; 11 - стакан; 12, 18, 27, 35 - прокладки; 13 - крышка картера; 14 - червячное колесо; 15 - упорный палец штока; 16 - сальник; 17 - крышка штока; 19 - шток вилки; 20 - вилка включения; 21 - установочный винт; 22 - заглушка; 25 - стакан штока; 26 - крышка; 28 - манжета; 29 - предохранительный клапан; 30 - переходник; 31 - болт; 32 - крышка заднего подшипника; 33, 37 - подшипники; 34 - червяк редуктора; 36 - пробка; 38 - крышка переднего подшипника; 39 - отражатель барабана; 40 - барабан тормозного механизма; 44 - картер редуктора лебедки

Механизм редуктора лебедки состоит из глобоидальной пары: червяка 34 и червячного колеса 14 с пере­даточным числом 31.

Червячное колесо 14 прикреплено к сту­пице, которая подвижной муфтой 3 соеди­нена с валом 10 барабана. Барабан поса­жен на вал через шлицевую втулку 1 на шпонке 2.

На червяке редуктора установлен авто­матический ленточный тормоз, предназна­ченный для торможения вала червяка редуктора при выключении сцепления, а также при срезе предохранительного болта вилки карданного вала в случае перегрузок.

Барабан 40 тормозного меха­низма установлен на конце вала червяка.

Торможение барабана осуществляется лентой 8 тормозного механизма с фрикци­онными накладками.

Один конец ленты закреплен неподвижно гайками 7 в крыш­ке 38 переднего подшипника, а другой — подвижно в отверстии той же крышки через пружину 4, которая затягивает ленту в направлении, противоположном враще­нию вала червяка 34 при наматывании троса лебедки на барабан.

Лента под действием силы трения сжи­мает пружину, что приводит к ослаблению нажатия ленты на барабан тормозного механизма.

При обратном вращении вала червяка под действием силы трения проис­ходит самозатягивание ленты и приторма­живание барабана вследствие жесткого крепления второго конца тормозной ленты.

При малой частоте вращения вала червяка усилие торможения, создаваемое автома­тическим тормозным механизмом, незначи­тельно и не препятствует разматыванию троса.

В случае среза предохранительного болта при вращении барабана с повышен­ной частотой действие тормозного меха­низма становится значительным и способ­ствует самоторможению червячной пере­дачи.

Натяжение тормозной ленты регу­лируется затяжкой пружины.

При затяги­вании гайки 7 тормозной момент увеличи­вается.

Тросоукладчик обес­печивает равномерную плотную укладку троса на барабане.

Корпус 2 тросоукладчика совершает возвратно-поступательное движение вдоль ходового винта 13, укла­дывая трос по барабану. Труба 15, жестко соединенная с корпусом, и валик являются направляющими.

Ходовой винт с левой и правой нарезками установлен на подшип­нике 9 в корпусе 10 привода и двух опорах внутри трубы, приводится во вращение цепной передачей от вала барабана через ведущую и ведомую звездочки 7.

Трос закреплен на барабане лебедки и проходит между двумя роликами 1, установленными на осях 5.

Ход корпуса согласован с враще­нием барабана так, что за каждый оборот барабана корпус тросоукладчика переме­щается на один шаг витка троса.

Лебедка снабжена также нажимным роликом с пружиной, расположенным сверху барабана.

Трос 7 лебедки закреплен на крюке 12 клином 11. Это позволяет снять крюк, выбив клин, и выдать трос назад.

На правом лонжероне рамы установлен клин 3, который служит для закрепления переднего конца троса при самовытаскивании автомобиля назад с помощью блока.

Тросоукладчик: 1 - ролики; 2 - корпус тросоукладчика; 3 - крышка сухаря; 4 - сухарь; 5 - ось ролика; 6 - гайка; 7 - звездочка; 8 - крышка корпуса; 9 - шариковый подшипник; 10 - корпус привода; 11 - масленка; 12 - уплотнительное кольцо; 13 - ходовой винт; 14 - направляющая; 15 - труба; 16 - заглушка

Управление приводом лебедки дистан­ционное, электропневматическое, осущест­вляется переключателем, установленным на щитке приборов в кабине с дублирую­щим выключателем, расположенным там же.

Вал барабана лебедки может отклю­чаться от механизма редуктора поворотом рычага 14, при этом муфта включения выходит из зацепления с чер­вячным колесом редуктора.

Пользуясь лебедкой, необходимо со­блюдать следующие правила:

  • - разматывать трос вручную, отключив вал барабана лебедки. Допускается прину­дительное разматывание троса, но при этом надо вручную натягивать трос;
  • - перед началом подтягивания на бара­бане должно быть не менее четырех витков троса;
  • - угол отклонения троса от оси автомоби­ля при подтягивании не должен превы­шать 15°;
  • - при подтягивании следует плавно уве­личивать частоту вращения коленчатого вала двигателя. Резкое увеличение часто­ты вращения не дает повышения усилия тяги на тросе, но может вызвать срез предохранительного болта;
  • - при срезе предохранительного болта надо немедленно остановить лебедку, чтобы избежать заедания карданного вала в вилке;
  • - не допускается использовать вместо предохранительного болта другие детали, необходимо применять только болт 4310— 4502051 из комплекта запасных частей;
  • - во избежание перегрева редуктора нельзя подтягивать трос более трех раз подряд с использованием полной длины и с максимальной или близкой к ней нагрузкой;
  • - при движении автомобиля трос лебедки должен быть туго намотан на барабан, нельзя допускать движения автомобиля с отключенным валом барабана лебедки.

Для включения лебедки необходимо выключить сцепление, установить пере­ключатель раздаточной коробки в нейт­ральное положение, а дублирующий пере­ключатель и переключатель лебедки — в положение «Включено» и плавно вклю­чить сцепление.

Для наматывания троса на барабан включают первую передачу в коробке передач. В случае принудитель­ного разматывания троса следует вклю­чать передачу заднего хода.

Производя самовытаскивание автомо­биля, следует размотать трос, зацепить его за дерево или другую опору, включить лебедку и первую передачу в коробке пере­дач.

Для повышения эффективности само­вытаскивания при выдаче троса вперед допускается включать первую (понижаю­щую) передачу в раздаточной коробке, предварительно заблокировав межосевой дифференциал.

При самовытаскивании назад с применением блока необходимо выбить клин, освободить трос от крюка и закрепить его клином на правом лонже­роне рамы.

Для достижения наибольшего тягового усилия на крюке рекомендуется проводить подтягивание при максимальном размо­танном тросе, но при этом на барабане должно оставаться не менее 3-4 витков.

Для укладки троса зацепляют крюк троса за левый буксирный крюк автомоби­ля, включают лебедку, первую передачу в коробке передач и натягивают трос.

Для предотвращения случайного включения ле­бедки в таком положении троса необхо­димо после укладки троса и выключения лебедки также установить дублирующий выключатель в положение «Выключено».