На газодизельном двигателе КамАЗ-7409.10 устанавливаются топливные насо­сы высокого давления модели 335

В отли­чие от топливных насосов моделей 33-02 и 334, устанавливаемых на дизели, насос мо­дели 335 на крышке регулятора частоты вращения имеет механизм, который слу­жит для уменьшения цикловой подачи топ­лива в цилиндры двигателя при переходе в газодизельный режим работы.

Кроме того, в этом насосе установлен трехрежимный регулятор частоты вращения коленчатого зала вместо всережимного.

Трехрежимный регулятор обеспечивает нормальную рабо­ту двигателя в дизельном режиме, а также минимальную неравномерность подачи за­пальной дозы топлива в газодизельном ре­жиме.

Как видно из рисунка, устройство привода трехрежимного регулятора, вклю­чая демпфер, ведущую и промежуточную шестерни, державки грузов и грузы, такое же, как у всережимного регулятора.

Конструктивные отличия заключаются в устройстве внутренних рычагов 28 и 46 в наличии пружинного элемента; кроме то­го, видоизменена стартовая пружина 31 и вместо рычага пружины (устанавливаемо­го на всережимном регуляторе) на оси 23 установлен поводок 22 в виде вилки, свя­занный валом 21 с наружным рычагом управления регулятором.

Вилка поводка 22 взаимодействует с буртом 33 стака­на 34.

Рычаг 28 рейки пальцем 19 связан с рычагом 46 муфты грузов и штифтом 48 с рейкой 25 топливного насоса.

Между ры­чагом 46 муфты и рычагом 28 рейки распо­ложен обратный корректор, а к рычагу рейки посредством пальца 27 шарнирно прикреплен шток 26 прямого корректора.

В рычаг рейки запрессован штифт 29, на который действует рычаг 20 останова, перемещая рычаги и связанную с ними рейку ТНВД в сторону выключения подачи топлива в момент остановки двигателя.

Рычаг 28 рейки через прямой корректор в шток 35 связан с пружинным элементом, который установлен в ступенчатую гильзу 36. запрессованную в корпус ТНВД.

Ста­кан 34 служит направляющей штока 35 корректора, имеющего упорные бурты и резьбовую часть для навинчивания двух гаек 37 номинальной подачи и ограничи­тельной гайки 49.

После регулировки поло­жения гаек 37 их контрят, заворачивают гайку 49 и все закрывают колпачком 38, который наворачивают на резьбовую часть гильзы 36 и пломбируют.

Пружинный элемент состоит из стакана 34. который имеет с одной стороны коль­цевой бурт 33, а с другой — резьбу для вворачивания гайки 40. Внутри стакана соосно размещены три пружины.

Малая пружина 39 регулирует частоту вращения коленчатого вала в зоне малых частот вра­щения.

Главная пружина 41 регулятора предназначена для регулирования частоты вращения в зоне частот вращения, близ­ких к максимальным.

Промежуточная пру­жина 50 работает в зоне средних частот и служит для формирования запальной дозы топлива.

Малая пружина 39 (холостого хода) установлена на штоке 35 между втулками 51 и 52 без предварительного сжатия.

Глав­ная пружина 41 регулятора крепится с предварительным сжатием 230...240 Н между гайкой 40 и тарелкой 42, которая упирается в бурт стакана 34.

Промежуточная пружина 50 установ­лена на штоке 35 между шайбами у торца штока и втулкой 52 без предварительного сжатия.

Стартовая пружина 31 располо­жена между гайкой 30 корректора и коль­цевым буртом 33 стакана 34.

Регулятор имеет прямой и обратный корректоры.

Прямой корректор предназ­начен для увеличения подачи топлива при снижении частоты вращения коленчатого вала, т. е. для увеличения коэффициента приспособляемости.

Узел прямого корректора состоит из штока 10 корректора, шарнира, закрепленного пальцем 9 на рычаге рейки 11. На резьбовой конец штока 18 корректо­ра навинчена втулка 17, законтренная гай­кой 12.

На втулке 17 штока корректора установлены упорная тарелка 16, пружи­на 15 прямого корректора, гайки 13 и 14.

Обратный корректор предназначен для уменьшения подачи топлива при снижении частоты вращения коленчатого вала двига­теля в зоне малых частот вращения.

Уст­ройство обратного корректора аналогично тому, который устанавливается на всере­жимном регуляторе.

На различных режимах работы двига­теля регулятор действует следующим образом.

Для пуска двигателя рычаг управления и вместе с ним поводок 22 поворачивают против часо­вой стрелки.

Стакан 34 перемещается вле­во до упора терелки 42 в бурт штока 35 и сжимает пружину 39 холостого хода.

Уси­лие предварительного сжатия пружины 45 прямого корректора превышает усилие стартовой пружины 31, рычаг 28 вместе с рычагом 46 и муфтой 16 отходит до упора в державку 14, а рейка 25 перемещается по направлению знака «-+-» в пусковое по­ложение.

В этом положении рейка находит­ся до достижения частоты вращения 560... 660 об/мин.

При дальнейшем возрастании частоты вращения коленчатого вала до 800 об/мин рейка перемещается по направлению знака «—».

Муфта 16 с рычагами 28, 46 и штоком 26 смещается вправо, сжимая стартовую пружину 31 до тех пор, пока упорная тарел­ка 16 не вступит в контакт с поверхностью головки штока 35. Между торцом штока 26 прямого корректора и торцом головки штока 35 имеется зазор.

Такое положение рейки сохраняется до достижения частоты вра­щения 1000 об/мин.

Рычаги трехрежимного регулятора с корректорами

Усилие пружины 20  выби­рается так, чтобы при увеличении частоты вращения свыше 1100 об/мин она сжима­лась до достижения частоты вращения 1700 об/мин, а пружина 45 из-за большего усилия затяжки удержива­ла шток 26. При этом муфта 16 переме­щается вправо.

Рычаг 46 поворачивается по часовой стрелке вокруг оси 47, а рычаг 28 совершает сложное движение.

Повора­чиваясь вместе с рычагом 46 по часовой стрелке вокруг оси 47, он одновременно сжимает пружину 20 обратного корректора.

Выбирая зазор А, рычаг 11 рейки поворачивается вокруг пальца 9 и смещает рейку в направлении знака « +».

Предварительная затяжка пружины 15 выбирается так, чтобы центробежная сила грузов преодолевала ее при частоте враще­ния 1600 об/мин.

При частоте вращения коленчатого вала свыше 1800 об/мин сжи­мается пружина 45, а шток корректора 26 сдвигается вправо до дости­жения частоты вращения 2200 об/мин.

Муфта 16 и рычаги 28 и 46, составляю­щие жесткую конструкцию при сжатом об­ратном корректоре, перемещаются вправо, смещая рейку в направлении знака «—» и уменьшая тем самым подачу топлива.

Та­ким образом, зазор В между штоком 26 корректора и торцом головки штока 35 регулятора исчезает при частоте вращения коленчатого вала 2200 об/мин, а рейки ТНВД занимают положение, соответству­ющее минимальной подаче топлива, кото­рая регулируется гайками 37 на штоке 35.

В этом положении рейки будут находиться до тех пор, пока центробежная сила грузов не сможет преодолеть усилие, создаваемое пружиной 41 при частоте вращения колен­чатого вала 2700...2740 об/мин.

При дальнейшем увеличении частоты вращения сила грузов через рычаги 28 и 46, шток 26 корректора и шток 35, а также тарелку 42 будет сжимать пружину 41 до тех пор, пока рейки не займут положение, которое соответствует максимальной час­тоте вращения холостого хода.

Если часто­ту вращения коленчатого вала увеличи­вать и дальше, то грузы регулятора ТНВД разовьют такую центробежную силу, что установят рейки в положение выключен­ной подачи. При этом двигатель не рабо­тает.

Такой режим прокрутки имеет место, например, при движении автомобиля на спуске.

При переводе работы двигателя в газо­дизельный режим перемещение наружного рычага управления регулятором ограничи­вается механическим упором до положе­ния, в котором обеспечивается подача топлива насосом, не превышающая за­пальную дозу.

В положении, соответст­вующем холостому ходу двигателя, трехрежимный регулятор автоматически поддер­живает минимальную частоту вращения двигателя.

Когда наружный рычаг управления регулятором достигнет упора, гильз. 36 переместится влево, зазор К уменьшит­ся.

С повышением частоты вращения увен­чивается центробежная сила грузов, под действием которой шток 35 переместит 7 вправо, сжимая пружину 39 холостого хода.

Когда рейки займут положение, соот­ветствующее частоте вращения коленчатого вала 1200 об/мин, зазор К исчезнет. Начнет сжиматься промежуточная пружи­на 50, ход которой подобран так, чтобы она сжималась только до достижения частоты вращения 2560 об/мин.

Когда частота вращения достигнет этого значения, шток 35 упрется в тарелку 42 корпуса коррек­тора. При этом начнет сжиматься главная пружина 41 регулятора и подача запаль­ной дозы топлива выключится.