Головки цилиндров  отдельные на каждый цилиндр, изготовлены из алюминиевого сплава. Они имеют во­дяные полости, сообщающиеся с такими же полостями блока цилиндров, впускные а выпускные каналы, вставные седла и на­правляющие втулки клапанов.

Стык головки цилиндра с блоком уплот­нен двумя типами прокладок.

Одна резиновая прокладка уплотняет головку по контуру и полости для штанг газораспредели­тельного механизма, герметичность водоперепускных и пароотводящих каналов обеспечивают отдельные резиновые кольца. вставляемые в отверстия головки.

Головка цилиндров автомобиля Камаз

Газовый стык головки и гильзы цилиндра уплотнен кольцом 7, которое непосредственно соприкасается с буртом гильзы и благодаря высокой точности обработки свинцовому покрытию уплотняет стык.

В головках цилиндров размещены клапанный механизм и форсунка.

Клапанный механизм головки закрыт алюминиевой крышкой, уплотненной прокладкой. Чугун­ные седла и металлокерамические направ­ляющие втулки клапанов растачиваются после их запрессовки в головку.

Со сторо­ны привалочной плоскости каждой головки выполнены два отверстия, в которые при сборке двигателя входят запрессованные в блок фиксирующие штифты.

Каждая го­ловка закреплена на блоке цилиндров че­тырьмя болтами.

Чтобы избежать наруше­ния герметичности газового стыка, болты затягивают по перекрестной схеме, в три приема.

Головка цилиндров автомобиля Камаз

Впускной и выпускной каналы распо­ложены с противоположных сторон голов­ки. При взгляде на двигатель со стороны впускные клапаны головок находятся спра­ва, а выпускные — слева.

Впускной  канал  имеет  тангенциальный профиль, обеспечивающий вихревое движение воздуха в цилиндре, улучшение смесеобразования и ускорение процесса сгорания впрыскиваемого топлива.

Гнездо под форсунку расположено со стороны выпускного клапана под углом к оси ци­линдра.

Снятие головок и замена прокладок цилиндров

Прокладки головок цилиндров заменяем при нарушении герметичности в соединении головки цилиндра с блоком цилиндров

Разрыв и прогорание прокладок вызывает течь охлаждающей жидкости и масла в стыке головки цилиндра и блока

Снятие прокладок головок цилиндров

Подготавливаем автомобиль и отсоединяем электропровода от клемм аккумуляторов

Сливаем охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя

Выкручиваем болты и снимаем крышку переднего люка картера сцепления

Приподнимаем переднюю часть автомобиля и устанавливаем подставку под поперечину рамы

Снимаем впускные коллекторы и отсоединяем трубопроводы

Выкручиваем болты и отсоединяем фланец коробки термостатов

Выкручиваем болты крепления водяных труб с правой и левой сторон и отделяем трубы от головок цилиндров

Ослабляем затяжку болтов крепления выпускных коллекторов

 Снятие прокладок головок цилиндров

Выкручиваем болты 10 (по рисунку) крепления крышек головок цилиндров и снимаем крышки 11 с прокладками 5

Откручиваем гайки 9 крепления стоек коромысел 6, снимаем стойки в сборе с коромыслами и фиксаторами коромысел и штанги 4 толкателей (применяем ключ на 17, зубило, молоток). Примечание: выполняется только на головках четвертого и восьмого цилиндров

С помощью головки на 19 с воротком ослабляем затяжку болтов крепления головок цилиндров, в последовательности, изображенной на схеме, затем выкручиваем их, снимаем головки и маркируем по номерам цилиндров

Примечание: не ставьте головку привалочной поверхностью на подставку во избежание повреждения распылителей форсунок

Вынимаем штанги толкателей

Снимаем прокладки головок цилиндров: уплотнительную (по периметру головки) и стальную (для газового стыка со стальной прокладкой)

Очищаем от нагара и накипи привалочные поверхности головок цилиндров и блока цилиндров

Установка прокладок головок цилиндров

Устанавливаем на блок уплотнительные прокладки головок цилиндров

Устанавливаем на верхний торец гильз новые стальные прокладки головок (для газового стыка со стальной прокладкой)

Примечание: перед установкой стальные прокладки смазываем моторным маслом

Устанавливаем штанги 4 толкателей 2, вкручиваем регулировочные винты 8 с моментом 33,3-41,1 Нм (3,4-4,2 кгсм)

Устанавливаем головки 12 цилиндров, центрируя их по штифтам блока, при этом следим, чтобы регулировочные винты тепловых зазоров «А» вошли в наконечники штанг

Затягиваем болты крепления головки в три приема в последовательности, изображенной на рисунке

 Порядок затяжки головки цилиндров Камаз

Первый прием – 39,2-49,1 Нм (4-5 кгсм);

Второй прием – 117,7-147,2 Нм (12-15 кгсм);

Третий прием – 156,9-176,5 Нм (16-18 кгсм)

Примечание: перед ввертыванием резьбу болтов смазываем графитной смазкой УСсА, смешанной с моторным маслом до сметанообразного состояния, резьбовые отверстия в блоке очищаем от грязи и жидкости

Устанавливаем на головки цилиндров стойки коромысел в сборе с коромыслами 6 и фиксаторами коромысел, закручиваем гайки 9 крепления стоек с моментом 41-51,9 Нм (4,2-4,5 кгсм)

 Приспособление для регулировки зазоров

Приспособлением И801.14.000 регулируем тепловые зазоры «А» в клапанном механизме

Величина зазора для впускного клапана 0,25-0,30 мм, для выпускного клапана 0,35-0,40 мм

Устанавливаем крышку переднего люка картера сцепления

Вкручиваем болты крепления выпускных коллекторов

Устанавливаем на головки 12 цилиндров крышки 11 головок с прокладками 5 и закрепляем болтами 10 с плоскими шайбами

Устанавливаем на головки прокладки водяных труб, водяные трубы в сборе с соединительной трубой, затягиваем болтами с плоскими и пружинными шайбами

Присоединяем фланец коробки термостатов болтами с плоскими и пружинными шайбами

Устанавливаем впускные коллекторы и подсоединяем трубопроводы к головкам

Вынимаем подставку из-под передней части автомобиля

Заливаем охлаждающую жидкость

Опускаем кабину

Подсоединяем провода к аккумуляторам

Запускаем двигатель и проверяем работу газораспределительного механизма, герметичность системы охлаждения и питания двигателя топливом, системы ГУР

Не допускается: стук в газораспределительном механизме, течь охлаждающей жидкости, масла и топлива