Тщательно отмываем и подготавливаем двигатель для разборки

Устанавливаем двигатель на стенд или подставку. Подготавливаем необходимый инструмент для разборки.

При разборке нужно маркировать детали, которые будут в дальнейшем эксплуатироваться.

Коленчатый вал, маховик и сцепление балансируются в сборе, поэтому их разукомплектовывать нельзя.

Головкой на 10 отворачиваем шесть болтов крепления крышки блока цилиндров и снимаем крышку вместе с прокладкой.

Вынимаем масломерный щуп

Разборка ЗМЗ-402

Ключом на 12 ослабляем болт верхнего крепления генератора

Разборка ЗМЗ-402

Ключом на 13 отворачиваем гайку крепления регулировочной пластины к головке блока

Разборка ЗМЗ-402

Снимаем пластину со шпильки головки блока

Разборка ЗМЗ-402

Отворачиваем ключом на 13 две гайки крепления крайних стоек крепления оси коромысел

Разборка ЗМЗ-402

Ключом на 17 равномерно ослабляем и отворачиваем четыре гайки крепления основных стоек оси коромысел

Разборка ЗМЗ-402

Снимаем ось коромысел со шпилек

Разборка ЗМЗ-402

Вынимаем восемь штанг толкателей и раскладываем их по порядку, чтобы потом поставить их на свои места

Снимаем наконечники высоковольтных проводов и выворачиваем свечи зажигания.

Отсоединяем шланг от фильтра тонкой очистки топлива.

Отсоединяем от карбюратора шланг вакуум-корректора датчика распределителя зажигания.

Разборка ЗМЗ-402

Головкой на 19 отворачиваем десять гаек крепления головки блока в последовательности обратной затяжке

Последовательность затяжки болтов головки блока цилиндров

 Разборка ЗМЗ-402

Снимаем головку со шпилек блока цилиндров.

Разборка ЗМЗ-402

Снимаем прокладку головки блока цилиндров

Разборка ЗМЗ-402

Переворачиваем двигатель поддоном вверх и ключом на 13 отворачиваем восемнадцать гаек крепления поддона.

Под угловыми гайками крепления поддона установлены фигурные шайбы

Разборка ЗМЗ-402

Снимаем с поддона переднюю и заднюю части прокладки

Разборка ЗМЗ-402

Снимаем с блока боковые части прокладки

Уплотнительные прокладки вторично нельзя использовать. Все прокладки продаются в ремкомплектах.

Разборка ЗМЗ-402

Головкой на 12 с удлинителем отворачиваем два болта крепления топливного насоса

Разборка ЗМЗ-402

Снимаем топливный насос

Разборка ЗМЗ-402

Между насосом и блоком установлена прокладка

Разборка ЗМЗ-402

Ключом на 24 отворачиваем болт и отсоединяем трубку от корпуса масляного фильтра

Разборка ЗМЗ-402

Ключом на 13 отворачиваем четыре гайки крепления масляного фильтра

Разборка ЗМЗ-402

Снимаем масляный фильтр

Разборка ЗМЗ-402

Ключом на 14 отворачиваем шесть гаек и два болта крепления картера сцепления

Разборка ЗМЗ-402

Снимаем картер сцепления

Разборка ЗМЗ-402

Ключом на 24 отворачиваем и снимаем кран масляного радиатора и масляную трубку

Разборка ЗМЗ-402

Ключом на 12 отворачиваем штуцер и вынимаем трубку указателя уровня масла

Снимаем крышку распределительных шестерен для этого:

Разборка ЗМЗ-402

Торцевым ключом на 46 отворачиваем храповик

Разборка ЗМЗ-402

Головкой на 12 отворачиваем шесть болтов крепления шкива

Разборка ЗМЗ-402

Снимаем шкив коленчатого вала

Разборка ЗМЗ-402

Трехпалым съемником стягиваем ступицу шкива

Разборка ЗМЗ-402

Ключом на 13 отворачиваем восемь гаек крепления передней крышки

Разборка ЗМЗ-402

Снимаем крышку распределительных шестерен

Разборка ЗМЗ-402

Ключом на 13 отворачиваем две гайки крепления крышки коробки толкателей.

Разборка ЗМЗ-402

Снимаем крышку толкателей

Разборка ЗМЗ-402

Вынимаем восемь толкателей клапанов и маркируем их или раскладываем по порядку

Разборка ЗМЗ-402

С помощью бородка выбиваем шпонку

Разборка ЗМЗ-402

Снимаем маслоотражатель с коленчатого вала

Разборка ЗМЗ-402

Головкой на 12 через отверстие в шестерне отворачиваем болты крепления упорного фланца

Разборка ЗМЗ-402

Вынимаем распределительный вал вместе с шестерней

Разборка ЗМЗ-402

Фиксируем гильзы от выпадения с помощью подходящих втулок, шайб и гаек

 Если не зафиксировать гильзы цилиндров, то при возможном проворачивании коленчатого вала они могут приподняться за счет трения об их зеркала поршней.

Под посадочные буртики гильз попадут частицы окалины из водяной рубашки, и при сборке двигателя гильзы неплотно сядут на свои места, что приведет к просачиванию охлаждающей жидкости в масляный картер.

Переворачиваем блок цилиндров.

Разборка ЗМЗ-402

Головкой на 13 отворачиваем две гайки крепления масляного насоса

Разборка ЗМЗ-402

Снимаем масляный насос

Разборка ЗМЗ-402

Шестигранником на 8 отворачиваем две гайки крепления держателя сальника

Разборка ЗМЗ-402

Снимаем держатель сальника заднего подшипника

Разборка ЗМЗ-402

Головкой на 15 отворачиваем две гайки крышки шатуна

Разборка ЗМЗ-402

Снимаем крышку шатуна

Разборка ЗМЗ-402

Деревянной ручкой молотка выдавливаем поршень из цилиндра.

Вынимаем также остальные поршни.

Разборка ЗМЗ-402

Головкой на 19. отворачиваем две гайки крепления крышки коренного подшипника

Разборка ЗМЗ-402

Снимаем крышку коренного подшипника.

Снимаем также остальные крышки коренных подшипников.

Разборка ЗМЗ-402

Извлекаем из блока коленчатый вал

Разборка ЗМЗ-402

Отворачиваем приспособление, удерживающее гильзы и вынимаем их.

Маркируем гильзы

После этого промываем все детали и подготавливаем их для дефектации