Пятиступенчатая коробка передач

Пятиступенчатая коробка передач имеет трехвальную схему

Картер коробки передач изготовлен из алюминиевого сплава и состоит из двух частей — передней 23 и задней 1. 

Для обеспечения соосности опор валов и отверстий под штоки механизмов переключения картеры центрируются установочными втулками, запрессованными в передний картер.

Передний и задний картеры соединены между собой десятью болтами 6.

Для герметичности между картерами установлена паронитовая прокладка 10 толщиной 0,33 мм.

Пятиступенчатая коробка передач: 1 - задняя часть картера коробки передач с удлинителем; 2 - вторичный вал; 3 - привод спидометра; 4 - подшипник блока шестерен; 5 - блок шестерен; 6 - болт; 7 - блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 5-й передачи; 8 - синхронизатор 5-й передачи и заднего хода; 45 - шестерня 2-й передачи; 9 - блокирующее кольцо синхронизатора шестерни заднего хода; 46 - вилка переключения 1-й и 2-й передач; 10 - прокладка; 47 - шток включения 1-й и 2-й передач; 11 - болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода; 48 - вилка переключения 5-й передачи и заднего хода; 12 - ось промежуточной шестерни заднего хода; 13 - игольчатый подшипник; 14 - промежуточная шестерня заднего хода; 15 - штифт; 16 - болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода; 53 - пластина фиксаторов; 17 - блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 1-й передачи; 54 - рукоятка; 18 - синхронизатор 1-й и 2-й передач; 55 - верхняя часть рычага переключения передач; 19 - блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 2-й передачи; 56 - упорный конус; 20 - игольчатый подшипник; 57 - верхняя подушка рычага; 21 - маслоналивная пробка; 58 - распорная втулка; 22 - полукольцо; 59 - нижняя подушка рычага; 23 - передняя часть картера коробки передач; 60 - запорная втулка; 24 - регулировочное кольцо; 61 - уплотнитель верхней крышки; 39 - синхронизатор 3-й и 4-й передач; 40 - блокирующее кольцо синхронизатора шестерни 3-й передачи; 41 - шток включения 3-й и 4-й передач; 42 - шестерня 3-й передачи; 43 - стопорное кольцо полуколец; 44 - стопорный шарик; 49 - шток включения 5-й передачи и заднего хода; 50 - шарик фиксатора; 51 - пружина фиксатора; 52-болт; 25 - упорная шайба; 26 - стопорное кольцо; 62 - пружина рычага; 63 - штифт; 27 - стопорное кольцо; 64 - нижняя часть рычага переключения передач;

Шестерня первичного вала 30, а также шестерни 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач и заднего хода находятся в постоянном зацеплении с блоком 5 шестерен.

Эти шестерни косозубые и вращаются на игольчатых подшипниках 20 с пластмассовыми сепараторами.

Промежуточная шестерня 14 заднего хода вращается на насыпных роликах Ø 3 мм на оси 12, опоры которых крепятся в обоих картерах болтами 11 и 16.

Передачи переднего и заднего хода снабжены инерционными синхронизаторами.

Осевые перемещения деталей вторичного вала 2 ограничены стопорными кольцами 34 и 74, упорным кольцом 72, двумя упорными полукольцами 22, удерживаемыми стопорным кольцом 43, и буртиком вторичного вала.

Шариковый подшипник первичного вала фиксируется на валу стопорными кольцами 27 и в картере — 26.

Задний подшипник 75 вторичного вала также фиксируется стопорным кольцом.

Блок 5 шестерен вращается на шариковых подшипниках 4, установленных в посадочных местах передней и задней части картеров.

Осевой зазор блока шестерен регулируют при сборке подбором толщины пакета регулировочных колец 24, устанавливаемых в посадочное место переднего картера.

Венцы блока шестерен 5 на промежуточный вал установлены с натягом.

Блокировочное устройство механизма переключения передач состоит из двух стопорных плунжеров 66 и стопорного пальца 65.

От случайного включения передачи заднего хода предусмотрена блокировочная втулка с пружиной.

Штоки переключения передач фиксируются шариками 50, нагруженными пружинами 51.

Рычаг переключения передач снабжен демпфирующим устройством, устраняющим его вибрацию при большой частоте вращения коленчатого вала.

Герметичность коробки передач обеспечивается тремя сальниками, один из которых (поз. 28) установлен на первичном валу в крышке подшипника первичного вала 30, а два других (поз. 77) — в удлинителе заднего картера.

Маслосливная пробка снабжена магнитом для улавливания металлических продуктов износа коробки передач.