Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости и расширительным бачком
Герметичность системы охлаждения позволяет двигателю работать при температуре охлаждающей жидкости, превышающей 100° С, но при загорании сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости двигатель должен быть остановлен и причина перегрева устранена.
Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе должен быть на уровне метки MIN или выше ее па 30-50 мм, если уровень жидкости ниже метки MIN, необходимо долить охлаждающую жидкость в расширительный бачок.
В случаях частой доливки необходимо проверить герметичность системы.
При значительной утечке жидкости для восстановления ее уровня допускается, в исключительных случаях, использование воды.
Однако при этом неизбежно понизится плотность смеси, и повысится температура ее замерзания, поэтому при первой возможности следует заменить охлаждающую жидкость на новую.
Порядок замены охлаждающей жидкости:
- - установить автомобиль на ровную площадку;
- - снять пробку с расширительного бачка;
- - открыть краник отопителя;
- - слить отработавшую охлаждающую жидкость
- - вначале открыть краник на моноблоке и после полного слива жидкости из моноблока открыть пробку системы охлаждения (на радиаторе).
Внимание! Для слива охлаждающей жидкости на краник моноблока установлен шланг, при сливе без шланга охлаждающая жидкость из моноблока удаляется не полностью.
промыть систему охлаждения, дважды заполняя ее охлаждающей жидкостью и прогревая двигатель до температуры 80-90°С;
- залить новую охлаждающую жидкость в расширительный бачок на 30-50 мм выше метки MIN и поставить на место пробку бачка.
Для более полного удаления воздуха из системы охлаждения необходимо:
- - сиять пробку с расширительного бачка;
- - открыть краник отопителя;
прогреть двигатель до температуры открытия клапана термостата (до рабочей температуры жидкости 85-95° С, что соответствует середине зеленой зоны шкалы указателя температуры жидкости).
Открытие клапана термостата можно определить по заметному повышению температуры верхнего шланга радиатора при прикосновении к нему рукой.
Схема системы охлаждения:
Пробку расширительного бачка не закрывать!
- - дать поработать двигателю 3 - 5 мин (циклами) при различной частоте вращения коленчатого вала двигателя: 3000 об/мин 0,5 мин; 1500об/мин — 0,5 мин; холостой ход — 0,5 мин;
- - при необходимости, долить жидкость и установить пробку расширительного бачка.
Окончательную проверку уровня жидкости произвести на охлажденном двигателе.
Перед началом зимней эксплуатации следует проверить плотность охлаждающей жидкости, которая должна быть в пределах 1,075-1,085 г/см 3 при плюс 20° С.
Вентилятор одиннадцатилопастный.
Натяжение ремня привода вентилятора производится автоматическим натяжителем.
Обслуживания привода вентилятора в процессе эксплуатации не требуется.
Установка ремня привода вентилятора на автомобиле без гидроусилителя руля показана на рисунке 1.
Водяной насос центробежного типа, корпус насоса совмещён с корпусом термостата 3.
Подшипник насоса зафиксирован герметиком 9 и отделен от охлаждающей жидкости радиальным уплотнением 5.
Смазка заложена в подшипник на весь срок службы и дополнительного обслуживания в процессе эксплуатации не требуется.
Вязкостная муфта фирмы EATON служит для отключения вентилятора в случаях достаточного охлаждения радиатора встречным потоком воздуха.
Управление включением вентилятора производится биметаллическим термопреобразователем, расположенным на стороне муфты, обращенной к радиатору.
При повышении температуры в радиаторе термопреобразователь нагревается и открывает доступ специальной жидкости в рабочую полость муфты, при этом за счет жидкостного трения передается крутящий момент с ведущего диска на ведомый, на котором установлен вентилятор.