При работающем двигателе и исправном вакуумном усилителе педаль тормоза при торможении не должна доходить до пола кабины — зазор между педалью и полом должен быть не менее 40 мм
Работоспособность вакуумного усилителя проверяется следующим образом: при неработающем двигателе необходимо нажать на тормозную педаль 3-4 раза, а затем, при последующем нажатии на педаль, удерживая ее с усилием 300-400 Н (30-40 кгс), пустить двигатель.
При исправном усилителе педаль несколько переместится к полу, и будет слышно шипение воздуха, проходящего через фильтр усилителя.
Если педаль не перемещается или ее перемещение затруднено, то причина в неисправности усилителя или неправильной регулировке двигателя на холостом ходу.
Необходимо убедиться также в герметичности вакуумного усилителя и обратного клапана.
Для этого следует заглушить двигатель, сделать выдержку 1-2 мин и нажать несколько раз на педаль.
Во время первых трех нажатий должен быть слышен шум воздуха, входящего в усилитель.
Если этого не происходит, вакуумный усилитель или обратный клапан неисправны.
Полностью разбирать усилитель следует только когда это необходимо.
Снимать усилитель с автомобиля и разбирать надо в следующем порядке:
- - очистить усилитель от пыли и грязи, отсоединить резиновый шланг от обратного клапана, а главный цилиндр от усилителя;
- - закрепить главный цилиндр с бачком, чтобы из него не вылилась жидкость (это позволяет исключить прокачку системы после ремонта);
- - вынуть шплинт, отвернуть гайку крепления оси проушины толкателя к педали тормоза и снять пружинную шайбу, ось и пластмассовые втулки;
- - отвернуть четыре гайки крепления вакуумного усилителя к щитку передка кабины, вынуть усилитель из подкапотного пространства;
Подробности снятия и установки вакуумного усилителя можно посмотреть в статье - "Как заменить вакуумный усилитель тормозов автомобиля Газель"
- - закрепить двумя гайками на шпильках крышки 6 (рис. 1) корпуса специальную заглушку 5 с ручкой для поворота крышки и с трубкой 2 для подключения вакуумметра;
- - установить вакуумный усилитель в специальное приспособление 4, закрепленное в тисках 8;
- - ввертывая винт 3 в приспособление, утопить крышку 6 вакуумного усилителя до появления небольшого зазора в соединении крышка — корпус 7;
- - вставить в ручку заглушки удлинитель и повернуть ручку до совпадения выступов на корпусе с прорезями на крышке. Отвернуть винт на несколько оборотов и снять крышку 6 с пружиной 21 (см. рис. 2);
- - отвернуть гайку соединителя поршней и снять поршень 5 с диафрагмой 7, тарелку и упорное кольцо;
- - снять усилитель с приспособления и извлечь из корпуса упорную крышку и другие детали усилителя, извлечь стопорную шайбу и вынуть из соединителя толкатель;
- - отвернуть три болта с пружинными шайбами и снять соединитель, поршень 10 с диафрагмой 8 и диафрагму 18 с пружиной.
Вынуть из поршня 10 реактивную резиновую шайбу 20; вывернуть два винта 19, фиксирующих поршень 17 толкателя в корпусе 15 клапанов, и вынуть толкатель с поршнем;
- - отвернуть проушину толкателя, предварительно ослабив контргайку;
- - слегка сжать пружину толкателя, вынуть стопорную шайбу и снять остальные детали с толкателя.
Толкатель с поршнем — это неразборное соединение.
- - Вынуть стопорные шайбы и извлечь из упорной крышки и корпуса 11 усилителя направляющие пластмассовые кольца 12, а также уплотнительные резиновые манжеты 13;
- - снять с соединителя поршней уплотнительное резиновое кольцо;
- - вынуть обратный клапан 1 из крышки корпуса и при необходимости заменить его. Все детали усилителя очистить от грязи и осмотреть.
Детали, имеющие повреждения или чрезмерный износ, заменить.
Особое внимание следует уделить проверке резиновых деталей усилителя, а также состоянию наружных полированных поверхностей соединителя поршней и корпуса 15 клапанов.
При наличии царапин и задиров эти поверхности следует аккуратно зачистить мелкой шкуркой и промыть. Если фильтр 14 засорен, его необходимо заменить.
Перед сборкой все детали усилителя должны быть абсолютно чистыми.
При необходимости все детали, за исключением резиновых, можно промыть в чистом керосине и высушить струей сжатого воздуха.
Собирать усилитель следует в последовательности, обратной разборке.
При сборке необходимо учитывать следующие особенности:
- - резиновое уплотнительное кольцо в корпусе 15 клапанов необходимо смазать смазкой ЦИАТИМ-221;
- - после установки уплотнительных манжет 13 в корпус и упорную крышку смазать их внутренние поверхности тонким слоем смазки ЦИАТИМ-221;
- - установить собранный толкатель с поршнем в корпус 15 клапанов. Слегка нажать на толкатель, преодолевая сопротивление пружины, и ввернуть два фиксирующих винта 19.
Винты завернуть до упора, затем отвернуть на 0,5 оборота каждый и закернить их для предотвращения отворачивания.
Толкатель с поршнем должен перемещаться без заеданий и перекосов на 1-2 мм;
- - наружные полированные поверхности соединителя поршней и корпуса 15 клапанов перед сборкой смазать тонким слоем смазки ЦИАТИМ-221;
- - поверхность диафрагм 7 и 8 перед сборкой покрыть тонким слоем талька, а канавку буртика диафрагмы 7 для облегчения поворота крышки относительно корпуса смазать тонким слоем касторового масла или жидкостью НГ-213;
- - диафрагму 7 при сборке расправить так, чтобы ее буртик зашел за выступы на корпусе усилителя и прижался к внутреннему диаметру корпуса;
- - гайку, крепящую поршень 5, затянуть моментом 5,5-8 Нм (0,55-0,8 кгс·м);
- - вставляя крышку 6 в корпус 11, следить, чтобы не завернулась диафрагма 7.
После сборки проверить работоспособность усилителя в следующем порядке:
- - соединить обратный клапан 1 усилителя шлангом с источником разрежения, например, с впускной трубой работающего двигателя; конец трубки 2 (см. рис. 1) в заглушке 5 соединить шлангом с вакуумметром;
- - создать в усилителе разрежение около 70 кПа (0,7 кгс/ см 2) и закрыть кран на вакуумном трубопроводе. В течение 10 с разрежение не должно изменяться более чем на 4 кПа (0,04 кгс/см 2).
После проверки установить между привалочной поверхностью корпуса усилителя и центром проушины толкателя расстояние 131-133 мм, как указано на рис. 7.6 и затянуть гайку проушины.
Правильная работа главного тормозного цилиндра возможна, если зазор между головкой регулировочного болта 4 и привалочной плоскостью крышки 6 вакуумного усилителя равен 1,35—1,65 мм.
Для установки этого зазора ослабить контргайку и вращать болт 4. После регулировки затянуть контргайку.
Собирать усилитель с главным цилиндром и устанавливать его на автомобиль надо в порядке, обратном разборке.