Генератор 1601.3701 – трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах

Генератор устанавливается на автомобили с двигателем типа ЗМЗ-402.

Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя клиновым ремнем.

Генератор 1601.3701: 1 - ротор; 2 - втулка; 3 - передний подшипник; 4 - втулка; 5 - гайка с шайбой; 6 - шпонка; 7 - шкив; 8 - крыльчатка; 9 - передняя крышка; 10 - статор; 11 - обмотка статора; 12 - щеткодержатель; 13 - пружины щеток; 14 - щетки; 15 - задний подшипник; 16 - крышка; 17 - вал; 18 - контактные кольца; 19 - вывод обмотки статора; 20 - пластины выпрямительного блока; 21 - задняя крышка; 22 - набор пластин статора; 23 - обмотка статора

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами.

Вал ротора вращается в шариковых подшипниках, установленных в крышках.

Смазка в подшипники заложена на весь срок службы генератора.

Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку.

Передний подшипник установлен с внутренней стороны передней крышки и крепится шайбой с четырьмя винтами.

В статоре генератора две трехфазные обмотки, выполненные по схеме «звезда» и подключенные параллельно друг другу.

Выпрямитель мостовой схемы, состоит из шести диодов.

Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели.

Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный внутри задней крышки генератора.

Детали генератора 1601.3701: 1 - крышка подшипника; 2 - щеткодержатель; 3 - щетки; 4 - крышка задняя; 5 - выпрямительный блок; 6 - статор; 7 - подшипник задний; 8 - ротор; 9 - шпонка; 10 - крышка переднего подшипника; 11 - подшипник передний; 12 - крышка передняя; 13 - втулка упорная; 14 - крыльчатка; 15 - шкив; 16 - гайка с шайбой

На роторе расположены обмотки возбуждения генератора.

Выводы обмоток припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора.

Питание к ним подводится через две угольные щетки, установленные в щеткодержателе.

Генератор работает совместно с регулятором напряжения, который закреплен на щитке передка в моторном отсеке.

При выходе регулятора из строя, его заменяют.

Для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения радиопомех, между «+» и «массой» генератора включен конденсатор.

Внутренние обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются воздухом через окна в крышках от центробежного вентилятора, установленного на валу ротора.

Техническая характеристика генератора 1601.3701

Напряжение номинальное 14 Вольт;

Максимальный ток 65 А;

Регулируемое напряжение 13-15 В;

Сопротивление обмотки возбуждения 2,3-3,7 Ом

Снятие и ремонт генератора

Отключаем аккумуляторную батарею.

Снятие и ремонт генератора

Отсоединяем штекерную колодку от щеткодержателя генератора.

Снятие и ремонт генератора

Шлицевой отверткой отворачиваем винт и освобождаем хомут крепления проводов к генератору.

Снятие и ремонт генератора

Ключом «на 10» отворачиваем гайку и отсоединяем провода от генератора.

Снятие и ремонт генератора

Ключом «на 12» отворачиваем болт крепления генератора к натяжной планке

Снятие и ремонт генератора

Снимаем болт вместе с шайбами.

Снятие и ремонт генератора

Ключом «на 13» ослабляем затяжку гайки крепления планки к головке блока цилиндров (для наглядности шланг системы охлаждения снят).

Снятие и ремонт генератора

Снизу автомобиля, последовательно ключом «на 14» удерживая болты нижнего крепления генератора, ключом «на 17» отворачиваем гайки

Снятие и ремонт генератора

Поднимая генератор вверх, снимаем его с двигателя

Снятие и ремонт генератора

Ключом «на 10» отворачиваем гайку контактного болта.

Снятие и ремонт генератора

Отворачиваем винт крепления и снимаем конденсатор.

Снятие и ремонт генератора

Отворачиваем четыре винта, стягивающие крышки генератора.

Снятие и ремонт генератора

Поддев отверткой, снимаем заднюю крышку в сборе со статором.

Снятие и ремонт генератора

Если таким способом разобрать генератор не удается, отворачиваем три винта крепления крышки подшипника.

Снятие и ремонт генератора

Удерживая генератор на весу за статор, ударами молотка через оправку из мягкого металла аккуратно спрессовываем заднюю крышку.

Снятие и ремонт генератора

Ключом «на 10» отворачиваем три гайки крепления выводов

Снятие и ремонт генератора

Вынимаем статор из крышки.

Снятие и ремонт генератора

Ключом «на 10» отворачиваем гайку

Снятие и ремонт генератора

Сняв изоляционную шайбу, вынимаем контактный болт.

Снятие и ремонт генератора

Отворачиваем три винта крепления выпрямительного блока к крышке

Снятие и ремонт генератора

Вынув блок, извлекаем изоляционную втулку.

Снятие и ремонт генератора

Из задней крышки генератора вынимаем пластмассовую втулку подшипника.

Снятие и ремонт генератора

Снимаем две шайбы.

Снятие и ремонт генератора

Наживляем гайку на резьбовую часть вала ротора заподлицо с торцом.

Удерживая генератор на весу за крыльчатку, легкими ударами молотка через выколотку из мягкого металла выбиваем шкив

Снятие и ремонт генератора

Отвернув гайку, снимаем шкив и крыльчатку.

Снятие и ремонт генератора

Тонким зубилом или бородком выбиваем шпонку

Снятие и ремонт генератора

Снимаем упорную втулку

Снятие и ремонт генератора

Если нет специального съемника, наворачиваем гайку на вал заподлицо с торцом и молотком через выколотку из мягкого металла выбиваем вал из подшипника.

Снятие и ремонт генератора

Отверткой отворачиваем четыре винта крепления крышки переднего подшипника

Снятие и ремонт генератора

Снимаем крышку

Снятие и ремонт генератора

Через оправку выбиваем подшипник

Снятие и ремонт генератора

Устанавливаем новый подшипник.

Снятие и ремонт генератора

Его запрессовываем через оправку или головку «на 36».

Снятие и ремонт генератора

Съемником демонтируем задний подшипник с вала ротора.

Снятие и ремонт генератора

Новый подшипник запрессовываем подходящей втулкой, прикладывая усилие к внутреннему кольцу

Снятие и ремонт генератора

Омметром проверяем отсутствие замыкания обмотки статора на корпус

Снятие и ремонт генератора

Проверяем отсутствие обрыва цепи в обмотке статора

Снятие и ремонт генератора

Проверяем отсутствие замыкания обмотки ротора на корпус.

Снятие и ремонт генератора

Измеряем сопротивление обмотки возбуждения ротора, которое должно быть в пределах 2,3–2,7 Ом.

Снятие и ремонт генератора

Подавая напряжение (12 В) разной полярности на диоды, проверяем исправность выпрямительного блока

Неисправные ротор и статор заменяем

Вентили выпрямительного блока имеют одностороннюю проводимость. Неисправный, как правило, пропускает ток в обоих направлениях.

Замена отдельных вентилей возможна, но потребуется их перепрессовка в держатель – операция, требующая аккуратности и навыка.

Поэтому, выпрямительный блок, при выходе из строя его элементов, рекомендуем менять в сборе.

Перед сборкой очищаем детали от грязи, масла и угольной пыли.

Собираем генератор в обратном порядке