Гильзы цилиндров – «мокрого» типа, изготавливаются из специального чугуна
Гильзы устанавливаются своими посадочными поясами в расточки блока цилиндров и сверху прижимаются через бурт и прокладку головками цилиндров
Выступание бурта гильзы над поверхностью блока цилиндров на двигателях:
- ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 — 1,6+0.035/-0.065 мм.
- ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ — 0,1+0.065/-0.035 мм.
На двигатели ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ могут устанавливаться гильзы со следующими конструктивными особенностями:
Гильза 236-1002021-А5
Поверхности гильзы фосфатированные.
Фосфатированный слой улучшает притирочные характеристики, увеличивает износостойкость поверхности, снижает вероятность образования натира.
Внешнее отличие фосфатированной гильзы от нефосфатированной ― значительно более темный (от темно-серого до черного) цвет наружной поверхности.
Верхний торец бурта гильзы выполнен выступающей частью к внутренней поверхности гильзы (под асбостальную прокладку газового стыка) с высотой бурта 12,1 мм.
В нижней части гильзы выполнены три канавки под антикавитационное и уплотнительные резиновые кольца.
Гильза 236-1002021-А
Конструктивные особенности аналогичны предыдущей, но только отсутствует фосфатированное покрытие поверхности гильзы.
На двигатели ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 устанавливается фосфатированная гильза 7511.1002021-01.
Верхний торец бурта выполнен выступающей частью к наружной поверхности (под металлическую прокладку газового стыка) с высотой бурта 9,6 мм.
На верхней посадочной поверхности выполнена канавка для установки резинового уплотнительного кольца.
В нижней части гильзы выполнены три канавки под антикавитационное и уплотнительные резиновые кольца.
По величине внутреннего диаметра гильзы разделены на размерные группы:
Маркировка - Наименьший внутренний диаметр, мм
- - А - 130,00-130,02;
- - Б - 130,02-130,04;
- - Ж - 130,04-130,06;
Размерная группа маркируется на нерабочей поверхности бурта гильзы.
Поршни (рис. 2) отлиты из эвтектического алюминиево-кремнистого сплава.
Охлаждение поршня маслом производится из неподвижной форсунки.
На юбке поршня имеется выемка для форсунки охлаждения. В днище поршня выполнена камера сгорания.
На двигатели ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 устанавливаются поршни 7511.1004015-10 с 3-я канавками под поршневые кольца (две под компрессионные и одна под маслосъемное).
Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена во вставке из жаропрочного чугуна (типа "нирезист").
Камера сгорания смещена на 5 мм, боковая поверхность с поднутрением, имеет вытеснитель.
На днище имеются выточки под клапаны газораспределения.
Высота от днища до оси пальца составляет 85 мм. Диаметр под поршневой палец 52 мм.
На двигатели ЯМЗ-238ДЕ2 (индивидуальные головки) устанавливаются поршни 7511.1004015-01 с центральной камерой сгорания и измененными выточками под клапана.
Остальное как на предыдущем поршне.
На двигатели ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ могут устанавливаться поршни со следующими конструктивными особенностями:
1. Поршень 238НБ-1004015-Б4 с 4-мя канавками под поршневые кольца (три под компрессионные и одна под маслосъемное).
Канавка под верхнее компрессионное кольцо выполнена во вставке из жаропрочного чугуна (типа "нирезист") с целью повышения износостойкости.
Камера сгорания смещена на 5 мм, боковая поверхность с поднутрением, имеет вытеснитель.
Высота от днища до оси пальца составляет 100 мм.
Диаметр под поршневой палец 50 мм.
2. Поршень 238НБ-1004015 отлит из заэвтектического алюминиево-кремнистого сплава и аналогичен предыдущему, но на нем отсутствует "нирезистовая" вставка под верхнее компрессионное кольцо.
Камера сгорания смещена на 5 мм, без вытеснителя.
Данный поршень поставляется с гильзой в запасные части в комплектах 238НБ-1004008 и 238НБ-1004005-А3.
По величине диаметра юбки поршни разделены на размерные группы:
Маркировка - Диаметр юбки поршня, мм
238НБ-1004015-Б4, 238НБ-1004015
- - АНБ - 129,80-129,82;
- - БНБ - 129,82-129,84;
- - ЖНБ - 129,84-129,86;
7511.1004015-01, 7511.1004015-10
- - АНБ - 129,85-129,87;
- - БНБ - 129,87-129,89;
- - ЖНБ - 129,89-129,91;
Размерная группа маркируется на днище поршня.
Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна, разрезные, хромированные, устанавливаются в канавки поршня.
В зависимости от выполняемой задачи в рабочем процессе кольца имеют различную конструкцию и устанавливаются на поршень комплектно в определенном порядке.
На поршни могут быть установлены следующие комплекты колец:
Трехколечный комплект 7511.1004002, где:
- − первое компрессионное имеет в сечении двухстороннюю трапецию со смещенной вниз бочкообразной хромированной рабочей поверхностью. Номер кольца 7511.1004030
- − второе компрессионное кольцо прямоугольного сечения, минутное с покрытием хромом. Номер кольца 7511.1004032
- − маслосъемное кольцо коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 7511.1004034
Четырехколечный комплект для заводской комплектации, который входит в комплект 238Б-1004005, где:
- − первое компрессионное имеет в сечении одностороннюю трапецию.
Рабочая поверхность хромирована плотным хромом. Номер кольца 236-1004030-Б.
- − второе и третье компрессионные кольца имеют в сечении одностороннюю трапецию, минутные. Номер кольца 236-1004032-А3
- − маслосъемные кольца коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 236-1004034
Четырехколечный комплект 236-1004002-А4, где:
- − первое компрессионное имеет в сечении одностороннюю трапецию.
Рабочая поверхность хромирована пористым хромом. Номер кольца 236-1004030-А2
- − второе и третье компрессионные кольца имеют в сечении одностороннюю трапецию, минутные. Номер кольца 236-1004032-А3
- − маслосъемные кольца коробчатого сечения с хромированными рабочими кромками и витым пружинным расширителем. Номер кольца 236-1004034
При установке поршневых колец обращать особое внимание на правильность их расположения. Слово "Верх" должно быть обращено к днищу поршня.
Для обеспечения точной посадки при сборке поршень и гильза должны подбираться из одних размерных групп.
В разные цилиндры двигателя допускается установка комплектов гильза-поршень разных размерных групп.
Маркировка гильзы - Маркировка поршня
- А - АНБ;
- Б - БНБ;
- Ж - ЖНБ
Поршневой палец двигателей ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ – пустотелый, плавающего типа с цементированной наружной поверхностью.
Палец устанавливается в отверстие в поршне.
Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами, устанавливаемыми в специальные канавки в бобышках поршня.
Поршневой палец двигателей ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 – азотированный, имеет увеличенный наружный диаметр (рис. 5).
Варианты комплектования гильза - поршень - кольца поршневые
По конструктивным особенностям:
ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 (общие головки цилиндров)
- Гильза - под металлическую прокладку 7511.1002021-01
- Комплект колец - 3-х колечный комплект 7511.1004002
- Поршень - Со смещенной камерой сгорания 7511.1004015-10
ЯМЗ-238ДЕ2 (индивидуальные головки цилиндров)
- Гильза - под металлическую прокладку 7511.1002021-01
- Комплект колец - 3-х колечный комплект 7511.1004002
- Поршень - С центральной камерой сгорания 7511.1004015-01
ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ (общие головки цилиндров)
Основной вариант:
- Гильза - фосфатированная 236-1002021-А5;
- Комплект колец - 4-х колечный с плотным хромом (заводская комплектация);
- Поршень - С 4-мя канавками и с нирезистовой вставкой 238НБ-1004015-Б4
Допустимые варианты (при ремонте двигателя):
- Гильза - Не фосфатированная 236-1002021-А;
- Комплект колец - 4-х колечный с пористым хромом 236-1004002-А4;
- Поршень - С 4-мя канавками и снирезистовой вставкой 238НБ-1004015-Б4 или без вставки 238НБ-1004015
В эксплуатации при ремонте работавших двигателей допустима установка новых поршневых колец в старую гильзу цилиндра, находящуюся в исправном состоянии, при этом использовать только комплект поршневых колец с пористым хромом 236-1004002-А4. Другие варианты не допускаются
Замена поршневых колец
Для замены поршневых колец предварительно демонтировать поршень с шатуном при снятой головке цилиндров и поддоне.
Двигатели оборудованы масляным охлаждением поршней.
При демонтаже поршневой группы на указанных двигателях предварительно снять форсунки охлаждения поршней во избежание их поломок.
Для более легкого извлечения поршня очистить нагар с верхнего пояса гильзы.
Отвернуть болты крепления крышки шатуна, снять крышку и извлечь через цилиндр поршень в сборе с шатуном.
Для отсоединения шатуна от поршня вынуть стопорные кольца поршневого пальца, нагреть поршень в масляной ванне до 80ºС и извлечь поршневой палец.
Для снятия поршневых колец надеть щипцы (рис. 6) на кольцо, ввести губки 2 щипцов в замок кольца и, сжав до упора рукоятки 3 щипцов, осторожно вывести кольцо из канавки и снять его с поршня (рис. 7).
Установку поршневых колец производить в обратном порядке.
Осторожно очистить поршень от нагара, предохраняя его от повреждений (особенно торцовые поверхности канавок под поршневые кольца).
Перед сборкой все детали тщательно промыть, а масляные каналы продуть сжатым воздухом.
Сборку поршня с пальцем производить легким нажатием руки, при этом необходимо обильно смазать моторным маслом отверстие в поршне и палец.
Не допускается запрессовка пальца в поршень.
Для того, чтобы установить в гильзу цилиндра поршень в сборе с поршневыми кольцами и шатуном, предварительно сжать кольца, утопив их в канавки поршня.
Для сжатия колец применять оправку (рис. 8) с конической внутренней поверхностью и буртиком, позволяющим правильно сцентрировать оправку на гильзе цилиндра.
Установив поршень в оправку, осадить его в гильзу цилиндра.
При сборке поршня с шатуном и установке их на двигатель выполнять следующие требования:
- 1. Поршень и гильза должны быть одинаковых размерных групп.
- 2. Компрессионные кольца устанавливать клеймом «верх» к днищу поршня.
- 3. Замки соседних поршневых колец развести в противоположные стороны в плоскость поршневого пальца.
- 4. Установить поршень так, чтобы смещенная камера сгорания в поршне была направлена внутрь двигателя, в сторону топливного насоса.
На двигателях с индивидуальными головками цилиндров применяются поршни с центральной камерой сгорания.
Устанавливать поршень в гильзу так, чтобы стрелка на поршне была направлена в развал двигателя, в сторону топливного насоса. При этом выточки на днище поршня под клапаны будут смещены относительно центра цилиндра в сторону выхлопных коллекторов.
- 5. Клейма спаренности на шатуне и крышке должны быть одинаковыми.
- 6. Грязь, заусеницы и забоины на шлицах шатуна и крышки не допускаются.
- 7. Резьбу и опорные торцы головок болтов крепления крышек шатунов смазать моторным маслом и затянуть в два приема, начиная с длинного болта, сначала моментом 100 Нм (10 кгсм), окончательно моментом 200 – 220 Нм (20 – 22 кгсм).