Характеристика и возможные неисправности двигателя Камаз-740.30-260
Двигатели 740.30-260, изготовленные в исполнении "Т" по ГОСТ 15150-69 рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 10 до плюс 45 °С, относительной влажности воздуха до 80% при температуре 27 °С и в районах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря при снижении мощностных, экономических и других показателей до 20%, с преодолением перевалов до 4500 м.
Общий вид, продольный и поперечный разрезы двигателя 740.30-260 приведены на рисунках 1-5
По своим экологическим показателям двигатели 740.30-260 соответствуют требованиям правил ЕЭК ООН уровня EVRO-2.
Приведены все необходимые рекомендации завода-изготовителя по регулировкам двигателя и его систем, основным неисправностям, методам их обнаружения и устранения.
Даны сведения по химмотологии и применяемым в конструкции стандартным изделиям.
Двигатель 740.30-260 четырехтактный с воспламенением от сжатия, жидкостного охлаждения, с V-образным расположением восьми цилиндров, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха (ОНВ) типа «воздух-воздух».
По выбросам вредных веществ с отработавшими газами двигатель 740.30-260 соответствует требованиям Правил № 49-02 В ЕЭК ООН (EURO-2).
Базовой деталью двигателя является блок цилиндров, на котором установлены и закреплены агрегаты и детали двигателя.
В расточку полублоков установлены гильзы цилиндров "мокрого" типа.
Сверху гильзы цилиндров закрыты головками, отдельными на каждый цилиндр.
Снизу блок цилиндров закрыт штампованным масляным картером.
В блоке цилиндров на пяти подшипниках скольжения расположен распределительный вал.
Коленчатый вал установлен в нижней части блока.
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, рассчитана на применение низкозамерзающей охлаждающей жидкости
Техническая характеристика двигателя 740.30-260
Наименование параметра - Значение
Тип двигателя - Четырехтактный, с воспламенением от сжатия
Расположение цилиндров - V-образное, с углом развала 90°
Порядок работы цилиндров - 1-5-4-2-6-3-7-8
Направление вращения коленчатого вала - правое (против часовой стрелки, если смотреть со стороны маховика)
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм: 120x120
Рабочий объем, л: 10,85
Номинальная мощность, кВт (л.с.): 191 (260)
Максимальный крутящий момент, Нм (кгс м): 1079 (110)
Установочный угол опережения впрыскивания топлива, град: 9+1
Частота вращения коленчатого вала, мин -1:
- - номинальная 2200±50
- - при максимальном крутящем моменте 1200-1600
на холостом ходу:
- - минимальная 600±20
- - максимальная 2530-80
Количество клапанов в головке цилиндра - 2 (впускной и выпускной)
Зазоры на холодном двигателе, между коромыслами и стержнями клапанов:
- - впускных - 0,25-0,30 мм;
- - выпускных - 0,35-0,40 мм.
Давление масла в прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала, кПа (кгс/см 2):
- - номинальной 392-539 (4-5,5)
- - минимальной холостого хода, не менее 98 (1)
Форсунка, тип - 273
Модели 273.1112010-21 (273-21)
Распылитель производства «ЯЗДА» модели 273.1112110-21 или 273.1112010-51 (273-51)
Распылитель производства ф. «БОШ» DLLA 148 SV3 142 323
Давление начала подъема иглы форсунки, МПа (кгс/см 2): 23,73...24,90 (242-254)
Топливный насос высокого давления (ТНВД) модели 337-20
ТНВД (автобусная комплектация) модели 337-71
Система наддува - газотурбинная с двумя турбокомпрессорами и ОНВ типа «воздух-воздух».
Генератор модели Г-273В или 6582.3701 (в соответствии с конструкторской документацией) - трехфазный синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком
Генератор Г-273В:
- - номинальный ток, А; 28
- - номинальное выпрямленное напряжение, В; 28
- - номинальная мощность, кВт. 0,8
Генератор мод. 6582.3701:
- - номинальный ток, А; 75
- - номинальное выпрямленное напряжение, В: 28
- - номинальная мощность, кВт. - 2,0
Стартер 5662.3708 постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом
номинальная мощность, кВт 8,2
Возможные неисправности и способы устранения
Неисправность
- Причина неисправности
Способ устранения
Двигатель не пускается
- Отсутствие топлива в баке
Заполнить топливный бак, прокачать систему питания топливом.
- Наличие воздуха в системе питания топливом
Устранить негерметичность, прокачать систему.
- Нарушение регулировки угла опережения впрыскивания топлива
Отрегулировать угол.
- Замерзание воды, попавшей в топливные трубки или на сетку заборника топливного бака
Осторожно прогреть топливные фильтры, трубки и бак ветошью, смоченной горячей водой или паром, нельзя пользоваться открытым пламенем для подогрева
Двигатель не развивает необходимой мощности, работает неустойчиво, дым при его работе
- Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборника
Провести техническое обслуживание воздухоочистителя или очистить сетку колпака
- Недостаточная подача топлива
Заменить элементы фильтра тонкой очистки топлива, промыть фильтр грубой очистки, подтянуть соединения в топливных трубках.
- Нарушение регулировки угла опережения впрыскивания топлива
Отрегулировать угол.
- Засорение форсунки (закоксовка отверстий распылителя, зависание иглы) или нарушение ее регулировки.
Промыть форсунку, в случае необходимости заменить распылитель, проверить и при необходимости отрегулировать.
- Нарушение регулировки привода рычага управления регулятором (рычаг управления не доходит до болта ограничения максимальной частоты вращения коленчатого вала).
Проверить и отрегулировать привод регулятора.
- Поломка пружины толкателя ТНВД.
Заменить пружину и отрегулировать насос на стенде.
- Попадание грязи между седлом и клапаном топливоподкачивающего насоса или поломка пружины.
Промыть клапан или заменить пружину, проверить работу насоса на стенде.
- Нарушение герметичности нагнетательных клапанов ТНВД или поломка пружины.
Устранить негерметичность клапана в мастерской или заменить пружину.
- Заклинивание плунжера секции ТНВД
Заменить плунжерную пару и отрегулировать насос.
- Нарушение регулировки тепловых зазоров в механизме газораспределения.
Отрегулировать зазоры.
- Разгерметизация полости мембраны или повреждение мембраны корректора по давлению наддувочного воздуха.
Восстановить герметичность полости мембраны или заменить поврежденную мембрану.
- Прекращение подачи масла в корректор по давлению наддувочного воздуха.
Восстановить подачу масла в корректор.
- Ослабление крепления или поломка трубки высокого давления.
Подтянуть гайку крепления или заменить трубку.
- Плохая компрессия из-за неисправностей поршневой группы или неплотного прилегания клапанов газораспределения к седлам.
Проверить состояние поршней и поршневых колец, притереть клапаны.
- Загустевание топлива (в холодный период времени).
Заменить элементы фильтра тонкой очистки топлива, заменить топливо на соответствующее сезону, прокачать систему питания топливом.
Низкое давление нагнетаемого воздуха:
- утечка воздуха через соединения впускного коллектора с головками цилиндров, патрубками, турбокомпрессорами и компрессором;
Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки и соединительные шланги.
- прорыв газов в соединениях выпускного коллектора и корпуса турбины;
Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки.
- заедание ротора турбокомпрессора;
Заменить турбокомпрессор.
- загрязнение выпускного тракта, проточных частей компрессора и турбины.
Очистить трубопроводы, снять турбокомпрессор, и удалить отложения с проточных частей.
Посторонний шум в турбокомпрессоре
- Задевание ротора о корпусные детали
Подтянуть болты крепления корпусов турбины и компрессора.
Проверить отсутствие задеваний ротора при его крайних положениях.
При задеваниях ротора заменить турбокомпрессор.
Если шум не исчез, турбокомпрессор снимите для технического обслуживания.
Высокочастотный шум (свист)
- Нарушена герметичность впускного и выпускного трактов двигателя
Подтянуть болты и гайки крепления деталей системы, при необходимости заменить прокладки.
Повышенный расход масла
- Длительная работа двигателя на оборотах холостого хода.
Без необходимости не работать на оборотах холостого хода двигателя.
- Утечка масла через соединения в смазочной системе турбокомпрессора.
Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки и резиновые рукава.
- Износ сопряжения клапан-втулка в головке цилиндров, старение резиновой манжеты клапана.
Проверить и заменить изношенные детали.
- Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборника.
Провести обслуживание воздухоочистителя и очистить сетку колпака.
Понижение давления масла в смазочной системе
- Низкий уровень масла в масляном картере.
Проверить и при необходимости долить масло до отметки «В».
- Неисправность приборов контроля давления
Убедиться в исправности приборов.
- Применение масла не соответствующей вязкости
Заменить масло на соответствующее химмотологической карте.
- Загрязнение фильтрующих элементов масляного фильтра
Заменить фильтрующие элементы.
- Нарушение регулировки или заедание предохранительного клапана или клапана смазочной системы
Проверить клапаны и устранить заедание, при необходимости отрегулировать или заменить неисправные детали.
- Засорение заборника масляного насоса
Промыть заборник.
- Попадание охлаждающей жидкости в масло
Проверить герметичность водяной полости, уплотнение гильз цилиндров, герметичность водомасляного теплообменника, неисправные детали заменить.
- Утечки масла в местах соединений и масляных магистралях смазочной системы
Проверить состояние технологических заглушек, пробок, затяжку крепежных деталей в местах соединений, состояние уплотнительных колец и прокладок.
- Нарушение работоспособности масляного насоса
Снять насос и на специальном стенде проверить работоспособность.
- Недопустимое возрастание зазора в подшипниках коленвала и распредвала
Произвести ремонт двигателя.
Загорание сигнализатора аварийной температуры масла
- Неисправность датчика аварийной температуры масла
Убедиться в исправности датчика, при необходимости заменить.
- Заедание термоклапана включения теплообменника, неисправность термосилового датчика
Проверить работу термоклапана включения теплообменника, при необходимости устранить заедания или заменить датчик.
- Засорение трубок или загрязнение охлаждающих пластин
Проверить водомасляный теплообменник на предмет засорения трубок и загрязнения охлаждающих пластин, при необходимости промыть или заменить теплообменник.
Повышение давления масла в смазочной системе
- Высокая вязкость масла.
Заменить масло на соответствующее химмотологической карте.
- Нарушение герметичности линии управляющего сигнала соединяющей главную масляную магистраль с насосом или ее засорение
Проверить трубу подвода масла к насосу, затяжку болтов крепления, наличие отверстия в крышке.
- Заедание или нарушение регулировки клапана смазочной системы.
Проверить клапан и устранить заедание, при необходимости заменить неисправные детали.
Стук при работе двигателя
- Раннее впрыскивание топлива в цилиндры.
Отрегулировать угол опережения впрыскивания топлива.
- Повышенные тепловые зазоры в механизме газораспределения
Отрегулировать зазоры.
- Подклинивание клапанов механизма газораспределения во втулках (поршень касается клапана)
Разобрать и промыть клапанный механизм. При необходимости заменить клапан.
- Повышенная цикловая подача топлива (вышел из зацепления фиксатор рейки)
Заменить рейку ТНВД
Стук коленчатого вала глухого тона. Частота увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала
- Недопустимое увеличение зазора между шейками и вкладышами коренных подшипников в результате применения масла, не соответствующего
указанному в данном руководстве, или снижения давления и подачи масла.
Прошлифовать шейки на величину ремонтного размера и заменить вкладыши, заменить масло и проверить работу масляного насоса.
- Недопустимое увеличение зазора между упорными полукольцами и коленчатым валом.
Заменить упорные полукольца новыми большей толщины.
- Ослабление затяжки болтов крепления маховика к коленвалу.
Установить причину и затянуть болты.
Стук шатунных подшипников более резкий, чем стук коренных подшипников. Прослушивается при работе двигателя на холостом ходу и усиливается с повышением частоты вращения коленвала
- Недопустимое увеличение зазора между шейками и вкладышами шатунных подшипников в результате применения масла, не соответствующего
указанному, или снижения давления и подачи масла.
Прошлифовать шейки на величину ремонтного размера и заменить вкладыши, сменить масло и проверить работу масляного насоса.
Стук поршней приглушенный, вызывается биением поршней о цилиндры. Прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой
- Недопустимое увеличение зазора между поршнями и цилиндрами.
Заменить поршни и при необходимости гильзы цилиндров.
- Сильный износ торцов поршневых колец и соответствующих канавок на поршне.
Заменить поршневые кольца и, если требуется, поршни.
Стук поршневых пальцев, двойной, металлический, резкий вызывается большим зазором. Лучше слышен на холостом ходу двигателя
- Недопустимое увеличение зазора между пальцем и втулкой верхней головки шатуна.
Заменить палец и при необходимости шатун.
Повышенная температура жидкости в системе охлаждения*
- Слабое натяжение или обрыв ремней привода водяного насоса.
Натянуть или заменить ремни.
- Неисправность термостатов
Заменить термостаты.
- Загрязнение сердцевины радиатора.
Очистить от грязи сердцевину радиатора.
Повышенный расход охлаждающей жидкости
- Повреждение радиатора
Устранить повреждение или заменить радиатор
- Течь жидкости через торцовое уплотнение водяного насоса.
Заменить торцовое уплотнение.
- Попадание охлаждающей жидкости в смазочную систему по резиновым уплотнительным кольцам гильз цилиндров или через резиновые прокладки головок цилиндров.
Заменить уплотнительные кольца гильз цилиндров или резиновые прокладки.
* Прежде чем искать причину неисправности в смазочной системе и системе охлаждения, нужно убедиться в исправности указателей давления масла и температуры.
ЭЛЕКТРОФАКЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (ЭФУ)
Неисправна свеча ЭФУ, горит плавкая вставка 30А
- Замыкание спирали термореле или электропроводов
Если свечи исправны, отсоединить от термореле провод, соединяющий его с кнопкой включения ЭФУ.
Отсутствие замыкания при повторном включении ЭФУ указывает на замыкание спирали термореле. В этом случае следует заменить термореле.
Если спираль термореле цела (определяется на ощупь) и при отсоединенных от свечей проводах происходит замыкание, то это указывает на замыкание электропроводов. Устранить замыкание.
- Замыкание свечи на массу
Отсоединить провод от вывода левой свечи, исключив контакт наконечника с массой, и вновь включите ЭФУ. При замыкании отсоединить провод от вывода правой свечи.
Отсутствие замыкания указывает на замыкание правой свечи. Заменить отказавшую свечу.
После устранения замыкания рекомендуется проверить состояние изоляции электропроводов, работоспособность термореле и реле включения ЭФУ, а если замыкание произошло при пуске двигателя – работоспособность шунтирующего реле
Не работает ЭФУ, напряжение не поступает на ЭФУ
- Перегорание спирали термореле
Включить ЭФУ и проверить напряжение на выводах термореле. Отсутствие напряжения на выводе со стороны штекерного соединения при наличии напряжения на другом выводе свидетельствует о перегорании спирали. Заменить термореле.
- Перегорание свечей или отсутствие контакта в цепи
Включить ЭФУ и проверить, есть ли напряжение на выводах каждого изделия ЭФУ, начиная с факельных свечей. Наличие напряжения на выводе правой свечи свидетельствует о перегорании свечей. Заменить свечи или восстановить контакт.
- Перегорание одной из свечей
Включить ЭФУ на 10-15 с, затем заменить холодную свечу.
Нет факела свечи
- Отсутствие поступления топлива к свече
Ослабить топливоподводящий штуцер на свече. Включить ЭФУ и после загорания сигнализатора (открытие электромагнитного клапана) провернуть
с помощью стартера коленчатый вал. Если топливо при открытом клапане не просачивается через неплотно завернутое резьбовое соединение штуцера, устранить неисправность в системе питания топливом.
- Непрохождение топлива через свечу
Вывернуть свечу из коллектора. Промыть и продуть сжатым воздухом жиклер, топливный фильтр и топливоподводящие полости. Проверить наличие пламени факела, для чего:
- - подсоединить к свече топливную трубку и электропровода;
- - обеспечить надежное соединение корпуса свечи с массой и убедиться, что вывод изолирован от массы;
- - включить ЭФУ и с помощью стартера провернуть коленчатый вал.
При отсутствии пламени заменить неисправную свечу.
Электрооборудование
Контрольная лампа цепи заряда горит при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя
- Ослабление натяжения приводных ремней генератора
Отрегулировать натяжение ремней
- Загрязнение контактных колец
Протереть кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. Если загрязнение не устраняется, зачистить стеклянной шкуркой и вторично протереть салфеткой
- Износ или зависание щеток в щеткодержателях
Проверить высоту щеток, свободное перемещение их в каналах щеткодержателя и усилие пружин; если требуется, заменить щеткодержатель или щетки
- Пробой выпрямительного блока
Заменить блок
- Короткое замыкание обмотки статора
Заменить статор в сборе
- Нарушение в цепи возбуждения
Проверить исправность цепи возбуждения
- Износ деталей подшипников или их разрушение
Заменить генератор
- Деформация вентилятора генератора
Выправить погнутые места
Перегрев подшипников
- Чрезмерное натяжение ремней
Отрегулировать натяжение ремней
Чрезмерно быстрый износ щеток генератора
- Загрязнение контактных колец
Протереть кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной чистым бензином. При необходимости зачистить стеклянной шкуркой и вторично протереть салфеткой
- Радиальное биение контактных колец
Проверить радиальное биение колец. Если требуется, проточить контактные кольца
Чрезмерно большая сила зарядного тока
- Короткое замыкание в щеточном узле генератора или в цепи между генератором и регулятором
Устранить замыкание
- Неисправность регулятора напряжения
Заменить регулятор
- Неисправность реле отключения обмотки возбуждения генератора
Заменить реле
Повышенный уровень шума при работе генератора
- Ослабление крепления шкива
Затянуть гайку
- Отсутствие контакта между щетками и коллектором
Протереть коллектор чистой тряпкой, смоченной в бензине, или зачистить его. Очистить щетки или заменить их новыми. Проверить состояние
щеточных пружин и в случае их неисправности заменить. Проверить, нет ли заедания щеток в щеткодержателях
Стартер не работает
- Короткое замыкание или обрыв втягивающей обмотки тягового реле
Заменить реле
- Обрыв или отсутствие контакта в цепи электроснабжения
Найти место повреждения и восстановить контакт
- Зависание щеток
Снять щеткодержатель, вынуть щетки и удалить налет щеточной пыли
- Отказ реле стартера (738.3747-20)
Заменить реле
- Обрыв цепи внутри стартера
Проверить и устранить дефекты стартера или заменить стартер
Коленчатый вал двигателя не проворачивается стартером (тяговое реле срабатывает)
- Разрядка аккумуляторных батарей
Зарядить батареи
- Нарушение зарядной цепи АБ
Устранить неисправность
- Неисправность регулятора напряжения
Заменить регулятор
- Замасливание или загрязнение щеточноколлекторного узла
Очистить коллектор и щетки от масла, грязи, медно-графитовой пыли
- Плохой контакт корпуса стартера с массой силовой установки
Обеспечить надежность соединения
- Применение масла, не соответствующего сезону
Заменить масло
После пуска двигателя якорь продолжает вращаться
- Неисправность тягового реле
Заменить реле
- Приваривание контактов реле стартера (738.3747-20)
Заменить реле
При включении стартера тяговое реле не срабатывает (нет характерного щелчка)
- Разрядка аккумуляторной батареи
Зарядить батарею
- Обрыв втягивающей обмотки тягового реле
Заменить реле
- Неисправность выключателя приборов и стартера
Заменить выключатель
- Обрыв или короткое замыкание обмотки реле стартера (738.3747-20)
Заменить реле
Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал
- Поломка зубьев венца маховика или зубчатого колеса
Заменить венец маховика или зубчатое колесо привода
- Нарушение регулировки стартера
Отрегулировать стартер
- Неисправность привода
Заменить привод
При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары зубчатого колеса привода о венец маховика
- Ненадежный контакт цепи тягового реле стартера
Проверить контактные соединения и устранить неисправность
- Неисправность удерживающей обмотки тягового реле
Заменить тяговое реле
- Неисправность обмотки или контактного соединения реле стартера (738.3747-20).
Заменить реле
При включении стартера слышен шум (скрежет) зубчатого колеса привода
- Установка стартера с перекосом
Установить правильно стартер
- Неправильная регулировка момента замыкания контактов тягового реле
Отрегулировать зазор между зубчатым колесом и упорной шайбой в момент включения стартера
Зубчатое колесо привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле
- Наличие заусенцев на торцах зубьев маховика или зубчатого колеса привода
Опилить и зачистить заусенцы на зубьях венца маховика или зубчатого колеса привода
- Износ торцов зубьев венца маховика или зубчатого колеса привода
Заменить венец маховика или зубчатое колесо привода