Силовые агрегаты рассчитаны на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 60ºС до плюс 50ºС, относительной влажности до 98% при температуре 25ºС, запыленности воздуха до 0,4 г/м 3, а также на движение автомобиля в горных условиях на высоте до 4500 м над уровнем моря и преодоление перевалов до 4650 м над уровнем моря при соответствующем снижении мощностных и экономических показателей.

Основные параметры и характеристики двигателей ЯМЗ-238

Длительный срок эксплуатации и надежная работа двигателя зависит от своевременного проведения технического обслуживания.

Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, поэтому их выполнение обязательно в установленные сроки.

Ежедневное техническое обслуживание проводится один раз в сутки.

Техническое обслуживание после обкатки двигателя.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) выполняется через каждые 500 часов работы двигателя.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) проводится через 1000 часов эксплуатации двигателя.

Сезонное техническое обслуживание проводится перед подготовкой к зиме и при переходе к лету.

Схема нумерации цилиндров

Схема нумерации цилиндров: А - правый ряд цилиндров; С - левый ряд цилиндров; В - маховик

Система охлаждения

Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости

Оборудована термостатическим устройством для автоматического поддержания теплового режима работы двигателя

Водяной насос:

Центробежного типа, с ременным приводом

Вентилятор:

Шестилопастный, с шестеренчатым приводом и фрикционной муфтой включения вентилятора

Жидкостно-масляный теплообменник:

Пластинчатого или трубчатого типа. Оборудованы краником или пробкой для слива охлаждающей жидкости

Термостаты:

С твердым наполнителем. Температура открытия 80ºС.

Электрооборудование

Однопроводная схема. Номинальное напряжение 24В

Генератор:

Переменного тока, с ременным двухручьевым приводом, с номинальным напряжением 28В.

Модель генератора определяется комплектацией.

Пусковое устройство:

Электрический стартер модели 25.3708-21 или AZF 4581 производства фирмы "Искра" (Словения), номинальное напряжение 24 В.

Допускается применение стартера СТ-142Д.

Для облегчения пуска холодного двигателя предусмотрено электрофакельное устройство

Масса незаправленного силового агрегата в комплектности поставки, кг:

С индивидуальными головками цилиндров:

  • - без сцепления и коробки передач - 1250
  • - со сцеплением - 1295
  • - со сцеплением и коробкой передач - 1685

С общими головками цилиндров:

- без сцепления и коробки передач

  • ЯМЗ-238БЕ - 1180
  • ЯМЗ-238БЕ2 - 1215
  • ЯМЗ-238ДЕ - 1180
  • ЯМЗ-238ДЕ2 - 1215

- со сцеплением

  • ЯМЗ-238БЕ - 1225
  • ЯМЗ-238БЕ2 - 1260
  • ЯМЗ-238ДЕ - 1225
  • ЯМЗ-238ДЕ2 - 1260

- со сцеплением и коробкой передач

  • ЯМЗ-238БЕ - 1580
  • ЯМЗ-238БЕ2 - 1615
  • ЯМЗ-238ДЕ - 1580
  • ЯМЗ-238ДЕ2 - 1615

Заправочные емкости, л:

  • система смазки - 32
  • система охлаждения без объема водяного радиатора - 22
  • муфта опереж. впрыска - 0,14
Габаритные размеры (мм) силовых агрегатов ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ2, ЯМЗ-238ДЕ

Двигатель ЯМЗ-238БЕ

Тип двигателя – четырехтактный с воспламенением от сжатия и турбонаддувом

Число цилиндров – 8

Расположение цилиндров – V – образное, угол развала 90º

Порядок работы цилиндров – 1-5-4-2-6-3-7-8

Направление вращения коленчатого вала – правое

Диаметр цилиндра – 130 мм

Ход поршня – 140 мм

Рабочий объем – 14,86 л

Степень сжатия – 16,5

Номинальная мощность 220 (300) кВт (л.с.)

Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности 2000+50/-20 мин -1

Максимальный крутящий момент – 1180 (120) Нм (кгсм)

Частота вращения при максимальном крутящем моменте – 1200-1400 мин -1

Частота вращения холостого хода:

  • - максимальная, не более 2175 мин -1
  • - минимальная 600±50 мин -1

Удельный расход топлива по скоростной характеристике, г/кВтч (г/л.с.ч):

  • - минимальная 206,7 (152);
  • - при номинальной мощности 227 (167)

Удельный расход масла на угар в % к расходу топлива, не более 0,5

Способ смесеобразования – непосредственный впрыск

Камера сгорания – неразделенного типа в поршне

Распределительный вал – один для обоих рядов цилиндров с шестеренчатым приводом

Фазы газораспределения:

Впускные клапаны

  • - открытие, град до ВМТ 20
  • - закрытие, град после НМТ 40

Выпускные клапаны

  • - открытие, град до НМТ 66
  • - закрытие, град после ВМТ 20

Число клапанов на цилиндр – один впускной и один выпускной

Тепловые зазоры клапанов на холодном двигателе 0,25 – 0,30 мм

Система смазки:

Смешанная, с охлаждением масла в жидкостно-масляном теплообменнике:

- под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, распределительного вала, толкателей, осей коромысел, сферические поверхности штанг толкателей, топливный насос высокого давления, турбокомпрессор.

Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием.

Масляный насос шестеренчатого типа, односекционный

Давление масла на прогретом двигателе в магистрали блока, кПа (кгс/см 2):

  • - при номинальной частоте вращения – 400-700 (4-7);
  • - при минимальной частоте вращения, не менее – 80 (0,8)

Масляные фильтры – полнопоточный фильтр очистки с фильтрующим элементом и фильтр центробежной очистки

Система охлаждения масла с жидкостно-масляным теплообменником, который устанавливается на блок цилиндров двигателя слева

Давление масла открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/см 2):

  • - редукционный клапан масляного насоса – 700-800 (7,0-9,0);
  • - дифференциальный клапан – 490-520 (4,9-5,2);
  • - перепускной клапан масляного фильтра – 200-250 (2,0-2,5)

Система питания топливом – разделенного типа

Топливный насос высокого давления (ТНВД) с регулятором и топливоподкачивающим насосом

Восьмисекционный, плунжерный, плунжеры золотникового типа:

  • - диаметр плунжера 10 мм, ход плунжера 11 мм – ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ;
  • - диаметр плунжера 12 мм, ход плунжера 14 мм – ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2

Двигатель ЯМЗ-238БЕ2

Тип двигателя – четырехтактный с воспламенением от сжатия и турбонаддувом

Число цилиндров – 8

Расположение цилиндров – V – образное, угол развала 90º

Порядок работы цилиндров – 1-5-4-2-6-3-7-8

Направление вращения коленчатого вала – правое

Диаметр цилиндра – 130 мм

Ход поршня – 140 мм

Рабочий объем – 14,86 л

Степень сжатия – 16,5

Номинальная мощность 220 (300) кВт (л.с.)

Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности 2000+50/-20 мин -1

Максимальный крутящий момент – 1274 (130) Нм (кгсм)

Частота вращения при максимальном крутящем моменте – 1100-1300 мин -1

Частота вращения холостого хода:

  • - максимальная, не более 2340 мин -1
  • - минимальная 650-700 мин -1

Удельный расход топлива по скоростной характеристике, г/кВтч (г/л.с.ч):

  • - минимальная 195 (143);
  • - при номинальной мощности 223 (164)

Удельный расход масла на угар в % к расходу топлива, не более 0,2

Способ смесеобразования – непосредственный впрыск

Камера сгорания – неразделенного типа в поршне

Распределительный вал – один для обоих рядов цилиндров с шестеренчатым приводом

Фазы газораспределения:

Впускные клапаны

  • - открытие, град до ВМТ 21,5
  • - закрытие, град после НМТ 31,5

Выпускные клапаны

  • - открытие, град до НМТ 63
  • - закрытие, град после ВМТ 29,5

Число клапанов на цилиндр – один впускной и один выпускной

Тепловые зазоры клапанов на холодном двигателе 0,25 – 0,30 мм

Система смазки

Смешанная, с охлаждением масла в жидкостно-масляном теплообменнике:

- под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, распределительного вала, толкателей, осей коромысел, сферические поверхности штанг толкателей, топливный насос высокого давления, турбокомпрессор.

Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием.

Масляный насос шестеренчатого типа, односекционный

Давление масла на прогретом двигателе в магистрали блока, кПа (кгс/см 2):

  • - при номинальной частоте вращения – 400-700 (4-7);
  • - при минимальной частоте вращения, не менее – 80 (0,8)

Масляные фильтры – полнопоточный фильтр очистки с фильтрующим элементом и фильтр центробежной очистки

Система охлаждения масла с жидкостно-масляным теплообменником, который устанавливается на блок цилиндров двигателя слева

Давление масла открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/см 2):

  • - редукционный клапан масляного насоса – 700-800 (7,0-9,0);
  • - дифференциальный клапан – 490-520 (4,9-5,2);
  • - перепускной клапан масляного фильтра – 200-250 (2,0-2,5)

Система питания топливом – разделенного типа

Топливный насос высокого давления (ТНВД) с регулятором и топливоподкачивающим насосом

Восьмисекционный, плунжерный, плунжеры золотникового типа:

  • - диаметр плунжера 10 мм, ход плунжера 11 мм – ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ;
  • - диаметр плунжера 12 мм, ход плунжера 14 мм – ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2

Двигатель ЯМЗ-238ДЕ

Тип двигателя – четырехтактный с воспламенением от сжатия и турбонаддувом

Число цилиндров – 8

Расположение цилиндров – V – образное, угол развала 90º

Порядок работы цилиндров – 1-5-4-2-6-3-7-8

Направление вращения коленчатого вала – правое

Диаметр цилиндра – 130 мм

Ход поршня – 140 мм

Рабочий объем – 14,86 л

Степень сжатия – 16,5

Номинальная мощность 243 (330) кВт (л.с.)

Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности 2100+50/-20 мин -1

Максимальный крутящий момент – 1225 (125) Нм (кгсм)

Частота вращения при максимальном крутящем моменте – 1200-1400 мин -1

Частота вращения холостого хода:

  • - максимальная, не более 2275 мин -1
  • - минимальная 600±50 мин -1

Удельный расход топлива по скоростной характеристике, г/кВтч (г/л.с.ч):

  • - минимальная 206,7 (152);
  • - при номинальной мощности 227 (167)

Удельный расход масла на угар в % к расходу топлива, не более 0,5

Способ смесеобразования – непосредственный впрыск

Камера сгорания – неразделенного типа в поршне

Распределительный вал – один для обоих рядов цилиндров с шестеренчатым приводом

Фазы газораспределения:

Впускные клапаны

  • - открытие, град до ВМТ 20
  • - закрытие, град после НМТ 40

Выпускные клапаны

  • - открытие, град до НМТ 66
  • - закрытие, град после ВМТ 20

Число клапанов на цилиндр – один впускной и один выпускной

Тепловые зазоры клапанов на холодном двигателе 0,25 – 0,30 мм

Система смазки

Смешанная, с охлаждением масла в жидкостно-масляном теплообменнике:

- под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, распределительного вала, толкателей, осей коромысел, сферические поверхности штанг толкателей, топливный насос высокого давления, турбокомпрессор.

Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием.

Масляный насос шестеренчатого типа, односекционный

Давление масла на прогретом двигателе в магистрали блока, кПа (кгс/см 2):

  • - при номинальной частоте вращения – 400-700 (4-7);
  • - при минимальной частоте вращения, не менее – 80 (0,8)

Масляные фильтры – полнопоточный фильтр очистки с фильтрующим элементом и фильтр центробежной очистки

Система охлаждения масла с жидкостно-масляным теплообменником, который устанавливается на блок цилиндров двигателя слева

Давление масла открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/см 2):

  • - редукционный клапан масляного насоса – 700-800 (7,0-9,0);
  • - дифференциальный клапан – 490-520 (4,9-5,2);
  • - перепускной клапан масляного фильтра – 200-250 (2,0-2,5)

Система питания топливом – разделенного типа

Топливный насос высокого давления (ТНВД) с регулятором и топливоподкачивающим насосом

Восьмисекционный, плунжерный, плунжеры золотникового типа:

  • - диаметр плунжера 10 мм, ход плунжера 11 мм – ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ;
  • - диаметр плунжера 12 мм, ход плунжера 14 мм – ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2

Двигатель ЯМЗ-238ДЕ2

Тип двигателя – четырехтактный с воспламенением от сжатия и турбонаддувом

Число цилиндров – 8

Расположение цилиндров – V – образное, угол развала 90º

Порядок работы цилиндров – 1-5-4-2-6-3-7-8

Направление вращения коленчатого вала – правое

Диаметр цилиндра – 130 мм

Ход поршня – 140 мм

Рабочий объем – 14,86 л

Степень сжатия – 16,5

Номинальная мощность 243 (330) кВт (л.с.)

Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности 2100+50/-20 мин -1

Максимальный крутящий момент – 1274 (130) Нм (кгсм)

Частота вращения при максимальном крутящем моменте – 1100-1300 мин -1

Частота вращения холостого хода:

  • - максимальная, не более 2340 мин -1
  • - минимальная 650-700 мин -1

Удельный расход топлива по скоростной характеристике, г/кВтч (г/л.с.ч):

  • - минимальная 195 (143);
  • - при номинальной мощности 230 (169)

Удельный расход масла на угар в % к расходу топлива, не более 0,2

Способ смесеобразования – непосредственный впрыск

Камера сгорания – неразделенного типа в поршне

Распределительный вал – один для обоих рядов цилиндров с шестеренчатым приводом

Фазы газораспределения:

Впускные клапаны

  • - открытие, град до ВМТ 21,5
  • - закрытие, град после НМТ 31,5

Выпускные клапаны

  • - открытие, град до НМТ 63
  • - закрытие, град после ВМТ 29,5

Число клапанов на цилиндр – один впускной и один выпускной

Тепловые зазоры клапанов на холодном двигателе 0,25 – 0,30 мм

Система смазки

Смешанная, с охлаждением масла в жидкостно-масляном теплообменнике:

- под давлением смазываются подшипники коленчатого вала, распределительного вала, толкателей, осей коромысел, сферические поверхности штанг толкателей, топливный насос высокого давления, турбокомпрессор.

Остальные трущиеся поверхности смазываются разбрызгиванием.

Масляный насос шестеренчатого типа, односекционный

Давление масла на прогретом двигателе в магистрали блока, кПа (кгс/см 2):

  • - при номинальной частоте вращения – 400-700 (4-7);
  • - при минимальной частоте вращения, не менее – 80 (0,8)

Масляные фильтры – полнопоточный фильтр очистки с фильтрующим элементом и фильтр центробежной очистки

Система охлаждения масла с жидкостно-масляным теплообменником, который устанавливается на блок цилиндров двигателя слева

Давление масла открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/см 2):

  • - редукционный клапан масляного насоса – 700-800 (7,0-9,0);
  • - дифференциальный клапан – 490-520 (4,9-5,2);
  • - перепускной клапан масляного фильтра – 200-250 (2,0-2,5)

Система питания топливом – разделенного типа

Топливный насос высокого давления (ТНВД) с регулятором и топливоподкачивающим насосом

Восьмисекционный, плунжерный, плунжеры золотникового типа:

  • - диаметр плунжера 10 мм, ход плунжера 11 мм – ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ;
  • - диаметр плунжера 12 мм, ход плунжера 14 мм – ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2

Модель ТНВД

  • 807.1111005-50(238БЕ-2);
  • 807.1111006-50(238БЕ-1);
  • 806.1111005-50(238ДЕ-2);
  • 806.1111006-50(238ДЕ-1,-5,-10,-11;
  • 173.1111005-30(238ДЕ2,-1,-3,-5,-8,-11);
  • 173.1111006-30(238ДЕ2-2,-6)

Порядок работы секций топливного насоса - 1-3-6-2-4-5-7-8

Регулятор частоты вращения - Центробежный, всережимный

Топливоподкачивающий насос - Поршневой с насосом ручной прокачки топлива

Форсунки - Закрытого типа с многодырчатыми распылителями:

  • - 261.1112010-11 на двигателях ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ;
  • - 267.1112010-02 или 204.1112010-50.01 на двигателях ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 с общими головками цилиндров;
  • - 51.1112010-01 на двигателях ЯМЗ-238ДЕ2 с индивидуальными головками

Давление начала впрыскивания форсунки, МПа (кгс/см 2)

  • 20,6+0,8 (210+8) - 261.1112010-11
  • 26,5+0,8 (270+8) - 267.1112010-02 и 26,5+1,2 (270+12) - 204.1112010-50.01
  • 26,5+1,2 (270+12) - 51.1112010-01

Установочный угол опережения впрыскивания топлива - Устанавливается по меткам на маховике и корпусе ТНВД и составляет:

  • 13º±1 - на двигателях ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238ДЕ;
  • 6º±1 - на двигателях ЯМЗ-238БЕ2, ЯМЗ-238ДЕ2 с общими головками;
  • 8º±1 - на двигателях ЯМЗ-238ДЕ2 с индивидуальными головками

Топливные фильтры:

- грубой очистки - Со сменным элементом (ЯМЗ-238БЕ, ДЕ), отстойник (ЯМЗ-238БЕ2, ДЕ2).

Со сменным фильтрующим элементом.

- тонкой очистки

На крышке расположен перепускной клапан-жиклер.

Давление открытия клапан-жиклера 20-40 (0,2-0,4) кПа (кгс/см 2)

Система наддува - Газотурбинный, одним турбокомпрессором, с радиальной центростремительной турбиной и центробежным компрессором

Турбокомпрессор (ТКР) - Модель 122 или ТКР 100*

Давление наддува (избыточное) на номинальном режиме работы, кПа (кгс/см 2):

  • - ЯМЗ-238БЕ, ЯМЗ-238БЕ2 - 95 (0,95);
  • - ЯМЗ-238ДЕ, ЯМЗ-238ДЕ2 - 110 (1,10)

* – турбокомпрессор по конструкции аналогичен ТКР модели 122

new

В процессе эксплуатации может потребоваться регулировка полного открытия дроссельной заслонки карбюратора и положения педали

- Причина неисправности Метод устранения Сцепление не полностью выключается (сцепление «ведет»):