Регулировка главной передачи ЗИЛ-5301

Регулировку или ремонт главной передачи можно производить, не снимая задний мост с автомобиля

Преднатяг подшипников главной передачи, боковой зазор в зацеплении и пятно контакта регулируются на заводе и, как правило, они не требуют регулировки при эксплуатации

Их регулировка необходима только после переборки моста и замены деталей, а также при большом износе подшипников.

Главная передача

Завод выпускает набор шайб толщиной 2,65...3,15 мм с разницей толщин в 0,1 мм.

Натяг подшипников не должен превышать 0,1 мм.

Регулировку необходимо выполнять следующим образом:

• отвернуть гайку 14, не расконтривая ее. Делать это надо аккуратно, чтобы не повредить резьбу. Рекомендуется смазать резьбу маслом.

Вначале повернуть гайку на небольшой угол так, чтобы только срезать выдавку на гайке и вернуть гайку в исходное положение, а затем отвернуть полностью;

• отвернуть боты крепления стакана подшипников к картеру моста и вынуть его из картера вместе с регулировочными прокладками;

• установить на подкладки пресса стакан подшипников и выпрессовать ведущую шестерню вместе с внутренним кольцом подшипника 7, регулировочными шайбами 9 и распорной втулкой 8.

При отсутствии пресса ту же операцию можно выполнить молотком с помощью мягкой оправки;

• вынуть из стакана подшипников фланец ведущей шестерни;

Выпрессовка обоймы в сборе с манжетой

• перевернуть стакан подшипников и с помощью оправки, устанавливаемой на внутреннюю обойму переднего подшипника, выпрессовать из него обойму с манжетой в сборе (рис.2);

• осмотреть снятые детали, в случае необходимости заменить неисправные;

• толщина пакета вновь устанавливаемых регулировочных шайб должна быть меньше на величину зазора (при условии, что остальные детали не менялись), причем величину зазора округляют в большую сторону до десятых долей мм;

• Для проверки правильности подбора шайб собрать стакан в обратной последовательности, не устанавливая обойму манжеты и установив технологический фланец без грязеотражателя.

Затянуть гайку фланца (крутящий момент 400÷550 Нм), зажав ведущую шестерню в тисках с прокладками из мягкого металла, при этом поворачивать стакан подшипников, чтобы ролики заняли правильное положение.

Проверка затяжки подшипников вала ведущей конической шестерни

Правильность преднатяга подшипников проверяют по величине крутящего момента (рис. 3), необходимого для поворота ведущей шестерни без манжеты и грязеотражателя. Эта величина составляет 2,5÷4 Нм.

Замер крутящего момента надо производить при непрерывном вращении в одну сторону не менее, чем после пяти полных оборотов вала. Подшипники должны быть смазаны маслом, применяемым для главной передачи.

Если детали менялись, то можно подобрать опытным путем две шайбы таким образом, чтобы после пробной сборки был небольшой зазор, замерить его индикатором, а затем подобрать шайбы, как было описано выше.

После окончательной регулировки подшипников запрессовать в стакан корпус манжеты в сборе с манжетой, предварительно заложив между рабочими кромками манжеты консистентную смазку.

Если манжета вынималась из корпуса, то перед установкой в корпус рекомендуется смазать ее посадочную поверхность моторным маслом.

Гайку крепления фланца ведущей шестерни затянуть и законтрить путем вдавливания ее кромки в паз на валу шестерни. При затяжке гайки не забывайте проворачивать ведущую шестерню или стакан подшипников, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение.

Стальные регулировочные прокладки 18 (см. рис.1) перед установкой стакана подшипников в картер должны быть смазаны веретенным маслом или индустриальным И-30, причем тонкие прокладки должны устанавливаться по обе стороны набора прокладок.

Болты крепления стакана подшипников ведущей шестерни окончательно должны быть затянуты крутящим моментом 70...100 Нм, при этом ведущая шестерня должна вращаться плавно, без заеданий.

Регулировка дифференциала

1. Слить масло через сливное отверстие;

2. Снять крышку картера;

Снятие полуоси

3. Отвернуть гайки крепления полуоси к ступице, снять со шпилек пружинные шайбы и четыре разжимные втулки. Ввернуть два болта М10х1,5 в отверстия фланца (рис. 1), сдвинуть его с места, после чего снять вручную полуось, прокладку и корпус манжеты вместе с манжетой.

Таким же способом извлечь другую полуось;

Редуктор

4. Вынуть шплинты 29 (см. рис. 2) из стопоров 30;

5. Боковой зазор в зацеплении измеряют индикатором, установленным на широкой части зуба (рис.3).

Проверка бокового зазора в зубчатом зацеплении

Величина зазора должна быть 0,2…0,28 мм. Окончательную проверку зазора следует проводить после регулировок преднатяга подшипников и пятна контакта в зацеплении;

6. Для обеспечения необходимого предварительного натяга в подшипниках дифференциала сначала регулировочные гайки равномерно затягивают до устранения осевого зазора (без натяга) в подшипниках, поворачивая при этом дифференциал для правильной установки роликов в подшипниках.

Если вращение регулировочных гаек затруднено, то нужно расконтрить и ослабить затяжку болтов крепления крышек подшипников. Осевой зазор замеряется индикатором (рис.4);

Проверка осевого зазора в подшипниках дифференциала

7. Для получения правильного преднатяга гайки с обеих сторон затягиваются на два паза от положения нулевого зазора.

После окончательной проверки бокового зазора в трех равномерно расположенных зубьях регулировочные гайки стопорятся.

Регулировка пятна контакта в шестернях главной передачи

Положение пятна контакта на зубьях новых шестерен при отрегулированном зацеплении шестерен должно соответствовать пятну контакта, изображенному на рис.1(а), а при нагрузке - на рис. 1 (б).

При этом должен быть выдержан зазор между зубьями а пределах 0,2÷0,28 мм для новых шестерен и 0,5 мм (не более) - для бывших в эксплуатации.

Положение пятна контакта при сборке шестерен главной передачи

После окончания регулировки ведущей и ведомой конических шестерен необходимо затянуть окончательно болты крепления крышек подшипников дифференциала.

Момент затяжки должен быть 160÷200 Нм. Зазор между зубьями замеряют индикатором у широкой части зуба не менее, чем для трех зубьев ведомой шестерни, расположенных равномерно по окружности.

Для нормальной установки зацепления зубьев шестерен по пятну контакта надо нанести тонким слоем масляную краску на рабочие поверхности нескольких зубьев ведомой конической шестерни.

Затем проворачивать вал ведущей конической шестерни в одну и другую сторону, притормаживая рукой ведомую шестерню.

По образовавшимся пятнам контакта определяют характер зацепления шестерен. Правильная установка зацепления шестерен показана на рисунке 1.

Если положение пятна неправильное, следует добиться нормального зацепления, перемещая ведущую и ведомую шестерни в осевом направлении действовать в соответствии с таблицей.

Положение пятна контакта на колесе

Способ достижения

правильного зацепления

зубчатых колец

Направление перемещения

зубчатых колец

Передний ход

Задний ход

1норма

1норма

Правильный контакт

1норма

Придвинуть2

2придвинуть

Придвинуть зубчатое колесо к шестерне.

Если при этом получится слишком малый

боковой зазор между зубьями,

отодвинуть шестерню

2придвинуть

3отодвинуть

3отодвинуть

Отодвинуть зубчатое колесо от шестерни.

Если при этом получится слишком большой

боковой зазор между зубьями,

придвинуть шестерню

3отодвинуть

4придвинуть

4придвинуть

Придвинуть шестерню к колесу.

Если боковой зазор будет слишком мал,

отодвинуть зубчатое колесо

4придвинуть

5отодвинуть

5отодвинуть

Отодвинуть шестерню от колеса.

Если боковой зазор будет слишком велик,

придвинуть зубчатое колесо.

5отодвинуть

Перемещение ведущей конической шестерни осуществляется изменением толщины набора регулировочных прокладок, установленных между фланцами стакана подшипников ведущей шестерни и картером редуктора, ведомой - при вращении на одинаковую величину левой и правой регулировочных гаек подшипников дифференциала так, чтобы не нарушить отрегулированный преднатяг подшипников.