Система вентиляции автомобиля ВАЗ-2121 – приточно-вытяжная
При движении автомобиля воздух нагнетается в салон естественным напором через щели воздухозаборника на капоте и отсасывается через отверстия в задних стойках крыши
Для увеличения циркуляции воздуха при движении можно опустить стекла передних дверей, а при низкой скорости – включить электровентилятор.
Потоки воздуха в салоне распределяются воздухопроводами, расположенными внутри приборной панели.
На ветровое стекло воздух поступает через верхние щелевидные сопла на панели приборов, на боковые стекла – через боковые и, частично, центральные сопла (с направляющими потока воздуха), к ногам – через отверстия в кожухе отопителя (при откинутой крышке).
Для управления распределением воздушных потоков служат средний и нижний рычаги на центральной консоли панели приборов, а также направляющие центральных сопл и их регуляторы.
Система отопления – жидкостная, объединенная с системой охлаждения двигателя.
Радиатор отопителя установлен в консоли панели приборов в пластмассовом кожухе и уплотнен по периметру поролоновой лентой.
Нагрев воздуха зависит от степени открытия крана, регулирующего поток жидкости через радиатор.
Кран установлен на входе в радиатор и управляется верхним рычагом на центральной консоли.
Электродвигатель вентилятора МЭ-255 – коллекторный, постоянного тока, с возбуждением от постоянных магнитов.
Частота вращения вентилятора регулируется трехпозиционным переключателем на панели приборов.
В зависимости от выбранной скорости электродвигатель подключается к бортовой сети автомобиля напрямую (большая частота) или через дополнительный резистор (малая частота).
Частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой при напряжении 12 В и температуре воздуха 25±10°С – 3000±150 мин –1 .
Потребляемая сила тока при максимальной частоте вращения – не более 4,5 А.
Крыльчатка вентилятора закреплена на валу электродвигателя.
Электродвигатель ремонту не подлежит при выходе из строя его заменяют.
Неисправности системы отопления и вентиляции
- Причина неисправности
Метод устранения
Электродвигатель вентилятора отопителя не работает:
- Неисправен переключатель отопителя (проверяется омметром)
Замените переключатель
- Повреждены провода, окислены или неплотно надеты их наконечники, перегорел предохранитель №1 (напряжение к электродвигателю не подается)
Обожмите клеммы, зачистите наконечники, замените неисправные провода, перегоревший предохранитель (проверив защищаемые им цепи на отсутствие короткого замыкания)
- Износ, зависание щеток электродвигателя, обрыв в обмотке якоря, окисление, износ коллектора (напряжение к электродвигателю подается, но он не вращается)
Замените электродвигатель
- Замыкание на «массу» обмотки якоря (при включении сразу перегорает предохранитель)
Замените электродвигатель
Электродвигатель вентилятора отопителя не работает на малой скорости:
- Сгорел дополнительный резистор, повреждены его провода или неплотно надеты их наконечники
Замените резистор, обожмите клеммы, зачистите наконечники, замените неисправные провода
- Неисправен переключатель отопителя
Замените переключатель
Якорь электродвигателя вентилятора отопителя вращается медленно:
- Загрязнен или окислен коллектор, межвитковое замыкание обмотки якоря (может перегорать предохранитель). Заедание вала якоря в подшипниках (скрип, визг, может перегорать предохранитель)
Замените электродвигатель
Салон автомобиля нагревается плохо:
- Недостаточная температура охлаждающей жидкости
Заедание клапана термостата в открытом положении. Замените термостат
- Мало жидкости в системе охлаждения
Долить жидкость системы охлаждения, проверить герметичность соединений.
- Заедание крана в закрытом положении, заедание заслонок тросов или обрыв тросов управления, ослабление их крепления
Замените неисправные кран, тросы, заслонки. Надежно закрепите оболочки тросов, смажьте тросы моторным маслом, отрегулируйте приводы
- Неисправен радиатор отопителя
Замените радиатор
Температура в салоне не регулируется:
- Заедание крана отопителя, заслонок, тросов в оболочках или их обрыв, ослабло крепление оболочек тросов
Замените неисправные кран, тросы, заслонки. Надежно закрепите оболочки тросов, смажьте тросы моторным маслом, отрегулируйте приводы