Перед снятием двигателя отсоедините провод от клеммы "—" аккумуляторной батареи.
Слейте: охлаждающую жидкость масло из картера двигателя (см. «Замена охлаждающей жидкости») масло из коробки передач (см. «Замена масла в КПП»).
Снимайте двигатель в сборе с коробкой передач.
Снимая двигатель, опускайте его из моторного отсека вниз.
Удобнее снимать двигатель, установив автомобиль на подъемнике.
Отверните болты крепления и снимите защиту картера.
Снимите приемную трубу глушителя.
Снимите воздушный фильтр.
Ослабьте затяжку хомута и отсоедините вакуумный шланг усилителя тормозов от впускной трубы двигателя.
Отверните болт и отсоедините провод «массы» от картера сцепления.
Ослабьте затяжку хомутов и отсоедините шланги от термостата.
Отсоедините высоковольтный провод от центральной клеммы крышки распределителя зажигания.
Отожмите отверткой пружинный зажим и отсоедините колодку с низковольтными проводами от клеммы распределителя зажигания.
Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг подачи топлива от топливного насоса.
Ослабьте затяжку гаек на наконечнике троса привода выключения сцепления.
Снимите наконечник троса с рычага привода выключения сцепления.
Отсоедините колодку с проводом от клеммы тягового реле стартера.
Отверните гайку крепления и отсоедините провод от контактного болта тягового реле стартера.
Отсоедините колодку с проводом от клеммы генератора.
Отверните гайку и отсоедините провода от клеммы генератора.
Отсоедините колодку с проводом от клеммы запорного электромагнитного клапана карбюратора.
Ослабьте затяжку хомута и отсоедините шланг обратного слива топлива от карбюратора.
Выньте шланг из пластмассового хомута.
Ослабьте болт крепления тяги воздушной заслонки к рычагу управления воздушной заслонкой.
Ослабьте болт крепления оболочки тяги привода воздушной заслонки к кронштейну и отсоедините трос.
Снимите пружинный фиксатор троса привода акселератора с сектора привода дроссельных заслонок.
Снимите возвратную пружину привода дроссельных заслонок.
Снимите трос привода акселератора с сектора привода дроссельных заслонок.
Отверните гайку крепления и снимите кронштейн троса привода акселератора с крышки клапанов.
Отсоедините колодку с проводом от концевого выключателя экономайзера принудительного холостого хода (ЭПХХ).
Отсоедините провод от датчика температуры охлаждающей жидкости.
Отсоедините провод от датчика давления масла.
Ослабьте затяжку хомута и отсоедините подводящий шланг отопителя.
Ослабьте затяжку хомута и отсоедините отводящий шланг отопителя.
Ослабьте затяжку хомута и отсоедините тягу привода переключения передач от наконечника шарнира.
Отверните гайку крепления и отсоедините трос от привода спидометра.
Отсоедините колодку с проводом от выключателя света фонарей заднего хода на коробке передач.
Ослабьте затяжку гаек крепления левой и правой растяжек к рычагам подвески.
Отверните три болта крепления кронштейна растяжки к кузову и отведите левую и правую растяжки в такое положение, чтобы они не мешали снятию силового агрегата.
Выньте шплинт гайки крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу.
Отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги.
Выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки с помощью специального съемника
Отверните два болта и отсоедините шаровой шарнир рычага подвески от поворотного кулака.
Выдавите с помощью монтировки хвостовик одного из внутренних ШРУСов валов привода из коробки передач и отведите его в сторону.
Вставьте вместо шарнира технологическую оправку (например, старый внутренний ШРУС), чтобы не провернулась полуосевая шестерня.
После этого отсоедините второй ШРУС аналогично первому.
Отверните три болта крепления и снимите щиток картера сцепления.
Операции, указанные в пунктах 40 и 41, выполняются для облегчения работы на снятом двигателе при коробке передач.
Ослабьте затяжку трех болтов и гайки крепления картера сцепления к блоку цилиндров.
Зацепите двигатель за рымы и натяните тросы тали.
Отверните две гайки крепления задней опоры силового агрегата к кузову.
Отверните гайку, слегка приподнимите двигатель и выньте болт правой передней опоры силового агрегата
Отверните гайку и выньте болт левой передней опоры силового агрегата.
Опустите двигатель на подставки, приподнимите автомобиль и выньте из-под него двигатель.
Перед тем как опускать двигатель, проверьте, все ли провода и шланги отсоединены от двигателя
Установка двигателя
Залейте: охлаждающую жидкость; масло в картер двигателя; масло в коробку передач.
Окончательно затягивайте резьбовые крепления опор силового агрегата и деталей передней подвески после установки автомобиля на пол (перед затяжкой качните два-три раза переднюю часть автомобиля).
При подсоединении приводов передних колес к коробке передач замените стопорные кольца на шлицевых хвостовиках внутренних шарниров.
Не устанавливайте бывшие в употреблении стопорные кольца на шлицевые хвостовики шарниров — это может привести к отсоединению приводов передних колес от коробки передач во время движения.
После установки двигателя на автомобиль отрегулируйте приводы воздушной и дроссельной заслонок карбюратора, привод сцепления, а также углы установки передних колес.
Пустите двигатель и проверьте, нет ли подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости.
Проверьте давление масла.
Послушайте двигатель, он должен работать ровно, без посторонних шумов и стуков.
Проверьте работу контрольных ламп в комбинации приборов.