На автомобилях ВАЗ-21083-20 в вариантном исполнении с двигателями рабочим объемом 1,5 л применяется система распределенного впрыска топлива
Распределенным впрыск называется потому, что топливо впрыскивается в каждый цилиндр отдельной форсункой.
Система впрыска топлива позволяет снизить токсичность отработавших газов при улучшении ходовых качеств автомобиля
Существуют системы распределенного впрыска с обратной связью и без нее. Причем обе системы могут иметь как импортные, так и отечественные комплектующие.
Все системы имеют свои особенности устройства, диагностики и ремонта, которые подробно описаны в отдельных руководствах по ремонту систем впрыска топлива.
В этой статье лишь кратко описаны общие принципы устройства, работы и диагностики систем впрыска топлива, порядок снятия/установки узлов, а также приводятся особенности ремонта самого двигателя.
Система с обратной связью применяется в основном на экспортных автомобилях.
При этом в системе выпуска устанавливаются каталитический нейтрализатор отработавших газов и датчик кислорода, который и обеспечивает обратную связь.
Датчик отслеживает концентрацию кислорода в отработавших газах, а электронный блок управления по его сигналам поддерживает такое соотношение воздух/топливо, при котором нейтрализатор работает наиболее эффективно.
В системе впрыска без обратной связи нет нейтрализатора и датчика кислорода, для регулировки концентрации СО в отработавших газах служит СО-потенциометр. Не применяется также система улавливания паров бензина.
Прежде чем снимать любые узлы системы управления впрыском, отсоедините провод от клеммы "—" аккумуляторной батареи.
Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.
Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.
При зарядке аккумуляторной батареи отсоединяйте ее от бортовой сети автомобиля.
Не допускайте нагрева электронного блока управления (ЭБУ) выше 65°с в рабочем состоянии и выше 80°с — в нерабочем (например, в сушильной камере).
Надо снимать ЭБУ с автомобиля, если эта температура будет превышена.
Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоединяйте к нему разъемы жгута проводов при включенном зажигании.
Перед выполнением электродуговой сварки на автомобиле отсоедините провода от аккумуляторной батареи и разъемы проводов от ЭБУ.
Все измерения напряжения выполняйте цифровым вольтметром с внутренним сопротивлением не менее 10 МОм.
Электронные узлы, применяемые в системе впрыска, рассчитаны на очень малое напряжение, поэтому их легко может повредить электростатический разряд.
Чтобы не допустить повреждений ЭБУ электростатическим разрядом:
- — не прикасайтесь руками к штекерам ЭБУ или к электронным компонентам на его платах;
- — при работе с программируемым постоянным запоминающим устройством (ППЗУ) блока управления не дотрагивайтесь до выводов микросхемы.
Не допускается работа двигателя с нейтрализатором на этилированном бензине. Это приведет к быстрому выходу из строя нейтрализатора и датчика концентрации кислорода.
Диагностика
Здесь приведены только краткие сведения по диагностике системы впрыска с помощью контрольной лампы Сheck.
Диагностика с использованием специальных приборов и диагностических карт описана в отдельных руководствах по ремонту систем распределенного впрыска топлива.
ЭБУ постоянно выполняет самодиагностику по некоторым функциям управления.
Языком ЭБУ для указания источника неисправности служат диагностические коды.
Коды — это двузначные номера в диапазоне от 12 до 61. У разных блоков управления коды неисправностей могут несколько отличаться.
В таблице представлена расшифровка кодов неисправностей электронного блока управления типа “Январь—4” для системы распределенного впрыска топлива без обратной связи и с отечественными комплектующими.
Когда ЭБУ обнаружит неисправность, код заносится в “память” и включается контрольная лампа Сheck.
Это не означает, что двигатель надо немедленно остановить, но причину включения контрольной лампы следует выявить при первой возможности.
Коды неисправностей ЭБУ типа «Январь-4»
Код - Неисправность
- 12 - Исправность диагностической цепи контрольной лампы
- 14 - Высокий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости
- 15 - Низкий уровень сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости
- 16 - Повышенное напряжение бортовой сети
- 17 - Пониженное напряжение бортовой сети
- 19 - Неверный сигнал датчика положения коленчатого вала
- 21 - Завышенное напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки
- 22 - Недостаточное напряжение сигнала датчика положения дроссельной заслонки
- 24 - Отсутствует сигнал датчика скорости автомобиля
- 27 - Высокий уровень сигнала СО-потенциометра
- 28 - Низкий уровень сигнала СО-потенциометра
- 33/34 - Неверный сигнал датчика массового расхода воздуха (высокая частота сигнала на выходе датчика)
- 35/43 - Неверный сигнал датчика массового расхода воздуха (низкая частота сигнала на выходе датчика)
- 51 Неустойчивая частота вращения холостого хода
- 52 - Неверный сигнал датчика детонации
- 53 - Ошибка программируемого постоянного запоминающего устройства (ППЗУ)
- 61 - Ошибка электронного блока управления (ОЗУ) Ошибка электрически программируемого запоминающего устройства (ЗПЗУ) Ошибка связи с иммобилайзером
Лампа Сheck Engine
Лампа находится на панели приборов и выполняет следующие функции:
- — информирует водителя о том, что возникла неисправность в системе управления двигателем и автомобиль необходимо проверить;
- — выдает диагностические коды, хранящиеся в памяти ЭБУ, чтобы помочь специалисту найти неисправность.
При включении зажигания лампа загорается, и пока двигатель еще не работает, происходит проверка исправности лампы систем.
После пуска двигателя лампа должна гаснуть. Если лампа продолжает гореть, система самодиагностики обнаружила неисправность.
Если неисправность пропадает, то лампа гаснет обычно через 10 с, но код неисправности будет храниться в памяти ЭБУ.
В случае непостоянного характера неисправности лампа Сheck будет гореть около 10 с, а затем погаснет.
Однако соответствующий код неисправности будет храниться в памяти ЭБУ, пока не отключится его питание.
Когда в процессе считывания кодов обнаруживаются неожиданные коды, то можно предположить, что эти коды созданы непостоянной неисправностью и помогут в диагностике системы.
Считывание кодов
Для связи с ЭБУ служит колодка диагностики. Она расположена под панелью приборов с правой стороны рядом с ЭБУ.
Коды неисправностей, хранящиеся в “памяти” ЭБУ, могут быть прочитаны специальным диагностическим прибором или подсчетом числа вспышек лампы Сheck .
Для считывания кодов лампой необходимо соединить с «массой» контакт "B" колодки диагностики. Для этого соедините его с контактом "А", который соединен с массой двигателя.
- А - контакт, соединенный с “массой”
- B - диагностический контакт для подачи сигнала на электронный блок
- G - контакт управления электробензонасосом
- М - контакт выдачи информации (канал последовательных данных)
Когда контакты "А" и "B" будут соединены, поверните ключ в выключателе зажигания в положение 1 (зажигание), при этом двигатель работать не должен.
В этих условиях лампа Сheck должна вспышками высветить три раза подряд код 12.
Это должно происходить в таком порядке: вспышка, пауза (1-2 с), вспышка, вспышка — длинная пауза (2-3 с) и так еще два раза.
Код 12” говорит о том, что работает система диагностики ЭБУ. Если код 12 не высвечивается, значит неисправна сама система диагностики.
После высвечивания кода 12 лампа Сheck три раза высвечивает коды неисправностей, если они существуют, или просто продолжает высвечивать код 12, если кодов неисправностей нет.
Если в памяти ЭБУ хранится более одного кода неисправностей, каждый из них высвечивается трижды.
По окончании диагностики размыкать контакты А и В колодки диагностики разрешается через 10 с после выключения зажигания.
Стирание кодов
Стирают коды из “памяти” ЭБУ после окончания ремонта или чтобы посмотреть, не возникает ли неисправность снова. для стирания необходимо отключить питание ЭБУ не менее чем на 10 с.
Питание можно отключить, отсоединив провод от клеммы “—“ аккумуляторной батареи или удалив предохранитель защиты ЭБУ из блока предохранителей.
Предупреждение
Чтобы не повредить ЭБУ, отключать и включать его питание надо только при выключенном зажигании.
Отличительные признаки систем впрыска
Контроллер General Motors
Маркировка контроллера 2111-1411020-20
Каталитический нейтрализатор - Есть
Датчик положения коленчатого вала (датчики невзаимозаменяемые, конкретный номер уточните непосредственно на своем автомобиле) 2112-3847010, 2112-3847010-01
Датчик положения дроссельной заслонки (датчики невзаимозаменяемые, конкретный номер уточните непосредственно на своем автомобиле) 2112-1148200, 2112-1148200-31
Датчик расхода воздуха - 2112-1130010-01GМ, квадратный корпус
Датчик температуры (датчики невзаимозаменяемые, конкретный номер уточните непосредственно на своем автомобиле) 2112-3851010, 2112-3851010-01, 2112-3851010-02
Датчик детонации (датчики невзаимозаменяемые, конкретный номер уточните непосредственно на своем автомобиле) 2121-3855010, 2121-3855010-01, 2121-3855020
Датчик скорости (датчики невзаимозаменяемые, конкретный номер уточните непосредственно на своем автомобиле) 2112-3843010, 2112-3843010-20, 2112-3843010-30, 2112-3843010-31, все с круглым разъемом
Датчик кислорода - 2121-3850010-11, 2121-3850010-20, типа GМ АFS-62, АFS-79, Bosch LHS-24
Контроллер “Январь-4”
Маркировка контроллера 2111-1411020-22
Каталитический нейтрализатор – нет
Датчик кислорода - нет
Датчики системы впрыска
Чем грозят неисправности датчиков системы впрыска:
- — датчик положения коленчатого вала — полный отказ системы впрыска, двигатель не пускается;
- — датчик массового расхода воздуха — увеличение расхода топлива, значительное ухудшение динамики, проблемы с пуском двигателя;
- — датчик положения дроссельной заслонки — потеря мощности, рывки и провалы при разгоне, неустойчивая работа в режиме холостого хода;
- — датчик температуры охлаждающей жидкости — трудности с пуском в мороз: приходится прогревать двигатель, работая педалью газа, при перегреве существенно снижается мощность, появляется детонация;
- — датчик детонации — двигатель очень чувствителен к качеству бензина, повышенная склонность к детонации.
Особенности электрооборудования автомобилей с распределенным впрыском топлива с обратной связью