Проблемы с пуском автомобильного двигателя можно разделить на две основные группы в зависимости от степени нагрева двигателя
Двигатель холодный
С момента выключения двигателя прошло не менее 6 часов при температуре наружного воздуха +20 °С и не менее 3 часов при –20°С, температура масла в картере двигателя совпадает с температурой окружающей среды и для пуска двигателя необходимо воспользоваться воздушной заслонкой карбюратора.
1. Откройте капот.
2. Маслоизмерительным щупом замерьте уровень масла. Он должен быть между метками MAX и MIN.
3. Проверьте уровень тормозной и охлаждающей жидкостей. Уровень той и другой должен быть выше метки MIN.
4. Внимательно осмотрите двигатель и подкапотное пространство. Обратите внимание на подтеки бензина, масла, тормозной и охлаждающей жидкости.
Убедитесь в целостности электропроводки. Проверьте посадку высоковольтных проводов на катушку зажигания, крышку датчика-распределителя, свечи.
5. Если автомобиль простоял несколько дней, рычагом ручной подкачки бензонасоса накачайте бензин в карбюратор.
6. Не закрывая капот (в случае дождя или снегопада прикройте крышку капота), садитесь за руль.
Капот лучше закрыть, после того как двигатель начнет работать. Перед этим желательно еще раз осмотреть двигатель, убедиться в отсутствии течей топлива, масла, охлаждающей жидкости, а также посторонних звуков в его работе.
7. Вытяните до конца ручку управления воздушной заслонкой карбюратора.
8. Поверните ключ зажигания и пустите двигатель.
Если двигатель не завелся, существуют три основные причины:
— не работает система пуска;
— не работает система зажигания;
— не работает система питания.
Двигатель теплый или горячий
Температура масла в картере двигателя выше температуры окружающей среды и для запуска двигателя нет необходимости пользоваться воздушной заслонкой карбюратора.
1. Не трогая ручку управления воздушной заслонкой, поверните ключ зажигания и включите стартер. Одновременно с включением стартера начинайте плавно нажимать педаль акселератора до момента пуска двигателя.
Если двигатель не завелся, существуют три основные причины:
— не работает система пуска;
— не работает система зажигания;
— не работает система питания.
Неисправности в системе пуска
Неисправности в системе пуска проявляются в ненормальной работе стартера.
Можно выделить пять основных неисправностей стартера:
1. Стартер не включается.
Причина — нарушение контактных соединений, обрыв или короткое замыкание в цепях включения стартера, неисправность дополнительного реле включения стартера, неисправность тягового реле.
2. При включении стартера слышны многократные щелчки.
Причина — неисправность удерживающей обмотки тягового реле, сильно разряжена аккумуляторная батарея, ослаблены контактные соединения в цепи стартера.
3. Стартер включается, но его якорь либо не вращается, либо вращается медленно.
Причина — разряжена аккумуляторная батарея, нарушение контактных соединений, подгорание контактов тягового реле, загрязнение коллектора или изношенность щеток, межвитковое или короткое замыкание в обмотках.
4. Стартер включается, якорь его вращается, но маховик остается неподвижным.
Причина — ослабление крепления стартера к картеру сцепления, повреждение зубьев маховика или шестерни привода, пробуксовка муфты свободного хода привода, поломки рычага, поводкового кольца или буферной пружины привода стартера.
5. Стартер не выключается после пуска двигателя.
Причина — неисправность муфты свободного хода стартера, спекание контактов тягового реле. В случае такой неисправности немедленно остановите двигатель!
6. Указанные неисправности требуют квалифицированного вмешательства специалистов автосервиса.
Предварительно можно лишь проверить степень разряженности аккумуляторной батареи с помощью вольтметра на приборном щитке и затяжку контактных соединений в цепи стартера.
Проверка системы зажигания
На вашем автомобиле установлена бесконтактная система зажигания высокой энергии.
К высоковольтным проводам подводится напряжение порядка 40 000 В, и хотя при малой величине тока оно не опасно для жизни, возможный удар током при проверке системы зажигания может привести к тяжелым последствиям.
Поэтому, если вы беретесь за высоковольтный провод при включенном зажигании, воспользуйтесь толстой резиновой перчаткой или, в крайнем случае, — пассатижами с изолированными ручками.
Перед проверкой системы зажигания установите рычаг переключения передач в нейтральное положение и оставьте включенным стояночный тормоз (“ручник”).
Для проверки понадобятся отвертки — шлицевая и крестовая, пассатижи с изолированными ручками и тестер или контрольная лампа на 12 В с подсоединенными к ней двумя проводами.
Можно использовать и автомобильную “переноску”, если она у вас есть.
1. При выключенном зажигании проверьте целость и посадку высоковольтных проводов в крышке распределителя зажигания, а также посадку высоковольтного провода в катушку зажигания.
При первой возможности переставьте катушку зажигания со штатного места на чашку левой передней стойки (см. пунктирную стрелку).
Катушку будет меньше заливать водой при проезде глубоких луж и доступ к ней упростится.
2. Проверьте провода, идущие от распределителя к коммутатору, и их соединения.
Проверьте также провода, соединяющие коммутатор и катушку зажигания.
3. Включите зажигание. Проверьте, подается ли ток в систему зажигания.
Присоедините один провод тестера или контрольной лампы к клемме «+Б» катушки, а другой к «массе». Напряжение более 11 В? (Контрольная лампа горит?)
Если да, то смотри пункт 5.
4. Неисправность в замке зажигания или в проводке от замка к катушке.
Для того чтобы добраться до ближайшего автосервиса, можно подать аварийное питание в систему зажигания.
Для этого соедините дополнительным проводом клемму «+Б» катушки зажигания и клемму «+» аккумуляторной батареи.
Провода надежно закрепите. Имейте в виду, что теперь, чтобы заглушить двигатель, вам будет необходимо отсоединить дополнительный провод от «+» аккумуляторной батареи.
Если при подключении к клемме «+» аккумуляторной батареи будет замечено сильное искрение, от данного способа придется отказаться — по всей видимости, замыкает «на массу» проводка.
5. Снимите центральный провод из крышки распределителя зажигания.
Вставьте в наконечник провода запасную свечу и прижмите ее металлической частью к «массе» автомобиля.
Проверните стартером коленчатый вал двигателя. Обязательно используйте толстую резиновую перчатку либо пассатижи с изолированными ручками.
Никогда не проверяйте систему зажигания на «искру» между наконечником провода и «массой», это может привести к серьезному повреждению коммутатора.
Не снимайте клеммы с аккумулятора и разъем с коммутатора при работающем двигателе.
Есть искра между электродами свечи?Да: см. п. 7
6. Возможна неисправность коммутатора, датчика Холла в распределителе или катушки зажигания.
7. Снимите крышку распределителя, отвернув два винта.
Внимательно осмотрите крышку распределителя снаружи и внутри на предмет повреждений (трещин, сколов, разрушения угольного контакта внутри крышки).
Есть повреждения?Нет: см. п. 9
8. Замените крышку.
9. Проверьте, не поврежден ли ротор (бегунок) распределителя. Иногда выходит из строя помехоподавляющее сопротивление в роторе.
Бывают также случаи пробоя корпуса ротора «на массу». Одновременно проверните стартером коленчатый вал двигателя.
Если ротор распределителя не вращается при проворачивании двигателя стартером — обратитесь на автосервис. Возможен обрыв ремня привода газораспределения либо поломка привода распределителя.
Есть сомнения? Замените ротор.
Сопротивление можно временно заменить пружинкой от шариковой ручки.
10. Еще раз, соблюдая меры предосторожности, проверьте наличие искры. Попробуйте пустить двигатель.
Двигатель заработал? Нет: см. п. 12
11. Счастливого пути!
12. Проверьте наличие искры на свечах зажигания. Снимите высоковольтный провод с любой свечи зажигания.
Вставьте в наконечник провода запасную свечу зажигания и прижмите ее металлической частью к “массе” автомобиля.
Обязательно используйте толстую резиновую перчатку либо пассатижи с изолированными ручками. Проверните стартером коленчатый вал двигателя.
Искра есть? Нет: см. п. 14
13. Замените свечи зажигания новыми. Можно предварительно попробовать установить не новые, но проверенные, как говорится, с рабочей машины.
14. Замените высоковольтные провода новыми. Можно предварительно попробовать установить не новые, но проверенные, «с рабочей машины».
Проверка системы питания карбюраторного двигателя
Вам потребуются отвертки — шлицевая и крестовая гаечные ключи (лучше накидные) на «8», «10», «13» пустая пластиковая бутылка компрессор или воздушный насос, тряпка
При проверке системы питания ни в коем случае не курите и не пользуйтесь открытым огнем!
1. Снимите крышку корпуса воздушного фильтра, отвернув гайку ключом на «10» и отстегнув пружинные зажимы.
Снимите воздушный фильтр. Отверните четыре гайки ключом на «8», отверткой ослабьте хомут шланга вентиляции картера в месте подсоединения к клапанной крышке и снимите корпус воздушного фильтра.
2. Загляните внутрь карбюратора.
Воздушная заслонка первичной камеры должна быть полностью закрыта если двигатель холодный, и полностью открыта если двигатель теплый или горячий.
В первом случае откройте воздушную заслонку. Нажмите рукой на привод дроссельной заслонки карбюратора.
Появилась струйка бензина из распылителя ускорительного насоса?
Нет: см. п. 4
3. Возможно, бензин в карбюраторе есть. Садитесь за руль, плавно нажимая педаль «газа», включайте стартер и пускайте двигатель.
4. Для того чтобы быть полностью уверенным в наличии бензина в карбюраторе, необходимо отвернуть пять винтов крепления верхней крышки карбюратора, винт крепления кронштейна оболочки троса управления воздушной заслонкой и снять провод с электромагнитного клапана холостого хода.
Очень осторожно, не допуская боковых перемещений, приподнимите крышку карбюратора.
5. Загляните внутрь.
Уровень бензина должен быть примерно на 22–23 мм ниже разъема крышки и корпуса карбюратора.
Уровень нормальный? Нет: см. п. 7
6. Поставьте крышку карбюратора на место и прижмите 2–3 винтами по диагонали.
Садитесь за руль, плавно нажимая педаль “газа”, включайте стартер и пускайте двигатель.
7. Поставьте крышку карбюратора на место, не закрепляя ее. Аккуратно подведите отвертку в разъем крышки и корпуса.
Попробуйте вручную подкачать бензин.
Если не удается, немного проверните коленчатый вал стартером и повторите попытку.
Если карбюратор начал интенсивно заполняться бензином — поставьте крышку карбюратора на место и прижмите 2–3 винтами по диагонали. Попробуйте пустить двигатель.
Если двигатель завелся, обратитесь на автосервис — зависает игольчатый клапан карбюратора.
8. Если вручную не удается подкачать бензин, соберите карбюратор и с помощью отвертки ослабьте хомут резинового шланга, подводящего бензин к карбюратору.
Поворачивая шланг из стороны в сторону, стяните его со штуцера карбюратора.
Опустите конец шланга в пустую пластиковую бутылку, чтобы не залить двигатель бензином.
Нажмите на рычаг ручной подкачки топлива бензонасоса. Немного проверните стартером вал двигателя и повторите попытку.
Подается бензин из шланга?
Нет: см. п. 10
9. Ключом на «13» отверните держатель фильтра тонкой очистки карбюратора.
Аккуратно, стараясь не повредить, выньте фильтр тонкой очистки из крышки карбюратора.
Не потеряйте медное уплотнительное кольцо!
Внимательно осмотрите фильтр. Если он забит грязью — замените или, в крайнем случае, попробуйте промыть бензином и продуть сжатым воздухом.
10. Возможны три причины:
а) не работает бензонасос;
б) неисправность привода бензонасоса;
в) не поступает топливо из бензобака, забит грязью или замерз (зимой) бензопровод от топливного бака.
Для устранения неисправности обратитесь на автосервис.