Перед разборкой тщательно очистите двигатель от грязи и масла

Разбирайте и собирайте двигатель на поворотном стенде с помощью наборов инструмента, например, моделей 2216–Б и 2216–МГАРО, а также специального инструмента и приспособлений

При индивидуальном методе ремонта двигателя детали, пригодные к дальнейшей работе, устанавливайте на прежние места, где они приработались.

 Для обеспечения этого поршни, поршневые кольца, шатуны, поршневые пальцы, вкладыши, клапаны, штанги, коромысла и толкатели при снятии маркируйте любым способом, не вызывающим порчи (кернением, надписыванием, краской, прикреплением бирок и т.п.).

При любом виде ремонта нельзя раскомплектовывать крышки шатунов с шатунами, переставлять картер сцепления и крышки коренных подшипников с одного двигателя на другой или менять местами крышки средних коренных подшипников в одном блоке, так как эти детали обрабатываются совместно.

При замене картера сцепления проверьте соосность отверстия, служащего для центрирования коробки передач, с осью коленчатого вала, а также перпендикулярность заднего торца картера сцепления относительно оси коленчатого вала.

При проверке стойку индикатора закрепите на фланце коленчатого вала. Сцепление при этом должно быть снято.

Биение отверстия и торца картера не должно превышать 0,08 мм.

После разборки двигателя детали тщательно обезжирьте, очистите от нагара и смолистых отложений.

Удаление нагара с поршней, впускных клапанов и камер сгорания производите механическим или химическим способом.

Химический способ удаления нагара заключается в выдерживании деталей в ванне с раствором, подогретым до 80–95°С, в течение 2–3 часов.

Для очистки алюминиевых деталей применяйте следующий состав раствора (в г на 1 л воды):

Сода кальцинированная (Na2CO3) - 18,5

Мыло хозяйственное или зеленое - 10

Жидкое стекло (Na2SiO3) - 8,5

Для очистки стальных деталей применяйте следующий состав раствора (в г на 1 л воды):

Сода каустическая (NaOH) - 25

Сода кальцинированная (Na2CO3) - 33

Мыло хозяйственное или зеленое - 3,5

Жидкое стекло (Na2SiO3) - 1,5

После очистки детали промойте горячей (80–90°С) водой и обдуйте сжатым воздухом.

Не промывайте детали из алюминиевых и цинковых сплавов в растворах, содержащих щелочь (NaOH).

При сборке двигателя соблюдайте следующее:

  • 1. Протрите и продуйте детали сжатым воздухом, а все трущиеся поверхности смажьте моторным маслом.
  • 2. Резьбовые детали (шпильки, пробки, штуцеры), если они вывертывались или были заменены в процессе ремонта, устанавливайте на сурике.
  • 3. Неразъемные соединения (например, заглушку блока цилиндров) устанавливайте на нитролаке.
  • 4. Болты и гайки затягивайте динамометрическим ключом, момент затяжки, Нм (кгс·м):

Гайки шпилек крепления головки блока цилиндров - 71,6–76,5(7,3–7,8)

Гайки болтов шатуна - .66,7–73,5 (6,8–7,5)

Гайки шпилек крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала - 122,6–133,4 (12,5–13,6)

Гайки болтов крепления маховика к коленчатому валу - 74,5–81,4 (7,6–8,3)