Перед разборкой тщательно очистите двигатель от грязи и масла
Разбирайте и собирайте двигатель на поворотном стенде с помощью наборов инструмента, например, моделей 2216–Б и 2216–МГАРО, а также специального инструмента и приспособлений
При индивидуальном методе ремонта двигателя детали, пригодные к дальнейшей работе, устанавливайте на прежние места, где они приработались.
Для обеспечения этого поршни, поршневые кольца, шатуны, поршневые пальцы, вкладыши, клапаны, штанги, коромысла и толкатели при снятии маркируйте любым способом, не вызывающим порчи (кернением, надписыванием, краской, прикреплением бирок и т.п.).
При любом виде ремонта нельзя раскомплектовывать крышки шатунов с шатунами, переставлять картер сцепления и крышки коренных подшипников с одного двигателя на другой или менять местами крышки средних коренных подшипников в одном блоке, так как эти детали обрабатываются совместно.
При замене картера сцепления проверьте соосность отверстия, служащего для центрирования коробки передач, с осью коленчатого вала, а также перпендикулярность заднего торца картера сцепления относительно оси коленчатого вала.
При проверке стойку индикатора закрепите на фланце коленчатого вала. Сцепление при этом должно быть снято.
Биение отверстия и торца картера не должно превышать 0,08 мм.
После разборки двигателя детали тщательно обезжирьте, очистите от нагара и смолистых отложений.
Удаление нагара с поршней, впускных клапанов и камер сгорания производите механическим или химическим способом.
Химический способ удаления нагара заключается в выдерживании деталей в ванне с раствором, подогретым до 80–95°С, в течение 2–3 часов.
Для очистки алюминиевых деталей применяйте следующий состав раствора (в г на 1 л воды):
Сода кальцинированная (Na2CO3) - 18,5
Мыло хозяйственное или зеленое - 10
Жидкое стекло (Na2SiO3) - 8,5
Для очистки стальных деталей применяйте следующий состав раствора (в г на 1 л воды):
Сода каустическая (NaOH) - 25
Сода кальцинированная (Na2CO3) - 33
Мыло хозяйственное или зеленое - 3,5
Жидкое стекло (Na2SiO3) - 1,5
После очистки детали промойте горячей (80–90°С) водой и обдуйте сжатым воздухом.
Не промывайте детали из алюминиевых и цинковых сплавов в растворах, содержащих щелочь (NaOH).
При сборке двигателя соблюдайте следующее:
- 1. Протрите и продуйте детали сжатым воздухом, а все трущиеся поверхности смажьте моторным маслом.
- 2. Резьбовые детали (шпильки, пробки, штуцеры), если они вывертывались или были заменены в процессе ремонта, устанавливайте на сурике.
- 3. Неразъемные соединения (например, заглушку блока цилиндров) устанавливайте на нитролаке.
- 4. Болты и гайки затягивайте динамометрическим ключом, момент затяжки, Нм (кгс·м):
Гайки шпилек крепления головки блока цилиндров - 71,6–76,5(7,3–7,8)
Гайки болтов шатуна - .66,7–73,5 (6,8–7,5)
Гайки шпилек крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала - 122,6–133,4 (12,5–13,6)
Гайки болтов крепления маховика к коленчатому валу - 74,5–81,4 (7,6–8,3)