Разборку генератора проводите в следующем порядке:

  • 1. Снимите щеткодержатель с щетками
  • 2. Снимите крышку подшипника и отверните гайку крепления заднего конца вала ротора
  • 3. Отверните стяжные винты генератора и снимите заднюю крышку со статором.
  • 4. Отсоедините фазные концы обмотки статора от выпрямительного блока и снимите статор.
  • 5. Снимите с вала ротора шкив, вентилятор, шпонку и распорную втулку.

Ремонт генераторов Г250П2, 665.3701–01 и 161.3771 автомобиля УАЗ-3151

  • 6. Снимите с вала ротора переднюю крышку вместе с подшипником, используя резьбовые отверстия в крышке и специальное приспособление (рис. 1).

Осмотрите и проверьте детали и узлы генератора

Проверка замыкания обмоток на корпус

Затем с помощью контрольной лампы проверьте нет ли замыкания в обмотках статора между витками.

проверка межвиткового замыкания обмоток статора

Для этого контрольную лампу поочередно подключайте к двум наконечникам выводов каждой обмотки (рис. 3); при исправной обмотке лампа должна гореть.

Если между какими-либо двумя выводами лампа не горит, то это указывает на обрыв обмотки или на нарушение соединения в средней точке фаз.

На полюсах статора не должно наблюдаться следов задевания ротора.

При наличии задевания проверьте крышки и подшипники, при необходимости замените.

Крышки

При осмотре обратите внимание на отсутствие повреждений крышек, особенно в местах расположения лап крепления.

Подшипник должен входить в заднюю крышку (со стороны контактных колец) свободно, но без заметной слабины.

Диаметр отверстия под подшипник должен быть 35+0,03 мм.

Если диаметр отверстия под подшипник выше указанного, то крышка подлежит замене.

Убедитесь, что подшипник в передней крышке (со стороны шкива) установлен плотно (прессовая посадка). Диаметр отверстия под подшипник должен быть 47+0,03 мм

проверка межвиткового замыкания обмотки роторапроверка замыкания обмотки ротора на корпус

Ротор

Проверьте с помощью омметра нет ли замыкания между витками в обмотке ротора (рис. 4) и замыкания обмотки на корпус (рис. 5). При наличии повреждений замените ротор

Ремонт генераторов Г250П2, 665.3701–01 и 161.3771 автомобиля УАЗ-3151

Если контактные кольца ротора загрязнены, имеют следы подгара и неравномерного износа по ширине, зачистите их мелкой стеклянной шкуркой зернистостью 80 или 100.

Для зачистки контактных колец закрепите генератор за переднюю крышку в тисках и, плавно поворачивая ротор, зачистите кольца шкуркой, как показано на рис. 6.

Если кольца имеют сильный износ и биение поверхности, проточите и прошлифуйте их (для генератора Г250П2 минимально допустимый диаметр проточки контактных колец 29,2 мм).

Шероховатость поверхности колец должна быть по 7 классу

Ремонт генераторов Г250П2, 665.3701–01 и 161.3771 автомобиля УАЗ-3151

После проточки проверьте индикатором биение контактных колец (рис. 7). Биение колец более 0,08 мм приводит к их быстрому подгоранию и износу щеток, особенно при большой частоте вращения.

Щеточный узел

Проверьте нет ли заедания щеток в щеткодержателях, а также состояние и величину износа щеток, и силу натяжения щеточных пружин.

При слабом нажатии щеток усиливается, искрение и кольца обгорают.

Чрезмерное нажатие щеток вызывает их повышенный износ.

Усилие нажатия щеток должно быть в пределах 180–260 гc.

Следите за тем, чтобы щетки в щеткодержателях перемещались свободно, без заеданий и лишнего зазора. Даже незначительное заедание щеток, которое иногда трудно определить, увеличивает искрение под ними.

Щетки, изношенные до высоты 8 мм или поврежденные, замените новыми типа M1. Не применяйте щетки другого типа

Ремонт генераторов Г250П2, 665.3701–01 и 161.3771 автомобиля УАЗ-3151Ремонт генераторов Г250П2, 665.3701–01 и 161.3771 автомобиля УАЗ-3151

Выпрямительный блок ВБГ–1 (или ПБВ–4–45) (рис. 8) тщательно очистите от грязи.

Проверьте диоды с помощью контрольной лампы 3 (рис. 9).

В связи с тем, что в каждой секции блока смонтированы диоды различной полярности, проверяйте их при различной полярности ( рис. 9, а,б) включения аккумуляторной батареи.

При исправном диоде в положении переключателей Ι лампа должна гореть, а в положении ΙΙ не должна гореть.

Если в положении Ι лампа не горит, то это указывает на обрыв перехода диода.

Если контрольная лампа в положении ΙΙ переключателей горит, то это указывает на короткое замыкание в диоде.

Выпрямительную секцию с неисправным диодом замените.

Распаивайте выводы выпрямительной секции двумя паяльниками одновременно при отвернутой гайке клеммы присоединения фазной обмотки.

При установке новой секции имейте в виду, что нагревать место пайки можно не более чем на 150 °С в течение пяти секунд.

Более тщательную проверку диодов делайте с помощью специального прибора для проверки полупроводниковых приборов.

Сборку генератора производите в обратном порядке.

Контрольная проверка генератора

Исправность генератора и правильность его сборки определите проверкой частоты вращения ротора, при которой достигается напряжение 12,5 В при работе генератора без нагрузки и при полной нагрузке.

Проверку производите на испытательном стенде, состоящем из электродвигателя, позволяющего плавно изменять частоту крашения генератора до 3000 мин -1 , реостата, позволяющего создавать нагрузку до 40 А в цепи генератора, аккумуляторной батареи 6СТ–60–ЭМ, реостата в цепи обмотки возбуждения на 3–5 А и приборов

Можно использовать контрольно-испытательный стенд модели 533 ГАРО

Ремонт генераторов Г250П2, 665.3701–01 и 161.3771 автомобиля УАЗ-3151

Схема проверки генератора на простейшем стенде показана на рис. 10.

Для проверки генератора включите выключатель 10 и реостатом 9 отрегулируйте по вольтметру 8 напряжение 12,5 В.

Без нагрузки (включатель 6 выключен), когда генератор холодный, вольтметр 4 должен показывать 12,5 В при частоте вращения ротора не более 900 мин -1.

Затем включите выключатель 6 и, увеличивая частоту вращения ротора генератора, увеличьте нагрузку.

При нагрузке 28 А и напряжении 12,5 В (по вольтметру 4) частота вращения ротора должна быть не более 2100 мин -1 .

Во время этих испытаний поддерживайте реостатом напряжение на клемме «Ш» в пределах 12,5 В (по вольтметру 8). Генераторы 665.3701–01 и 161.3771

Разборку генератора 665.3701–01 проводите в следующем порядке:

  • 1. Отверните гайки крепления плюсового вывода генератора и отсоедините вывод конденсатора.
  • 2. Отверните два винта крепления кожуха к крышке.
  • 3. Отделите кожух от крышки, для чего отсоедините от генератора провода со штекерами.
  • 4. Отверните винт крепления щеткодержателя и снимите его.
  • 5. Отверните четыре гайки стяжных винтов и снимите крышку со стороны контактных колец вместе со статором.
  • 6. Отверните три гайки крепления разных выводов от выпрямительного блока и статор отделите от крышки.
  • 7. Отверните гайку крепления шкива.
  • 8. Снимите шкив, выбейте шпонку.
  • 9. Снимите крышку со стороны привода вместе с подшипником с вала ротора.

При необходимости замены регулятора напряжения отверните два винта, крепящие регулятор напряжения к кожуху, а затем два винта, крепящие регулятор напряжения к изоляционному основанию.

При необходимости отделения выпрямительного блока от крышки отверните контактный болт, гайку плюсового вывода, три винта крепления блока к крышке и разъедините вывод блока со штекером колодки.

Осмотрите и проверьте детали и узлы генератора.

Сборку генератора производите в обратном порядке.

Разборка и сборка генератора 161.3771 аналогичны.

Основное отличие заключается в отсутствии задней защитной крышки.

Регулятор напряжения расположен в корпусе щеткодержателя.

Щеточный узел

Убедитесь, что щетки целы, не заедают в щеткодержателях и надежно соприкасаются с контактными кольцами. Если щетки износились, замените их.

Перед установкой щеткодержателя на место продуйте гнездо в генераторе.

Выпрямительный блок Операции и приемы по проверке выпрямительного блока аналогичны Выпрямительному блоку ВБГ–1 описанным выше.

Конденсатор

Конденсатор служит для зашиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также снижения помех радиоприему.

При наличии в автомобиле радиоприемника повреждения конденсатора или ослабления его крепления на генераторе (ухудшение контакта с «массой») обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе.

Ориентировочно исправность конденсатора можно проверить мегомметром или тестером (на шкале 1–10 мОм).

Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно.

Емкость конденсатора, замеренная специальным прибором, должна быть 2,2 мкФ±20%.

Крышки

При осмотре обратите внимание на отсутствие повреждений крышек, особенно в местах расположения лап крепления, посадочных мест для подшипников.

Поврежденные крышки замените.

Контрольная проверка генератора

Ремонт генераторов Г250П2, 665.3701–01 и 161.3771 автомобиля УАЗ-3151

Для определения работоспособности и соответствия техническим характеристикам генератор проверяют на стенде по схеме, приведенной на рис. 11. Включите электродвигатель стенда.

Проверка производится непосредственно после того как генератор проработает 1,5 часа при частоте вращения ротора генератора 3000 мин -1 , токе нагрузки 40 А и напряжении 13 В при включенных переключателях.

При испытании постепенно повышайте частоту вращения ротора, пока напряжение по вольтметру не достигнет 13 В.

У исправного генератора сила тока отдачи должна быть не менее 55 (57*) А при частоте вращения ротора 5000 мин -1 . (* Для генератора 161.3771)

Если замеренная величина отдаваемого тока меньше, то это говорит о неисправностях в обмотках статора и ротора, о повреждении вентилей или износе контактных колец и щеток.

В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и диодов, чтобы определить место неисправности.

Напряжение на выходе генератора проверяется при частоте вращения ротора (3500±125) мин -1.

Ток генератора поддерживается с помощью реостата равным (18±0,9) А.

Замерьте напряжение на выходе генератора, которое должно быть в пределах, указанных в технических данных на данный тип генератора.

Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то замените регулятор напряжения контрольным, заведомо исправным, и повторите проверку.

Если напряжение по-прежнему не будет укладываться в указанные пределы, то необходимо проверить обмотки и диоды генератора.