~ САЛЬНИК, сальниковое уплотнение, уплотнение, применяемое в соединениях машин с целью герметизации зазоров между вращающимися и неподвижными деталями;

осуществляется манжетами, воротниками и другими деталями, надеваемыми на вал, или различными набивками (асбестовые, асбестопроволочные, резинотканевые и др.), закладываемыми в выточки или углубления (также называемые обычно сальник) крышек, корпусов и т. п. деталей.

~ САТЕЛЛИТ, зубчатое колесо планетарной передачи с подвижной осью вращения.
~ СВЕЧА ЗАЖИГАНИЯ, искровая запальная свеча, устройство для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах карбюраторного двигателя внутреннего сгорания искрой, образующейся между её электродами.

Свеча зажигания, ввёртываемая в головку цилиндров, состоит из стального корпуса с боковым электродом и изолятора с центральным электродом, на верхней части которого установлена контактная гайка.

Периодически в искровом промежутке между центральным и боковым электродами создаётся высокое напряжение и проскакивает искра.

Длина юбки изолятора определяет тепловую характеристику свечи зажигания. Короткая юбка обеспечивает хороший отвод тепла от изолятора к корпусу, и свеча с такой юбкой называется холодной.

Свеча зажигания с длинной юбкой называется горячей.

Холодные свечи зажигания применяют при длительной работе двигателя с большими нагрузками и на повышенном тепловом режиме.

Напряжение на центральном электроде свечи зажигания 10-30 кВ в поршневых и до 16 кВ в реактивных двигателях.

~ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕ (в двигателях внутреннего сгорания), образование горючей смеси.

Внешнее смесеобразование (вне цилиндра) осуществляется карбюратором (в карбюраторных двигателях) или смесителем (в газовых двигателях), внутреннее смесеобразование форсункой непосредственно в камере сгорания (напр., в цилиндре дизеля).

~ СТАРТЕР, основной агрегат пусковой системы двигателя, раскручивающий его вал до частоты вращения, необходимой для запуска.

Основные узлы стартера - двигатель, редуктор, устройства сцепления и расцепления с валом основного двигателя, пусковое устройство (для стартеров, которые не могут запускаться самостоятельно, напр., бензиновых, турбокомпрессорных).

Могут быть электрическими, пневматическими, механическими. Электрический стартер представляет собой, как правило, высокооборотный (до 13000 об/мин) постоянного тока электродвигатель.

~ СТУПИЦА, центральная, обычно утолщенная часть колеса, маховика и т. п. деталей. Имеет отверстие для оси или вала, соединена с ободом колеса спицами или диском.

~ СЦЕПЛЕНИЕ, сцепная муфта, механизм транспортных машин для передачи трансмиссии, безударное переключение передач и плавное трогание машины с крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач.

Сцепление обеспечивает кратковременное разъединение вала двигателя и вала места. В зависимости от числа ведомых дисков различают одно-, двух- и многодисковые сцепления.

Устанавливаемые в автомобилях сцепления обычно представляют собой одно- или двухдисковую муфту, диски которой сжаты пружинами.

Для обеспечения мягкости включения сцепления и уменьшения крутильных колебаний трансмиссии между фрикционными накладками дисков часто устанавливают плоские пружины, а крепление дисков к их ступицам производят через упругую муфту с витыми пружинами и т. п.