Рихтовка деталей кузова

Технология устранения деформаций кузова зависит от вида перекоса и характера деформаций деталей

Вмятины в панелях кузова и оперения, у которых металл после удара не растя­нут, чаще всего выравнивают выдавлива­нием или вытягиванием вогнутого участка до придания ему правильной кривизны и при необходимости последующей рихтов­кой выдавленной поверхности.

Образую­щиеся в панели при большом растяжении металла выпучины нельзя выправить рих­товкой, поскольку в процессе ее выполне­ния вершина выпучины может потерять устойчивость и переместиться на другую сторону листа.

Это обстоятельство, если учесть, что для устранения выпучины не­обходимо подсадить излишек металла, оп­ределяет способ ее правки.

Устранение деформаций в кузовных деталях рихтовкой

Для исправления вмя­тин и восстановления формы поверхно­стей элементов кузова используют ручной инструмент.

Большая номенклатура рихтовочных молотков предполагает применение того или иного молотка в зависимости от ха­рактера вмятины и формы поверхности.

Ряд молотков имеет отполированную бойковую часть, что позволяет достичь высо­кой чистоты правки, а в отдельных случа­ях производить устранение повреждений без разрушения лакокрасочного покры­тия.

Наковальни и фасонные плиты служат для поддержки листа во время выправле­ния вмятины молотком.

Форма и размеры плит и наковален выполнены с учетом наиболее часто встречающейся кривизны деталей кузова и дают возможность при­менять их при восстановлении различных участков кузова.

Рычаги предназначены для исправле­ния различных вмятин. Конструкция ры­чагов и длина некоторых из них предус­матривает их применение в труднодоступ­ных местах через технологические окна и отверстия в деталях кузова.

Восстановление формы кузовных де­талей с использованием рихтовочного ин­струмента

Правку выпучин выполняют в холодном или нагретом состоянии.

устранение выпучин кузова без нагрева

Устранение выпучин в холодном со­стоянии основано на растяжении металла по концентрическим окружностям или по радиусам от выпучины к неповрежденной части металла.

При правке обра­зуется плавный переход от наиболее вы­сокой части выпучины к окружающей ее поверхности панели.

Для этого по направ­лению от металла, окружающего выпучину, к выгнутой части поверхности наносят молотком последовательную серию уда­ров по кругу.

По мере приближения мо­лотка к границе выпучины силу удара уменьшают. Чем больше будет число ок­ружностей на панели при рихтовке, тем плавнее получится переход от выпучины к неповрежденной части металла.

Рихтовка

Правка деформированных поверхно­стей на прямолинейном участке лицевых панелей с использованием опорной плиты и киянки показана на рис. ).

Исправ­ление деформаций на деталях с некруглы­ми поверхностями выполняют с использо­ванием киянки и фасонных плит или на­ковален специального профиля (рис. б). На (рис. ( в ) показан процесс рихтовки незначительных вмятин на лицевых пане­лях кузова, таких как крыша, двери, ка­пот, крышка багажника, крылья и др.

По­следовательность исправления вмятин на деталях кузова, имеющих закругленную лицевую поверхность, представлена на рис. (г).

рихтовка небольших участков

Значительная пластическая деформа­ция, имеющая место при растягивании ме­талла для устранения выпучины рихтов­кой в холодном состоянии, увеличивает истинную поверхность металла на восста­навливаемом участке и ухудшает стой­кость его окисной пленки.

В результате коррозионная стойкость металла ухудша­ется.

Поэтому правку неровных (волни­стых, небольших вогнутых поверхностей) панелей кузовов и оперения выполняют без наклепа и увеличения площади метал­ла при помощи опорной плиты 2 и специ­ального молотка 1, имеющего насечку на рабочей части.

При устранении вмятин данным способом металл не растя­гивается, а длина панели 3 восстанавлива­ется до первоначальных форм и размеров.

Для восстановления поверхности кузовных деталей в легкодоступных местах применяют различные рихтовочные инст­рументы в соответствии с кривизной вос­станавливаемого профиля детали, т. е. с учетом радиусов, переходов различной кривизны и ребер жесткости.