Микропроцессорная система управления двигателем ЗМЗ-406:

  • - управляет электропитанием топливного насоса;
  • - управляет подачей бензина во впускной трубопровод каждого цилиндра в соответствии с циклами рабочего процесса двигателя;
  • - обеспечивает искру на свечах и корректирует угол опережения зажигания, гарантируя бездетонационную работу двигателя;
  • - управляет подачей воздуха в момент пуска.

Система состоит из электронного блока управления, комплекта датчиков, исполнительных устройств и соединительных проводов с разъемами.

Электронный блок управления — это специализированный компьютер, принимающий сигналы от датчиков и управляющий исполнительными элементами системы.

Схема комплексной системы управления работой двигателя ЗМЗ-406: 1 – датчик углового положения коленчатого вала (датчик синхронизации); 2 – датчик положения дроссельной заслонки; 3 – дроссельная заслонка; 4 – датчик массового расхода воздуха; 5 – электромагнитные форсунки; 6 – топливная рампа; 7 – регулятор дополнительного воздуха; 8 – датчик температуры воздуха во впускном трубопроводе; 9 – диагностический разъем; 10 – реле системы управления двигателем; 11 – реле топливного насоса; 12 – электронный блок управления двигателем; 13 – регулятор давления топлива; 14 – датчик детонации; 15 – катушки зажигания; 16 – лампа сигнализатора; 17 – топливный насос; 18 – топливный фильтр; 19 – датчик положения распределительного вала (фазы); 20 – свечи зажигания; 21 – датчик температуры охлаждающей жидкости

Микропроцессор блока управления по программе, введенной в память блока, и на основе данных, полученных от датчиков, рассчитывает необходимые параметры сигналов для исполнительных устройств.

Согласующие элементы блока управления передают эти сигналы исполнительным устройствам системы.

Датчики системы управления: синхронизации, положения распределительного вала, детонации, расхода воздуха, положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости и воздуха во впускном трубопроводе.

Исполнительные устройства: электромагнитные форсунки, катушки зажигания, регулятор добавочного воздуха, контрольная лампа сигнализатора, реле электробензонасоса и разгрузочное реле.

В случае выхода из строя датчика положения дроссельной заслонки, датчика массового расхода воздуха или датчика детонации, система переходит на резервный режим работы, который позволяет доехать до места ремонта.

О переходе на резервный режим система информирует водителя включением лампы сигнализатора КМСУД на панели приборов.

Работа двигателя в таком режиме не оказывает негативного влияния на его состояние, однако затрудняется пуск, ухудшается приемистость, повышается расход топлива и токсичность отработавших газов.

Электронный блок управления двигателем

Информация о настройках системы управления и неисправностях сохраняется в памяти блока и может быть считана через диагностический разъем.

При отключении аккумуляторной батареи информация о неисправностях стирается. Это не оказывает влияния на работу двигателя в дальнейшем, но может привести к временному ухудшению его эксплуатационных свойств.

Блок управления МИКАС 5.4 изготовлен на базе микропроцессора SАB80С517А фирмы SIEMENS.

Программное обеспечение хранится в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ, ROM) емкостью 32 Кбайт и оперативном запоминающем устройстве (03У).

На автомобили с двигателем ЗМЗ-4062, выпущенные до мая 1997 г., устанавливали блоки управления МИКАС 5.4 201.3763.001, в которых установлена микросхема ПЗУ 201.001.

С августа 1998 г. автомобили комплектуются блоками МИКАС 5.4 201.3763.003, в которых установлена микросхема ПЗУ 201.003, управляющая электровентилятором и компрессором кондиционера.

Блок управления диагностирует цепи датчиков и исполнительных устройств, а также проверяет исправность собственной схемы.

При обнаружении неисправности блок включает лампу сигнализатора КМСУЛ.

Система диагностики блока управления имеет несколько режимов работы.

Рабочий режим

При включенном зажигании электронный блок управления постоянно контролирует большинство входящих и выходящих сигналов.

О неисправностях, которые появляются и исчезают, блок информирует коротким (около 0,5 с) включением лампы сигнализатора. При этом коды неисправностей, появляющиеся чаще одного раза в две минуты, заносятся в память электронного блока.

Коды неисправностей, которые не появятся в течение двух часов, будут стерты из памяти.

О неисправности, которая постоянно присутствует в системе, информирует постоянно горящая лампа сигнализатора.

Режим вывода диагностической информации

В этом режиме электронный блок с помощью лампы сигнализатора отображает коды неисправностей, зафиксированные и сохраненные в памяти.

Каждой неисправности соответствует двух- или трехзначный световой код. Каждой цифре кода соответствует серия коротких (по 0,5 с) вспышек лампы. Между сериями следует пауза (около 1,5 с).

После того, как все цифры одного кода переданы (2 или 3 серии вспышек, в зависимости от того, двух- или трехзначный код) следует длинная (около 4 с) пауза.

Например: неисправность под кодом «131» будет передана в такой последовательности: одно короткое включение, короткая пауза, три коротких включения, короткая пауза, одно короткое включение, длинная пауза.

Код каждой неисправности повторяется трижды.

Режим работы с диагностическим оборудованием

Для более полной проверки системы управления двигателем к диагностическому разъему подключают специальный тестер 08Т-2.

Такую работу могут провести только специалисты, располагающие необходимым оборудованием.

Режим удаления кодов неисправностей

Коды неисправностей стираются из памяти при отключении аккумуляторной батареи.