Снятие и разборка карданной передачи ЗИЛ-5301
Для снятия карданной передачи с автомобиля надо отвернуть гайки крепления задней вилки-фланца карданного вала, снять шайбы и вынуть болты из отверстий фланцев, поддерживая при этом карданный вал.
После этого опустить конец вала вниз на площадку или деревянную подкладку.
Отвернуть болты крепления опоры промежуточного вала к раме, отвернуть гайки болтов крепления передней вилки-фланца, снять карданную передачу с автомобиля.
При снятии карданного вала или при установке вала на автобус нельзя пользоваться монтажной лопаткой или другими предметами, вставленными в шарнир для прокручивания карданного вала, так как это приводит к повреждению торцового уплотнения и преждевременному выходу из строя карданных шарниров.
Перед разборкой карданную передачу надо очистить от грязи и промыть в обезжиривающем растворе или в горячей воде.
Для разборки карданную передачу можно установить на слесарный верстак.
Снять ленту хомута 20, стопорную скобу 5 подушки и кронштейн 23 опоры
Отогнуть стопор 8
И отвернуть специальным радиусным ключом гайку 6 (см. рис.1) крепления подшипника опоры, разъединить карданные валы, вынув скользящую вилку 17 из шлицевой втулки 25.
Снять с подшипника опоры промежуточного карданного вала резиновую подушку 4, задний отражатель 6 (см. рис.2)
Спрессовать съемником модели И 803.25.00 или 20П-7968 шарикоподшипник 13 (см. рис. 2) опоры в сборе с крышкой 3, манжетами 2 и 7 и распорной втулкой 10.
Разбирать карданный шарнир рекомендуется только в случае выхода из строя его деталей.
Разбирать карданный шарнир рекомендуется только в случае выхода из строя его деталей.
Перед разборкой шарниров карданной передачи, находившейся длительное время в эксплуатации, рекомендуется с помощью кисти обильно смочить керосином места установки подшипников.
При разборке карданных шарниров следует пометить взаимное положение деталей, отогнуть ушки замочных пластин, отвернуть болты крепления этих пластин и снять замочные и опорные пластины.
Затем произвести разборку шарнира.
Категорически запрещается применять при разборке и сборке карданного шарнира молоток, так как при этом нарушается соосность отверстий в вилках под подшипники, из-за чего резко снижается долговечность карданного шарнира.
Разборку шарниров карданного вала надо производить с помощью универсального съемника модели И 803.26.000 (рис. 5), который исключает деформацию вилок, поломку подшипников и позволяет легко разбирать шарнир.
Основание 1 съемника имеет проушины для закрепления съемника на слесарном верстаке.
Опоры 2, имеющие базовую поверхность для вилок, фланцев и крестовин карданных шарниров, снабжены овальными отверстиями, которые в известных пределах позволяют перемещать опоры на основании в зависимости от размерности разбираемого шарнира.
Съемный стакан 3 представляет собой отрезок трубы, имеющий с двух концов отверстия различных диаметров.
С помощью наружной резьбы стакан закрепляется на наконечнике упорного винта либо одним, либо другим концом в зависимости от размера снимаемого подшипника.
Опорные колонки 8, ввернутые в отверстие основания, несут на себе траверсу 5 с упорным винтом 6 и прижимной гайкой 7.
Съемник позволяет при вращении упорного винта 6 упираться съемным стаканом 3 в проушину одной из вилок, в то время как вторая вилка шарнира лежит на опорах 2.
Дальнейшим вращением винта стакан 3 сближается с опорами, и подшипник крестовины входит в полость стакана.
Вращение упорного винта продолжается до такого положения, при котором подшипник легко выходит из отверстия проушины.
Разборка шарнира производится в два приема:
Сначала на опоры (рис. 6,(а)) устанавливается одна из вилок и подшипники выпрессовываются из сопряженной с ней вилки (которую условно назовем первой вилкой).
При втором приеме на специальные скосы опоры устанавливаются шипы крестовины первой вилки (с которой уже выпрессованы подшипники) и выпрессовываются подшипники из второй вилки (рис. 6,(б)).
Для выравнивания и удерживания труб карданов при работе съемников можно применять подставки.
Универсальный съемник используется и для сборки карданных шарниров.
При этом съемный стакан 3 (см. рис. 5) не применяется.
Запрессовка подшипников производится плоской частью 4 головки 1 (рис. 7) упорного винта при снятых опорах 2 (см. рис.5).
Спрессовывать торцовые уплотнения следует с двух смежных шипов осторожно, чтобы не повредить оставшиеся на двух других шипах вилки торцовые уплотнения.
Повторная установка торцовых уплотнений в шарнир недопустима, так как при этом нельзя обеспечить требуемого натяга торцового уплотнения на посадочном пояске шипа.