Снятие и разборка карданной передачи ЗИЛ-5301

Для снятия карданной передачи с автомобиля надо отвернуть гайки крепления задней вилки-фланца карданного вала, снять шайбы и вынуть болты из отверстий фланцев, поддерживая при этом карданный вал.

После этого опустить конец вала вниз на площадку или деревянную подкладку.

Отвернуть болты крепления опоры промежуточного вала к раме, отвернуть гайки болтов крепления передней вилки-фланца, снять карданную передачу с автомобиля.

При снятии карданного вала или при установке вала на автобус нельзя пользоваться монтажной лопаткой или другими предметами, вставленными в шарнир для прокручивания карданного вала, так как это приводит к повреждению торцового уплотнения и преждевременному выходу из строя карданных шарниров.

Перед разборкой карданную передачу надо очистить от грязи и промыть в обезжиривающем растворе или в горячей воде.

Для разборки карданную передачу можно установить на слесарный верстак.

Карданная передача: 1 - фланец-вилка; 2 - вилка; 3 - основной карданный вал; 4 - подушка опоры; 5 - скоба подушки; 6 - гайка крепления подшипника промежуточной опоры; 7, 18 - уплотнения; 8 - карданный вал заднего моста; 9 - вилка карданного вала; 10 - торцевое уплотнение; 11 - сальник игольчатого подшипника; 12 - замочная пластина; 13 - игольчатый подшипник крестовины; 14 - крестовина; 15 - опорная пластина; 16 - болт; 17 - скользящая вилка; 19 - масленка для смазывания подшипника промежуточной опоры; 20 - хомут; 21 - шплинт; 22 - замок хомута; 23 - кронштейн опоры; 24 - шарикоподшипник; 25 - шлицевая втулка; 26 - заглушка шлицевой втулки

Снять ленту хомута 20, стопорную скобу 5 подушки и кронштейн 23 опоры

Опора промежуточного вала: 3 - крышка; 2, 7 - уплотнительные кольца; 4 - подушка опоры; 8 - стопор; 10, 14 - распорные втулки;

Отогнуть стопор 8

Разъединение карданных валов

И отвернуть специальным радиусным ключом гайку 6 (см. рис.1) крепления подшипника опоры, разъединить карданные валы, вынув скользящую вилку 17 из шлицевой втулки 25.

Снятие подшипника промежуточной опоры с помощью съемника

Снять с подшипника опоры промежуточного карданного вала резиновую подушку 4, задний отражатель 6 (см. рис.2)

Спрессовать съемником модели И 803.25.00 или 20П-7968 шарикоподшипник 13 (см. рис. 2) опоры в сборе с крышкой 3, манжетами 2 и 7 и распорной втулкой 10.

Разбирать карданный шарнир рекомендуется только в случае выхода из строя его деталей.

Разбирать карданный шарнир рекомендуется только в случае выхода из строя его деталей.

Перед разборкой шарниров карданной передачи, находившейся длительное время в эксплуатации, рекомендуется с помощью кисти обильно смочить керосином места установки подшипников.

При разборке карданных шарниров следует пометить взаимное положение деталей, отогнуть ушки замочных пластин, отвернуть болты крепления этих пластин и снять замочные и опорные пластины.

Затем произвести разборку шарнира.

Категорически запрещается применять при разборке и сборке карданного шарнира молоток, так как при этом нарушается соосность отверстий в вилках под подшипники, из-за чего резко снижается долговечность карданного шарнира.

Универсальный съемник: 1 - основание съемника; 2 - опоры; 3 - съемный стакан; 4 - головка; 5 - траверса; 6 - упорный винт; 7 - гайка; 8 - опорные колонки;

Разборку шарниров карданного вала надо производить с помощью универсального съемника модели И 803.26.000 (рис. 5), который исключает деформацию вилок, поломку подшипников и позволяет легко разбирать шарнир.

Основание 1 съемника имеет проушины для закрепления съемника на слесарном верстаке.

Опоры 2, имеющие базовую поверхность для вилок, фланцев и крестовин карданных шарниров, снабжены овальными отверстиями, которые в известных пределах позволяют перемещать опоры на основании в зависимости от размерности разбираемого шарнира.

Съемный стакан 3 представляет собой отрезок трубы, имеющий с двух концов отверстия различных диаметров.

С помощью наружной резьбы стакан закрепляется на наконечнике упорного винта либо одним, либо другим концом в зависимости от размера снимаемого подшипника.

Опорные колонки 8, ввернутые в отверстие основания, несут на себе траверсу 5 с упорным винтом 6 и прижимной гайкой 7.

Съемник позволяет при вращении упорного винта 6 упираться съемным стаканом 3 в проушину одной из вилок, в то время как вторая вилка шарнира лежит на опорах 2.

Дальнейшим вращением винта стакан 3 сближается с опорами, и подшипник крестовины входит в полость стакана.

Вращение упорного винта продолжается до такого положения, при котором подшипник легко выходит из отверстия проушины.

Разборка шарнира производится в два приема:

Сначала на опоры (рис. 6,(а)) устанавливается одна из вилок и подшипники выпрессовываются из сопряженной с ней вилки (которую условно назовем первой вилкой).

Разборка шарнира карданной передачи

При втором приеме на специальные скосы опоры устанавливаются шипы крестовины первой вилки (с которой уже выпрессованы подшипники) и выпрессовываются подшипники из второй вилки (рис. 6,(б)).

Для выравнивания и удерживания труб карданов при работе съемников можно применять подставки.

Универсальный съемник используется и для сборки карданных шарниров.

При этом съемный стакан 3 (см. рис. 5) не применяется.

Запрессовка игольчатых подшипников шарниров карданных валов: 1 - пята съемника; 2 - карданный вал; 3 - станина съемника; 4 - крестовина карданного вала; 5 - корпус игольчатого подшипника

Запрессовка подшипников производится плоской частью  4 головки 1 (рис. 7) упорного винта при снятых опорах 2 (см. рис.5).

Спрессовывать торцовые уплотнения следует с двух смежных шипов осторожно, чтобы не повредить оставшиеся на двух других шипах вилки торцовые уплотнения.

Повторная установка торцовых уплотнений в шарнир недопустима, так как при этом нельзя обеспечить требуемого натяга торцового уплотнения на посадочном пояске шипа.