Главные тормозные цилиндры (ГТЦ) соединены двумя болтами в один узел с пневматическими камерами, которые являются пневматическими усилителями, и установлены на кронштейнах на передней панели кабины под капотом автомобиля для торможения колес передней оси и позади заднего моста для колес заднего моста
Главными причинами неисправности ГТЦ являются износ или потеря эластичности резиновой манжеты, износ рабочих поверхностей цилиндра и поршня, засорение компенсационного отверстия.
Разборка главного тормозного цилиндра
Для разборки ГТЦ надо выполнить следующие операции:
Отсоединить клеммовое соединение проводов от датчика уровня тормозной жидкости на крышке бачка ГГЦ;
Отсоединить от ГГЦ шланг, а от пневматической камеры трубку;
Демонтировать ГТЦ вместе с пневмокамерой с кронштейна, отвернув две гайки их крепления;
Отсоединить ГТЦ от пневмокамеры;
Очистить и промыть поверхность ГТЦ от грязи, минеральных масел и других загрязнений;
Отвернуть крышку 3 бачка вместе с датчиком и слить тормозную жидкость;
Расположить ГТЦ бачком вниз и, нажав несколько раз на поршень 13 (рис.1), удалить остатки тормозной жидкости из цилиндра;
Закрепить ГГЦ в тисках с мягкими губками;
Снять бачок с цилиндра, отвернув штуцер 5 его крепления;
Демонтировать соединительную муфту 10 и снять с помощью специальных щипцов упорное кольцо 11, придерживая поршень 13 от выпадения;
Усилием руки извлечь поршень из корпуса 17 главного цилиндра.
После разборки надо промыть все детали чистой тормозной жидкостью и внимательно их осмотреть.
Категорически запрещается попадание на детали минеральных масел бензина керосина или дизельного топлива так как даже следы этих жидкостей на деталях могут привести к разрушению резиновых манжет в собранном цилиндре
На рабочей поверхности главного тормозного цилиндра и поршня не допускается наличие ржавчины, рисок и других неровностей
Для устранения дефектов на зеркале ГТЦ допускается его хонингование, но в пределах размеров.
При наличии дефектов, вызывающих значительное увеличение диаметра «зеркала», корпус ГТЦ надо заменить.
При каждой разборке ГТЦ надо проверить упругость пружины 18 и заменить все резиновые манжеты, даже если по виду они еще в хорошем состоянии.
Для сборки главного тормозного цилиндра надо выполнить следующие операции:
Собрать поршень 13, установив новые резиновые манжеты 12 и 15;
Закрепить картер ГГЦ в тисках с мягкими губками;
Обильно смазать «зеркало» главного тормозного цилиндра и поршень с манжетами свежей, чистой тормозной жидкостью.
Установить в картер 17 пружину 18;
Направить поршень 13 в сборе в картер, поджимая пружину 18 до упора.
При прохождении рабочих кромок манжет через канавку под упорное кольцо рабочие кромки манжет надо притапливать тупым деревянным предметом;
Утопив поршень в цилиндр, установить с помощью специальных щипцов упорное кольцо 11;
Смазать рабочую поверхность цилиндра на глубину примерно 15 мм тонким слоем антикоррозийной смазки ДТ-1 по ТУ 38 УССР 2-01-116-76;
Установить на картер ГТЦ соединительную муфту 10;
Провести испытание ГТЦ на герметичность по следующей методике.
При открытом выводе А (рис. 2) переместить поршень, примерно, на 20 мм, затем заглушить вывод "А" и подвести к выводу "Б" вакуум 0,0635±0,0035 МПа; отключить источник вакуума краном 2.
При этом величина вакуума не должна изменяться в течение не менее 5 с или переместить поршень примерно на 20 мм и зафиксировать его.
Подать к выводу "А" сжатый воздух под давлением 0,15+0,02 МПа, а к отверстию "Б" подключить манометр.
В течение 5±1 с падение давления не допускается;
Установить на картер ГГЦ бачок 4 (см. рис.2) и закрепить его штуцером 5;
Заполнить бачок тормозной жидкость и прокачать.
Создать давление 0,3±0,03 МПа и зафиксировать шток, давление не должно падать более чем на 0,02 МПа в течение не менее 5 с.
Освободить поршень, при этом давление должно упасть до нуля.
Нажать на поршень, создав давление 14±1,4 МПа.
Зафиксировать шток.
Давление не должно изменяться в течение не менее 10 секунд на поверхности ГТЦ не должно быть следов тормозной жидкости;
Установить ГТЦ вместе с пневмокамерой на кронштейн на автобусе и закрепить их гайками;
Подсоединить к ГТЦ шланг, а к пневмокамере трубку;
Залить свежую тормозную жидкость в гидросистему привода тормозов;
Завернуть крышки бачков вместе с датчиками уровня тормозной жидкости;
Присоединить клеммовые соединения проводов к датчикам уровня тормозной жидкости на крышках банков ГТЦ;
Прокачать гидравлический привод тормозов и проверить работу ГГЦ, как описано выше.