Главные тормозные цилиндры (ГТЦ) соединены двумя болтами в один узел с пневматическими камерами, которые являются пневматическими усилителями, и установлены на кронштейнах на передней панели кабины под капотом автомобиля для торможения колес передней оси и позади заднего моста для колес заднего моста

Главными причинами неисправности ГТЦ являются износ или потеря эластичности резиновой манжеты, износ рабочих поверхностей цилиндра и поршня, засорение компенсационного отверстия.

Разборка главного тормозного цилиндра

Для разборки ГТЦ надо выполнить следующие операции:

Главный тормозной цилиндр: 1 - штекерный разъем; 2 - верхняя крышка с датчиком уровня тормозной жидкости; 3 - крышка бачка; 4 - бачок; 5 - штуцер бачка; 6 и 9 - уплотнительные кольца; 7 и 11 - упорные кольца; 8 - фильтр; 10 - соединительная муфта; 12 и 15 - уплотнительные манжеты; 13 - поршень; 14 - клапан поршня; 16 - держатель пружины; 17 - корпус; 18 - пружина; 19 - крышка корпуса

Отсоединить клеммовое соединение проводов от датчика уровня тормозной жидкости на крышке бачка ГГЦ;

Отсоединить от ГГЦ шланг, а от пневматической камеры трубку;

Демонтировать ГТЦ вместе с пневмокамерой с кронштейна, отвернув две гайки их крепления;

Отсоединить ГТЦ от пневмокамеры;

Очистить и промыть поверхность ГТЦ от грязи, минеральных масел и других загрязнений;

Отвернуть крышку 3 бачка вместе с датчиком и слить тормозную жидкость;

Расположить ГТЦ бачком вниз и, нажав несколько раз на поршень 13 (рис.1), удалить остатки тормозной жидкости из цилиндра;

Закрепить ГГЦ в тисках с мягкими губками;

Снять бачок с цилиндра, отвернув штуцер 5 его крепления;

Демонтировать соединительную муфту 10 и снять с помощью специальных щипцов упорное кольцо 11, придерживая поршень 13 от выпадения;

Усилием руки извлечь поршень из корпуса 17 главного цилиндра.

После разборки надо промыть все детали чистой тормозной жидкостью и внимательно их осмотреть.

Категорически запрещается попадание на детали минеральных масел бензина керосина или дизельного топлива так как даже следы этих жидкостей на деталях могут привести к разрушению резиновых манжет в собранном цилиндре

На рабочей поверхности главного тормозного цилиндра и поршня не допускается наличие ржавчины, рисок и других неровностей

Для устранения дефектов на зеркале ГТЦ допускается его хонингование, но в пределах размеров.

При наличии дефектов, вызывающих значительное увеличение диаметра «зеркала», корпус ГТЦ надо заменить.

При каждой разборке ГТЦ надо проверить упругость пружины 18 и заменить все резиновые манжеты, даже если по виду они еще в хорошем состоянии.

Для сборки главного тормозного цилиндра надо выполнить следующие операции:

Проверка вакуумом и давлением главного цилиндра на герметичность: 1 - вакуумметр; 2 - кран; 3 - манометр; 4 - клапан прокачки; 5 - бачок

Собрать поршень 13, установив новые резиновые манжеты 12 и 15;

Закрепить картер ГГЦ в тисках с мягкими губками;

Обильно смазать «зеркало» главного тормозного цилиндра и поршень с манжетами свежей, чистой тормозной жидкостью.

Установить в картер 17 пружину 18;

Направить поршень 13 в сборе в картер, поджимая пружину 18 до упора.

При прохождении рабочих кромок манжет через канавку под упорное кольцо рабочие кромки манжет надо притапливать тупым деревянным предметом;

Утопив поршень в цилиндр, установить с помощью специальных щипцов упорное кольцо 11;

Смазать рабочую поверхность цилиндра на глубину примерно 15 мм тонким слоем антикоррозийной смазки ДТ-1 по ТУ 38 УССР 2-01-116-76;

Установить на картер ГТЦ соединительную муфту 10;

Провести испытание ГТЦ на герметичность по следующей методике.

При открытом выводе А (рис. 2) переместить поршень, примерно, на 20 мм, затем заглушить вывод "А" и подвести к выводу "Б" вакуум 0,0635±0,0035 МПа; отключить источник вакуума краном 2.

При этом величина вакуума не должна изменяться в течение не менее 5 с или переместить поршень примерно на 20 мм и зафиксировать его.

Подать к выводу "А" сжатый воздух под давлением 0,15+0,02 МПа, а к отверстию "Б" подключить манометр.

В течение 5±1 с падение давления не допускается;

Установить на картер ГГЦ бачок 4 (см. рис.2) и закрепить его штуцером 5;

Заполнить бачок тормозной жидкость и прокачать.

Создать давление 0,3±0,03 МПа и зафиксировать шток, давление не должно падать более чем на 0,02 МПа в течение не менее 5 с.

Освободить поршень, при этом давление должно упасть до нуля.

Нажать на поршень, создав давление 14±1,4 МПа.

Зафиксировать шток.

Давление не должно изменяться в течение не менее 10 секунд на поверхности ГТЦ не должно быть следов тормозной жидкости;

Установить ГТЦ вместе с пневмокамерой на кронштейн на автобусе и закрепить их гайками;

Подсоединить к ГТЦ шланг, а к пневмокамере трубку;

Залить свежую тормозную жидкость в гидросистему привода тормозов;

Завернуть крышки бачков вместе с датчиками уровня тормозной жидкости;

Присоединить клеммовые соединения проводов к датчикам уровня тормозной жидкости на крышках банков ГТЦ;

Прокачать гидравлический привод тормозов и проверить работу ГГЦ, как описано выше.