Двухсекционный тормозной кран служит для управления исполнительными механизмами рабочей тормозной системы автомобиля. двухсекционный тормозной кран установлен на щите передней части кабины
Разборка и сборка крана
Для разборки кран надо установить в тиски с мягкими губками, закрепив за технологические пробки, ввернутые в корпуса 6 и 11 толкателем 1 вверх.
Разборку крана надо начинать с демонтажа толкателя 1, после чего надо снять плиту 12 и верхний поршень 9 в сборе.
Демонтаж упругого элемента 10 из верхнего поршня 9 производится только в крайних случаях, так при этом нарушается регулировка положения шпильки.
Для этого нужно, удерживая поршень 9 через матерчатую салфетку, отвернуть гайку 17 и шпильку 2. После чего упругий элемент 10 легко вынимается из поршня 9.
Перевернуть кран в тисках на 180° и снять круглогубцами упорное кольцо 19.
Вынуть из корпуса 6 клапан 5 атмосферного вывода в сборе и клапан 4 нижней секции вместе с резиновым уплотнительным кольцом, упорным кольцом и пружиной 24.
Отвернуть болты 16 и снять, придерживая рукой, корпус 6.
Вынуть из корпуса 11 пружину 24 и малый поршень 3.
Зажав двумя пассатижами через специальные прокладки, вынуть большой поршень 7.
Для демонтажа клапана 8 верхней секции надо круглогубцами снять упорное кольцо 21 и вынуть клапан вместе с обоймой 23, опорными кольцами, конической пружиной 22, колпачком и резиновыми уплотнительными кольцами.
Для снятия глушителя шума надо снять с него круглогубцами замочное кольцо.
После разборки детали двухсекционного тормозного крана надо промыть чистым бензином или ацетоном, просушить и тщательно осмотреть.
На поверхности корпусных деталей не допускается наличие трещин, волосовин и других заметных глазом дефектов.
Детали надо очистить от ржавчины и пригара. Все резиновые детали необходимо заменить.
Перед сборкой детали двухсекционного тормозного крана надо рукой смазать тонким слоем смазки Циатим – 221.
Сборку клапанов, резиновых уплотнительных колец и других резиновых деталей надо производить осторожно, не допуская их повреждения.
Наличие на поверхности этих деталей рисок, порезов и других дефектов не допускается.
Сборку крана надо начинать с установки клапана верхней секции 8 в корпус 11.
Последовательность установки деталей клапана 8 должна соответствовать рис.1.
При установке опорного кольца 26 его буртик должен быть ориентирован в сторону конической пружины 22.
Придерживая клапан оправкой, установить упорное кольцо 21 в канавку с помощью круглогубцев.
далее необходимо установить большой поршень 7, малый поршень 3, пружину 24, которая отличается от пружины 25 верхнего поршня меньшей длиной, резиновое уплотнительное кольцо и нижний корпус 6.
Закрепить нижний корпус 6 болтами 16 с пружинными шайбами.
После этого в корпус 6 надо поставить клапан атмосферного вывода в сборе 5 и закрепить его упорным кольцом 19 с помощью круглогубцев.
Перевернуть кран в тисках на 180°.
Подсобрать верхний поршень 9 с упругим элементом 10, резиновым кольцом и тарелкой 18, завернуть шпильку 2.
Перед установкой верхнего поршня 3 (рис. 2) надо замерить расстояние «С» выступание хвостовика поршня над клапаном 6.
Отрегулировать шпилькой 1 расстояние d, равное C+0,8мм , между шпилькой и малым поршнем 5 и законтрить шпильку гайкой.
Установить собранный поршень 9 (см. рис.1) в корпус 11 на пружину 25 и при необходимости прижать его зажимом.
Затем необходимо в соответствии с рис.1 установить резиновые уплотнительные кольца, плиту 12 и толкатель 1.
Регулировка и проверка двухсекционного тормозного крана
Установить кран на испытательный стенд и подключить его по схеме, показанной на рис. 3. Затем выполнить следующее.
Три раза переместить толкатель. При этом не должно быть заеданий и он должен быстро возвращаться в исходное положение.
Подать воздух под давлением 0,75 МПа в выводы 11 и 12 и трижды переместить толкатель до упора и обратно.
Давление в выводах 21 и 22 при этом должно изменяться от 0 до давления в выводах 11 и 12 и обратно.
При перемещении толкателя на h = 1,9-3,0 мм в выводе 21 должно появиться давление.
При достижении в выводе 21 давления 0,05 МПа давление в выводе 22 должно быть не менее 0,025 МПа. При этом ход толкателя должен превышать 1,9 мм.
Опережение давления в выводе 21 по отношению к давлению в выводе 22 может сохраняться по всему диапазону давлений, но не превышать 0,025 МПа.
Первоначальный скачок давления в выводах 21 и 22 не должен превышать 0,02 МПа.
При достижении в выводе 21 давления 0,3 МПа ход толкателя должен быть 5,8-8,0 мм.
При достижении в выводе 21 давления 0,75 МПа ход толкателя должен быть 8,4-10,8 мм.
Общий ход толкателя должен составлять 12,5-15,7 мм.
При плавном перемещении толкателя давление на выводах 21 и 22 после начального скачка должно плавно повышаться, а при отпускании толкателя — плавно понижаться.
Подать воздух под давлением 0,75 МПа в вывод 11 и переместить толкатель до упора. При этом в выводе 21 давление должно измениться от 0 до 0,75 МПа.
Подать воздух под давлением 0,75 МПа в выводы 12 и переместить толкатель до упора. При этом в выводе 22 давление должно измениться от 0 до 0,75 МПа.
При проверке крана на герметичность он должен быть герметичен при любом положении толкателя. Проверку надо производить:
- при отпущенном толкателе и давлении 0,75 МПа в выводах 11 и 12;
- при нажатом до упора толкателе и давлении 0,75 МПа в выводах 11 и 12;
- при нажатом до упора толкателе и давлении 0,75 МПа в выводе 11,
При обмыливании появление пузырьков воздуха не допускается в течение 1 мин.
После установки крана на автобус необходимо отрегулировать его привод.
Привод двухсекционного тормозного крана состоит из педали и ролика на оси, установленного с эксцентриситетом, с гайкой.
Нужное положение педали на полу кабины устанавливают вращением оси ролика, установленного с эксцентриситетом. Педаль в исходное положение возвращается пружиной.
Педаль после нажатия должна легко возвращаться в исходное положение.
Если этого не происходит, следует проверить работу оттяжной пружины и перемещение педали на оси, которое должно быть свободным.
Полностью нажатая педаль рабочей тормозной системы не должна доходить до пола
В случае необходимости нужно отрегулировать ход педали с помощью упорных винтов на педали