Сцепление – однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной диафрагменного типа
Оно расположено в алюминиевом картере, прикрепленном болтами к блоку двигателя и конструктивно объединенном с коробкой передач.
Привод сцепления – гидравлический.
Кожух сцепления соединен с маховиком шестью болтами.
В маховике имеются три штифта, которые при установке входят в соответствующие отверстия кожуха, центрируя его.
Тремя парами упругих стальных пластин с заклепками кожух соединен с нажимным диском.
Другими тремя пластинами кожух соединен с упорным фланцем, обращенным к подшипнику выключения сцепления («выжимному»).
Этот узел в сборе («корзина» сцепления) отбалансирован на стенде, поэтому заменять его следует целиком.
Замена необходима при сильном износе поверхности нажимного диска или «осадке» пружины.
Ведомый диск в сборе с пружинным демпфером крутильных колебаний установлен между маховиком и кожухом сцепления и может перемещаться по шлицам первичного вала коробки передач.
Диск заменяют при биении в зоне накладок более 0,5 мм, их растрескивании, задирах или неравномерном износе, а также, если расстояние от поверхности накладки до заклепок менее 0,2 мм.
Подшипник выключения сцепления установлен на муфте, которая при включении-выключении сцепления перемещается по направляющей втулке, воздействуя на упорный фланец диафрагменной пружины.
При выключенном сцеплении между подшипником и упорным фланцем должен быть зазор, который определяется свободным ходом толкателя вилки выключения сцепления (см. Как отрегулировать привод сцепления ВАЗ-2121).
Подшипник не требует обслуживания и смазки. Его заменяют в случае повышенного шума при включении сцепления.
Вилка выключения сцепления – стальная штампованная, находится в картере сцепления и качается на шаровой опоре (под нее на вилке выштамповано углубление).
К шаровой опоре вилка поджимается пластинчатой пружиной (приклепанной в средней части вилки).
Концы вилки упираются в муфту подшипника выключения сцепления и поджимаются к ней фигурной пружиной.
Отверстие для вилки сцепления в картере закрыто резиновым гофрированным чехлом.
Вилка постоянно поджимается к толкателю рабочего цилиндра оттяжной пружиной.
Педаль сцепления подвешена на оси в кронштейне.
Для облегчения усилия при включении сцепления на ее верхнем конце закреплена сервопружина.
Для гарантированного возврата педали в исходное положение служит возвратная пружина (более слабая).
Педаль шарнирно соединена с толкателем, который входит в выемку поршня главного цилиндра сцепления.
Главный цилиндр закреплен в моторном отсеке на двух шпильках, приваренных к кронштейну педалей.
Главный цилиндр соединен стальной трубкой и резиновым шлангом с рабочим цилиндром, закрепленным на картере сцепления двумя болтами.
При нажатии на педаль поршень главного цилиндра сжимает жидкость, поршень рабочего цилиндра выдвигается и через толкатель воздействует на вилку выключения сцепления.
При отпускании педали вилка под действием оттяжной пружины давит на толкатель, возвращая поршни в исходное положение.
В гидроприводе сцепления используется тормозная жидкость DOT-3 или DOT-4.
Ее запас находится в бачке, соединенном с главным цилиндром резиновым шлангом.
Под крышкой бачка находится резиновая гофрированная диафрагма, изолирующая полость бачка от атмосферной влаги и пыли.
Для прокачки гидропривода (при замене его деталей или смене жидкости) предусмотрен штуцер на рабочем цилиндре.
Диагностика неисправностей сцепления
Причина неисправности - Метод устранения
Сцепление пробуксовывает (не полностью включается)
При резком нажатии на педаль акселератора двигатель набирает обороты, но автомобиль почти не разгоняется (это особенно заметно при движении на подъем); может ощущаться запах перегретых фрикционных накладок; возрастает расход топлива:
- - Неправильная регулировка привода сцепления (отсутствует свободный ход педали) - Отрегулируйте привод
- - Замасливание маховика, нажимного диска, фрикционных накладок ведомого диска - Тщательно промойте уайт-спиритом или бензином замасленные поверхности и насухо протрите их. Сильно замасленный ведомый диск замените. Устраните причину замасливания (течь масла через сальник двигателя и/или коробки передач)
- - Сильный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска - Замените ведомый диск
- - Снижение усилия диафрагменной пружины - Замените нажимной диск с кожухом («корзину» сцепления)
- - Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач - Очистите шлицы от грязи, мелкие повреждения устраните надфилем.
При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки передач. Перед сборкой нанесите на шлицы смазку Литол-24 или ШРУС-4
- - Засорено компенсационное отверстие главного цилиндра сцепления - Разберите главный цилиндр, промойте и очистите детали. Замените его уплотнения и жидкость в гидроприводе
- - Поршень главного цилиндра сцепления медленно возвращается в исходное положение из-за разбухания резиновых манжет - Замените манжеты или цилиндр в сборе. При подозрении на попадание бензина или других растворителей в жидкость гидропривода сцепления замените ее
Сцепление ведет (не полностью выключается)
Затруднено переключение передач переднего хода, передача заднего хода включается с шумом:
- - Неправильная регулировка привода сцепления (мал полный ход педали, увеличен ее свободный ход) - Отрегулируйте привод
- - В систему гидропривода попал воздух (педаль «мягкая») - Прокачайте систему, подтяните соединения. При утечке из главного или рабочего цилиндров замените их манжеты или цилиндры в сборе
- - Деформирована вилка выключения сцепления - Замените вилку
- - Ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок, коробление ведомого диска (торцевое биение более 0,5 мм) - Замените диск
- - Сильный и неравномерный износ, задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска - Проточите или замените маховик. При повреждении поверхности нажимного диска замените кожух с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления)
- - Перекос или коробление нажимного диска - Замените кожух с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления)
- - Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач - Очистите шлицы от грязи, мелкие повреждения устраните надфилем.
При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки передач. Перед сборкой, нанесите на шлицы, свежую смазку Литол-24 или ШРУС-4
- - Ослабление заклепок соединительных пластин кожуха сцепления или диафрагменной пружины, поломка пластин - Замените кожух с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления)
- - Заклинил выжимной подшипник - Замените подшипник
Сцепление не выключается (педаль «проваливается»):
- - Сильно деформирована или сломана вилка выключения сцепления - Замените вилку
- - Воздух в системе гидропривода - Прокачайте систему, подтяните соединения. При утечке из главного или рабочего цилиндров замените цилиндры в сборе
Сцепление не выключается (педаль «проваливается»)
Кратковременно включить сцепление удается только резким нажатием на педаль:
- - Сильный износ, дефекты зеркала главного цилиндра; грязь в цилиндре - Замените цилиндр
- - Износ или дефект манжеты главного цилиндра - Замените цилиндр в сборе
Рывки при трогании:
- Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач - Очистите шлицы от грязи, мелкие повреждения устраните надфилем.
При значительном износе или повреждении шлицев замените диск и/или первичный вал коробки передач. Перед сборкой нанесите на шлицы смазку ШРУС-4 или Литол-24
- - Деформация ведомого диска - Замените ведомый диск
- - Ослабление крепления фрикционных накладок ведомого диска, сильный износ или трещины на накладках - Замените ведомый диск
- - Потеря упругости пружинных пластин ведомого диска - Замените ведомый диск
- - Значительная осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний, износ окон под пружины - Замените ведомый диск
- - Задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска - Проточите или замените маховик или кожух сцепления с нажимным диском в сборе («корзину» сцепления)
Дребезжание, стук или шум при включении сцепления:
- - Значительная осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний, износ окон под пружины - Замените ведомый диск
- - Деформация ведомого диска - Замените ведомый диск
- - Ослабление крепления фрикционных накладок ведомого диска, сильный износ или трещины на накладках - Замените ведомый диск
Равномерный шум при выключенном сцеплении:
- - Износ выжимного подшипника или отсутствие в нем смазки - Замените подшипник
- - Износ переднего подшипника первичного вала коробки передач (в торце коленчатого вала) или отсутствие в нем смазки – Замените подшипник
Скрип педали сцепления:
- - Не смазаны пластмассовые втулки педали - Смажьте втулки Литолом-24 или ШРУС-4
- - Сильно изношены пластмассовые втулки педали - Замените втулки, перед установкой смажьте их Литолом-24 или ШРУС-4
После отпускания педали сцепления она не возвращается в исходное положение:
- - Воздух в системе гидропривода - Прокачайте систему, подтяните соединения
- - Потеряла упругость или сломана возвратная пружина педали и/или вилки сцепления - Замените пружину (пружины)