Коробка отбора мощности (КОМ) — одноступенчатая, крепится к картеру коробки передач с правой стороны и предназначена для привода вспомогательных агрегатов
Коробка изготавливается в двух вариантах: с насосом (рис. 1) и фланцем (рис. 2).
Включайте коробку отбора мощности при давлении воздуха в пневмосистеме автомобиля не менее 500 кПа (5 кгс/см 2) и выключенном сцеплении.
Между фланцами картеров коробки передач и отбора мощности установлены регулировочные прокладки, с помощью которых отрегулирован боковой зазор в зацеплении шестерен (по шуму).
При необходимости замены прокладок на новые их толщина должна быть сохранена.
Управление коробкой отбора мощности, пневматическое, состоит из крана управления, механизма включения и воздухопроводов.
Для обеспечения дистанционного включения коробки отбора мощности в кабине справа от водителя, на нижней кромке панели приборов, на кронштейне установлен кран управления.
При выключенной коробке отбора мощности рычаг 8 (рис. 3) находится в верхнем положении, шток 7 в правом положении.
Клапан 3 под действием пружины 2 поджат к селу 4 и воздух через кран не поступает.
При включении коробки отбора мощности рычаг крана 8 переводится в нижнее положение.
Шток 7 перемещается в крайнее левое положение, давит на клапан 3 и отодвигает его от седла 4.
Сжатый воздух по воздухопроводам поступает в диафрагменную камеру механизма включения.
Диафрагма 6 (см. рис. 1) через шток 10 с вилкой 9 вводит шестерню 5 ведомого вала в зацепление с ведущей шестерней 3.
При выключении коробки отбора мощности рычаг крана 8 (см. рис. 3) переводится в верхнее положение.
Шток 7 под действием пружины 5 перемещается в крайнее правое положение, отрываясь при этом от клапана 3.
Через отверстие в штоке 10 (см. рис. 1) камера механизма включения коробки сообщается с атмосферой, воздух из камеры выпускается и под действием пружины шток с вилкой 9 выводит шестерню ведомого вала 14 из зацепления с ведущей шестерней 3.
Одновременно с выпуском воздуха в атмосферу клапан 3 (см. рис. 3) под действием пружины 2 прижимается к седлу 4 и разобщает входное и выходное отверстия крана.
Коробка дополнительного отбора мощности
Отбор мощности производится от первичного вала раздаточной коробки через подвижную муфту 2 (рис. 4) и предназначен для привода лебедки.
Работа коробки дополнительного отбора мощности возможна при нейтральном положении муфты переключения передач раздаточной коробки.
Для смазки подшипников шестерен и валов в коробке дополнительного отбора мощности установлен плунжерный насос.
Насос состоит из поршня 17 с нагнетательным клапаном 18, предохранительного клапана 20 и корпуса 22.
Поршень с шатуном установлен на эксцентрике вала 3 и при его вращении поступательно перемещается.
Для предотвращения чрезмерного давления с увеличением частоты вращения всасывающий клапан выполнен дифференциального типа с цилиндрической пружиной.
Масло забирается через трубку,1 соединенную с масляной ванной раздаточной коробки, и из насоса поступает к подшипникам шестерен через каналы, выполненные в валу 3 и в первичном валу раздаточной коробки.
Часть масла проникает через зазоры и смазывает подшипники валов.
Для обеспечения дистанционного включения коробки дополнительного отбора мощности в кабине, справа от водителя на нижней кромке панели приборов, на кронштейне установлен кран управления.
При выключенной коробке дополнительного отбора мощности рычаг 8 (см. рис. 3) находится в верхнем положении, шток 7 — в правом положении.
Клапан под действием своей пружины поджат к седлу 4 и воздух через кран не поступает.
При перемещении рукоятки в нижнее положение шток 7 перемещается в крайнее левое положение, давит на клапан и отодвигает его от седла.
Сжатый воздух поступает в камеру включения и включает коробку дополнительного отбора мощности, сжимая пружину 8 (см. рис. 4).
При выключении коробки дополнительного отбора мощности рычаг крана переводится в верхнее положение.
Шток под действием пружины перемещается в крайнее переднее положение, отрываясь при этом от клапана.
Через отверстие в штоке камера включения коробки сообщается с атмосферой, воздух из камеры выпускается, и пружина выключает коробку.
Одновременно с выпуском воздуха в атмосферу клапан под действием пружины прижимается к седлу и разобщает входное и выходное отверстия крана.
Рычаг крана управления фиксируется в выключенном положении винтом, установленным на кронштейне крана.
При длительной работе коробки дополнительного отбора мощности не должно наблюдаться повышенного нагрева подшипников первичного вала раздаточной коробки и вала отбора мощности.
Повышенный нагрев свидетельствует о неисправности в масляном насосе.
Исправность насоса проверяйте вдвоем.
Для проверки работы насоса:
- - затяните до отказа рычаг стояночного тормоза;
- - установите в нейтральное положение рычаг включения передач раздаточной коробки;
- - отключите лебедку, для чего рычаг на правом лонжероне рамы опустите вниз;
- - выверните заглушку 19 в корпусе насоса;
- - пустите двигатель, включите коробку дополнительного отбора мощности и одну из передач в коробке передач;
- - определите исправность насоса, закрыв отверстие под заглушку пальцем.
При исправном насосе ощущается пульсация масла в отверстии под заглушку.
Работать при неисправном насосе запрещается.