Рулевое управление автомобиля может быть укомплектовано тремя видами вариантов

Рулевой механизм без усилителя показан на рисунке 1

Рулевой механизм оснащен гидроусилителем (рис. 2), на части автомобилей может быть установлен электроусилитель

Рулевое управление – травмобезопасное с рулевым механизмом 11 (рис. 1), представляющим собой червячный редуктор.

Рулевой привод включает в себя три тяги – среднюю 3 (см. рис. 1) и две боковые тяги 1, а также сошку 2, маятниковый рычаг 4 с кронштейном 10, закрепленным на правом лонжероне, и поворотные рычаги 9 поворотных кулаков 7.

Рис. 1. Рулевой механизм без гидроусилителя: 1 - боковая тяга; 2 - сошка; 3 - средняя тяга; 4 - маятниковый рычаг; 5 - регулировочная муфта; 6 - шаровая опора подвески; 7 - правый поворотный рычаг; 8 - шаровой шарнир подвески; 9 - рычаг правого поворотного кулака; 10 - кронштейн маятникового рычага; 11 - рулевой механизм; 12 - лонжерон кузова

Рулевое управление ВАЗ-2123 с механической связью и гидроусилителем.

Рулевой механизм типа «винт шариковая гайка сектор» с распределительным клапаном.

Рулевая трапеция образована тремя рулевыми тягами (одна средняя и две боковых), сошкой, маятниковым рычагом и рычагами поворотных кулаков.

Боковые тяги состоят из двух наконечников, соединенных резьбовой разрезной муфтой.

На внутреннем (коротком) наконечнике правая резьба, на наружном левая.

На соединительной муфте резьба также разного направления, поэтому при ее поворачивании длина боковой тяги увеличивается или уменьшается, что нужно для регулировки схождения колес.

Муфта фиксируется на наконечниках стяжными хомутами. На концах рулевых тяг находятся шаровые шарниры.

Их пальцы имеют конусную посадку в поворотных рычагах и зафиксированы гайками со шплинтами.

Кронштейн маятникового рычага прикреплен к правому лонжерону двумя болтами с самоконтрящимися гайками.

В корпусе кронштейна установлены два подшипника, в которых вращается ось маятникового рычага.

Рис. 2. Рулевой механизм с гидроусилителем: 1 - насос гидроусилителя рулевого управления; 2 - прокладка; 3 - болт; 4 - шланг высокого давления; 5 - подводящий шланг; 6 - пробка бачка с указателем уровня жидкости; 7 - бачок; 8 - винтовой хомут; 9 - рулевой механизм; 10 - шланг низкого давления

В систему гидравлического усилителя входят: лопастной насос, бачок для рабочей жидкости, радиатор для охлаждения рабочей жидкости, шланги подвода и отвода жидкости и рулевой механизм.

Рулевой механизм прикреплен тремя болтами с самоконтрящимися гайками к левому лонжерону.

Насос закреплен на кронштейне с левой стороны двигателя. Вал насоса приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.

Гидравлическая жидкость из бачка подается насосом под высоким давлением к распределителю, расположенному в рулевом механизме и механически соединенному с валом рулевой колонки.

При повороте рулевого колеса распределительный клапан соединяет одну из полостей силового цилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую полость со сливом.

Силовой цилиндр преобразует перепад давлений в дополнительное усилие, воздействующее через гайку-поршень на сектор сошки рулевой трапеции и далее на передние колеса.

Из полости слива жидкость по шлангу поступает к радиатору гидроусилителя, где происходит ее охлаждение.

Далее гидравлическая жидкость поступает в бачок.

При отказе усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.

Рулевой вал двухзвенный, состоит из верхнего вала рулевого управления и промежуточного.

Верхний вал вращается на двух подшипниках, установленных в трубе кронштейна вала. На верхнем шлицевом конце вала самоконтрящейся гайкой закреплено рулевое колесо.

Промежуточный вал имеет на концах карданные шарниры с разрезными шлицевыми наконечниками, стягиваемыми болтами; нижний соединен с валом винта рулевого механизма, верхний с верхним рулевым валом.

Травмобезопасность рулевого управления обеспечивается складыванием рулевого вала за счет карданных шарниров и особого крепления кронштейна рулевого вала.

Рис. 3. Элементы рулевой колонки: 1 - промежуточный вал с шарниром; 2 - карданный шарнир; 3 - стяжной болт; 4 - верхний кожух; 5 - выключатель зажигания; 6 - рулевое колесо; 7 - вал рулевого управления; 8 - рычаг регулировки наклона рулевой колонки; 9 - уплотнительное кольцо; 10 - нижний кожух; 11 - кронштейн рулевой колонки

Вал рулевой колонки составной из двух частей – промежуточного вала 1 с шарниром (рис. 3) и вала 7 рулевой колонки.

На верхнем конце вала 7 на конических шлицах закреплено рулевое колесо 6, на нижнем конце установлен карданный шарнир 2.

Возможные неисправности рулевого управления без гидроусилителя и способы устранения

- Причина неисправности    

Способ устранения

Увеличенный свободный ход рулевого колеса

- Неправильная регулировка бокового зазора механизма рулевого управления

Отрегулируйте боковой зазор механизма рулевого управления

- Износ шаровых шарниров рулевой трапеции

Замените шаровые шарниры

- Износ подшипников маятникового рычага

Замените маятниковый рычаг, статья - "Маятник замена и ремонт"

- Ослабление гайки крепления сошки

Затяните гайку

- Ослабление затяжки гайки крепления рулевого колеса

Затяните гайку

Заедание в механизме рулевого управления

- Неправильная регулировка бокового зазора механизма рулевого управления

Отрегулируйте боковой зазор механизма рулевого управления

- Износ ролика или червяка

Замените изношенные детали

Подтекание масла из картера механизма рулевого управления

- Износ или повреждение рабочей кромки сальников

Замените дефектные сальники

- Повышенный уровень масла

Восстановите требуемый уровень масла

- Повреждение прокладок или ослабление затяжек болтов крепления крышек картера

Замените прокладки или затяните болты крепления крышек

Шум (стук) в рулевом управлении

- Отсутствие масла в картере рулевого управления

Устраните причину вытекания масла и залейте новое масло в картер

- Разрушение рабочих поверхностей червяка и ролика

Замените поврежденные детали

- Увеличенный зазор в подшипниках маятникового рычага

Замените подшипники или маятниковый рычаг в сборе с кронштейном

- Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг

Замените наконечники или рулевые тяги

- Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг

Проверьте и затяните гайки

- Ослабление болтов крепления рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага

Проверьте и затяните гайки болтов

- Ослабление гаек крепления поворотных рычагов

Затяните гайки

- Ослабление болтов крепления вала рулевого управления

Затяните гайки болтов

- Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес

Отрегулируйте зазор

Ощутимые на рулевом колесе вибрация и толчки (при исправных и отбалансированных колесах и нормальном давлении в шинах)

- Не отрегулирован механизм рулевого управления

Отрегулируйте механизм рулевого управления

- Ослабление гаек стяжных болтов карданных шарниров

Затяните гайки крепления

- Люфт в шаровых шарнирах рулевой трапеции

Замените шаровые шарниры

- Ослабление затяжки креплений деталей рулевого управления

Проверьте и затяните ослабленные крепления деталей рулевого управления

Увод автомобиля от прямолинейного движения в какую-либо сторону

- Неодинаковое давление в шинах

Проверьте и установите нормальное давление

- Нарушены углы установки передних колес

Проверьте и отрегулируйте углы установки колес

- Различная осадка пружин передней подвески

Замените непригодные пружины

- Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески

Проверьте кулаки и рычаги, дефектные детали замените

- Неполное растормаживание одного или нескольких колес

Проверьте состояние тормозной системы

Износ шин передних колес в виде пятен

- Низкое давление в шинах передних колес

Установите нормальное давление в шинах

- Не отрегулирован механизм рулевого управления

Отрегулируйте механизм рулевого управления

Возможные неисправности ГУР, их причины и способы устранения

- Причина неисправности

Способ устранения

Шум насоса на всех режимах работы

- Изношены подшипники вала насоса

Замените насос

Повышенный шум гидроусилителя при поворотах рулевого колеса

- Пробуксовывает ремень привода насоса гидроусилителя

Подтяните или замените ремень

- Недостаточный уровень жидкости в бачке, вследствие чего в систему попал воздух

Устраните утечки жидкости из системы, долейте жидкость и прокачайте систему, статья - "Замена жидкости гидросистемы"

- Неисправен рулевой механизм

Замените рулевой механизм

Усилитель не работает (повышенное усилие на рулевом колесе)

- Засорен фильтрующий элемент в бачке

Замените бачок в сборе

- Пробуксовывает ремень привода гидроусилителя

Подтяните или замените ремень

- Засорены клапаны насоса

Промойте клапаны

- Залита жидкость пониженной вязкости

Замените жидкость на рекомендованную

Неодинаковое усилие при повороте рулевого колеса вправо и влево

- Засорена гидросистема

Промойте гидросистему и рулевой механизм. Замените жидкость

- Неисправен рулевой механизм (негерметичны клапаны или повреждены детали)

Замените рулевой механизм

Утечка жидкости из системы

- Изношены уплотнительные манжеты

Замените манжеты

- Повреждены шланги, слабо затянуты хомуты их крепления

Подтяните хомуты, замените шланги

- Повреждены прокладки и резиновые уплотнения крышек насоса и рулевого механизма

Замените прокладки и уплотнения

- Негерметичны или потеряны заглушки технологических отверстий насоса

Расчеканьте заглушки для восстановления герметичности, запрессуйте новые взамен утерянных или замените насос

- Повышенное давление в системе, вызванное заклиниванием расходного клапана насоса в закрытом положении

Устраните заклинивание клапана

(работу рекомендуется выполнять на СТО или замените насос)

- Повышенный уровень жидкости в бачке

Откачайте лишнюю жидкость из бачка